Спектакли «Бесприданница» по Александру Островскому и «Одураченный муж» по Мольеру режиссёра Сергея Ковальчика на гастролях в Омске национального академического драматического театра имени М. Горького из Республики Беларусь были показаны на сцене «Галёрки».
«Бесприданница»
Действие спектакля «Бесприданница» развивается строго по тексту пьесы. На сцене ведут беседу два богатых купца. Один, Василий Данилыч Вожеватов (артист Кирилл Никитин), молодой, стройный, элегантный, непринуждённо передвигающийся, одетый с иголочки. Он знаком с Ларисой Дмитриевной Огудаловой с детства, но виды на неё не имеет, как и все остальные, по причине её бедности.
Другой, Мокий Парменыч Кнуров (артист Денис Немцов), пожилой, очень богатый и потому уверенный в себе, презирающий до брезгливости небогатых. Он женат, но не прочь иметь на содержании любовницу, с которой не стыдно показаться в обществе себе равных по капиталу, и обдумывает один из таких вариантов.
Вожеватов рассказывает, что он покупает пароход «Ласточку» у судовладельца Сергея Паратова (Александр Гиренок), который должен подъехать, чтобы совершить сделку. Разговор переходит на Ларису Дмитриевну, собиравшуюся выйти замуж за чиновника Юлия Карандышева, который, по общему мнению, не только бедный, но и человек никчёмный.
С этого момента о пароходе больше речи нет, есть тема поважнее: Лариса Дмитриевна. Кнуров и Вожеватов приходят к единому мнению, что блистательная Лариса не пара жалкому чиновнику, и совместная их жизнь невозможна, будет ли свадьба или нет. Они вспомнили, что год назад Лариса была отчаянно влюблена в Паратова, но тот, много наобещав, внезапно бросил её и уехал добиваться руки богатой невесты с приданым в виде золотых приисков. Они справедливо рассудили, что Паратов вновь предаст Ларису, и, бросив жребий, согласились, что она достанется Кнурову, который для начала повезет её в Париж на знаменитую Всемирную выставку, а затем обеспечит ей содержание на всю оставшуюся жизнь.
Такого напоминания, думаю, будет достаточно, чтобы перейти теперь непосредственно к анализу спектакля. Уверен, со спектаклем белорусов следует познакомиться хотя бы из этого моего материала, т. к. «Бесприданница» из Минска была показана в Омске лишь один раз, а замечательный зал «Галёрки» имеет всего триста мест.
Знакомимся с главной героиней Ларисой Дмитриевной и исполнительницей роли её актрисой Верой Грицкевич. Начнём с внешних данных актрисы, которые сайт минского театра охотно сообщает желающим. Год рождения её 1997, рост 170, волосы длинные, каштановые, фигура по формуле 90/60/90, глаза зелёные и что-то ещё… Однако завидные физические данные ещё ничего не говорят об игре актрисы Веры Грицкевич, которая с самого начала увлекает, а затем и захватывает зрителя. Зал затих, до самого конца спектакля неслышно было ни слова, ни вздоха. Забыты все видимые ранее постановки «Бесприданницы». Переживания Ларисы перешли всякую артистическую грань, она становилась живее и неповторимее всех других бесприданниц.

На фото слева направо Сергей Паратов (Александр Гиренок), Лариса Дмитриевна (Вера Грицкевич) и Юлий Карандышев (Сергей Жбанков).
К финалу, в четвёртом действии, она обессиленно опускается на авансцене и произносит потрясающий монолог. С ближнего ряда прекрасно просматривается весь меняющийся ряд эмоций её лица. На нём отчетливо видны боль из-за предательства Паратова, отчаяние о крушении своих мечтаний, страх за будущее, непонимание окружающих, включая Карандышева, проблески пережитой любви и исчезающие надежды на неё.
Игра Веры Грицкевич уникальна в полном смысле этого слова, т. е. неповторима настолько, что и сама она вряд ли сможет повторить её. К сожалению, в театре не существует что-либо похожее на нотные записи в музыке. Однако вера православная утверждает, что все сказанные на земле слова людей записаны на небесах и, значит, только там будут вновь услышаны и увидены речи и дела актрисы.
Хотелось по привычке сказать, что игра Веры Грицкевич достойна Шекспира, но будучи православным священником, я сошлюсь на более основательный и солидный источник. На непревзойденные в веках стихи из Библии, под названием «Песни Песней Соломона». В этой книге нет имён героев, назовём их «Он» и «Она».
Она: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твоё, как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою, будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино. Он ввёл меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь».
Он отвечает: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими… Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блёстками… Пленила ты сердце моё, сестра моя; пленила ты сердце моё одним взглядом очей твоих».
Именно такую библейскую любовь демонстрирует Вера Грицкевич, и выше этого нет даже у Шекспира. Её героиня Лариса Дмитриевна оказалась беспомощной перед колдовскими чарами любви, подтверждёнными ещё в Библии мудрецом Соломоном. У партнёра её Паратова (Алексей Гиренок) таких чувств нет, у него лишь очередное увлечение, но ему мы и не уделяем столько внимания.
Игра актрисы как вдохновенное озарение, в ней и дерзость, и возмущение, и детская обида, всё на пределе человеческой и артистической возможностей. Становится страшно не только за Ларису Дмитриевну, но и за саму актрису. Исследователи психики артистов свидетельствую о том, что напряжённая служба Мельпомене не проходит для них бесследно. Мой опыт немалого художественного восприятия искусства театра подсказывает мне, что так играть опасно, даже ради подарка омичам. Под занавес она вышла усталая до измождения.
Лишь в последних жутких словах Ларисы Дмитриевны после грехопадения звучат шекспировские ноты: «Кабы меня теперь кто-нибудь убил… Как хорошо умереть… пока ещё упрекнуть меня не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захворала. Как дурно мне… Ах, как дурно, как кружится голова».
На её образ великолепно повлияла специально подобранная режиссёром, в чем его несомненная заслуга, и исполненная актрисой на столе в знак возвышения над всеми песня «По муромской дорожке». Это не отвлечённый романс, а щемящая судьба Ларисы Дмитриевны и содержание драмы Островского:
«По муромской дорожке
Стояли три сосны.
Прощался со мной милый
До будущей весны.
Он клялся и божился
Одну меня любить,
На дальней на сторонке
Меня не позабыть».
Ну, а дальше всем известно:
«Мой милый возвратился
С красавицей женой».

На фото сцена венчания Ларисы Дмитриевны со смертью
Другая оригинальнейшая находка режиссёра Сергея Ковальчика — венчание Ларисы со смертью. Приглушается свет, на Ларису набрасываются длинные чёрные покрывала, кто-то держит сзади над головой венчальный венец. Жестокая, страшная, из ряда вон выходящая картина. Фигура Ларисы поднимется выше всех, остальные остаются такими же и становятся как бы мельче, не достойные её. Она умирает, но возносится! Аллилуйя! Аллегория невероятно тонкая и сложная, но кто когда-то венчался, поймет её. Как бы оценил эту картину сам драматург Александр Островский? Думаю, не хуже моего. Создаётся впечатление, что и режиссёр восхищён игрой Веры Грицкевич, что именно она вдохновляла его при создании спектакля.
Вера Грицкевич молода, но не настолько, чтобы изображать неопытную неврастеничную барышню. Её героиня Лариса Дмитриевна представлена одновременно личностью жёсткой и нежной, страдающей и торжествующей, ненавидящей и прощающей. Она не безобидная овечка и настолько дерзко обличает Паратова в его подлости и Карандышева (Сергей Жбанков) в его убожестве, что тому ничего не остаётся другого, как стрелять в неё.
Придя из театра домой, я заново прочитал пьесу и, к своему удивлению, сделал вывод, что при чтении я не испытал и части тех впечатлений, что пережил в театре. Текст Островского оказался лишь тенью спектакля. Он сохранён, но действие на сцене сверкало красками, наполнено жизнью, трепетом, тончайшими гранями, создаваемыми всеми артистами, режиссёром и другими постановщиками.
Великолепна игра матери Ларисы — Хариты Игнатьевны Огудаловой в исполнении заслуженной артистки Республики Беларусь Анны Маланкиной. Если актрису Веру Грицкевич можно сравнить с жемчужиной — самым древним камнем, используемым в украшениях и не требующем ювелирной обработки, то напрашивается сравнение Анны Маланкиной с благородным кораллом чёрного и красного цветов для изготовления ювелирных украшений.
Сравнения эти развивают у меня самого воображение: тёплый океан, коралловые рифы, а в них драгоценные моллюски с жемчужинами и счастливые разноцветные рыбки (артисты театра) — дух захватывает. Анна Маланкина умудрена актёрским и жизненным опытом, игра её виртуозна, огранена, экономна, она красива во всех движениях своего тела, поворота головы и жестах рук. Она идеально смотрится в партнёрстве с Денисом Немцовым, представляющем Мокия Кнурова, когда они иносказательно предрешают судьбу Ларисы Дмитриевны.

На фото Харита Игнатьевна Огудалова (заслуженная артистка Республики Беларусь Анна Маланкина) и Мокий Кнуров (Денис Немцов).
Профессионализм мужского состава артистов не требует особых доказательств, каждый на своем месте. Неизменно привлекает внимание чудаковатый на вид, но мудрый Робинзон (заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Душечкин). Не вызывает симпатий Юлий Капитоныч Карандышев, но так и должно быть и в этом заслуга артиста Сергея Жбанкова. Его приходится пожалеть, что ему досталась самая неблагодарная роль, все тебя обзывают, даже трактирщик Иван (Сергей Прокопич).
И напоследок я не удержусь всё-таки ещё процитировать последние слова Ларисы Дмитриевны, сказанные жениху-убийце Карандышеву по тексту: «Ах! Благодарю вас! (нежно) Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние. Поднимает пистолет и кладет на стол)». И в смерти она оказалась выше всех, простив убийцу.
«Одураченный муж»
Комедия Мольера оказалась резко противопоставленной драме «Бесприданница» во всех отношениях. В «Бесприданнице» дана целая картина русской жизни XIX века. В ней представлены купцы, чиновники, барышни, бродячий артист, передана общественная атмосфера того времени. Персонажи её сложные, неоднозначные, со многими смыслами.
Комедия же французского драматурга Мольера проста и пересказать её легко. В ней нет ни начала, ни конца, как в русской сказке про белого бычка. Богатый крестьянин Жорж Дантен (артист Александр Полозков) по глупости и честолюбию женился когда-то на Анжелике (Виталина Бидюк) из обедневшего дворянского семейства. Она не ставит его и в грош, сама имеет ангельский вид, смотрится балериной, а нравом легкомысленна. От скуки она заводит шашни с равным ей по положению молодым дворянином Клитандром (Павел Евтушенко), и все старания Жоржа Дантена сводятся только к тому, чтобы помешать жене встречаться с любовником.
Жорж Дантен пытается найти поддержку у родителей Анжелики господина Сатанвиль (заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Душечкин) и госпожи Сатанвиль (Виктория Ковальчик). Однако те кичатся своей знатностью и защищают свою дочь, твердя одно: «Нет и не было жены вернее и честнее». Жорж Дантен в отчаянии, его же ещё и заставляют просить у жены прощение. Плакали мужики в зрительном зале и не успевали вытирать слезы.

На фото слева направо г-н Сатанвиль (Андрей Душечкин), Жорж Дантен (Александр Полозков) и г-жа Сатанвиль (Виктория Ковальчик).
Анжелика, как водится, изобретательна, с ней не соскучишься. Ей помогают слуга Клитандра Любен (Александр Гиренок) и собственная служанка Клодина (Александра Прищепова). Слуги эти, конечно, тут же замышляют жениться сами по себе.
Весело. Персонажи в темноте принимают одного за другого, виконт обнимает вместо дворянки служанку на радость той. При ярком свете они бродят по сцене, протягивая руки, как будто не видно ни зги, спускаются в зал, тревожа зрителей. Смешно ли это? Смешно ужасно, но подобные приёмы рассчитаны на невзыскательный крестьянский вкус. Зачем театр ставит такой спектакль? Народ смотрит, веселится, вот и ставят. Сочиняя этот спектакль, Мольер делал акцент на социальные предрассудки, но сегодня эта проблема, как кажется, далеко не актуальна. Попросту говоря, страдания Жоржа Дантена сегодня воспринимаются как анекдот на самую распространённую тему супружеской измены или, точнее, серию анекдотов, в которых вся «классика»: обманутый муж, любовник за шторой, в шкафу или на балконе, презренная тёща, хитроумные служанки.

На фото справа налево г-н Сатанвиль (Андрей Душечкин), Анжелика (Виталина Бидюк), г-жа Сатанвиль (Виктория Ковальчик) и на столетия одураченный, униженный муж Жорж Дантен (Александр Полозков).
Анжелика — хитрая бестия, уловкам её нет конца, она беззастенчиво отрицает все претензии мужа. Вот уже 400 лет Мольера называют классиком комедии, а новые поколения зрителей продолжают восторгаться «Одураченным мужем». Кому что, кому нравится поп, кому попадья, кому попова дочка, а зрителю — Виталина Бидюк.
Ко всему прочему, Мольер безбожник. Служители клира и хоронить его, внезапно умершего, не позволяли на кладбище, похоронили ночью, тайком, «подле кладбищенского забора». Потому не приходится удивляться, что гадкий грех супружеской измены подан в пьесе лишь как забавное приключение. В этом главная беда и Мольера, и спектакля, и этой беде с энтузиазмом способствуют артисты.
Спектакль жив и легко смотрится благодаря замечательной игре артистов. Великолепен Александр Полозков в унижении своего героя Жоржа Дантена, только обидно нам, мужчинам, за него; монументален заслуженный артист Андрей Душечкин в партнёрстве с равной ему Викторией Ковальчик. Ну, а обворожительную Виталину Бидюк можно смело назвать другой жемчужиной в короне минского академического театра наряду с Верой Грицкевич, которая в отличие от своей героини бесприданницы полна творческих планов и душевного богатства.
Виталина Витальевна очаровательна в своих проказах, и она портит пьесу Мольера, потому что не только не вызывает неприязни к своей героине дворянке Анжелике, но принуждает восхищаться ею. Мне не попались внешние документальные данные этой актрисы (рост, вес), но и не надо, достаточно своих впечатлений: она достойна любования, начиная с головы, точнее, с запоминающегося интеллектуального лица и заканчивая балетными туфельками.

На фото зрители на спектакле «Одураченный муж» 10 июня 2025 г. в театре «Галёрка».
Национальный академический драматический театр имени Максима Горького из Республики Беларусь спектаклями «Бесприданница» и «Одураченный муж» достойно завершил театральный сезон 2024–2025 г. в Омске.
Лев Степаненко, член Союза писателей России, лауреат премии СП Имперская Культура фонда святителя Иоанна Златоуста за серии статей о современном театральном искусстве, священник Русской православной церкви, доктор, профессор РАЕН.