21 октября 2014, 11:00

Дворовые «войны» в Омске: парковка vs детская площадка

Дворовые «войны» в Омске: парковка vs детская площадка
Фото: www.free-lancers.net
Чтобы разграничить права жильцов и ответственных за придомовые территории омских новостроек, пресс-центр изданий «Ва-банкЪ.Омск», «Все для Вас» и городской портал Om1.ru пригласили на круглый стол представителей застройщиков города, агентств недвижимости и банков.

Сразу стоит определиться, к придомовой территории относятся автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, элементы озеленения, благоустройства и непосредственно сам земельный участок, на котором расположен дом. Она является общим имуществом, и, как говорится в ст. 158 Жилищного кодекса РФ, все жильцы участвуют в расходах по ее содержанию соразмерно своей доле в праве общей собственности, то есть чем больше площадь квартиры, тем больше плата.

Как уточнил руководитель отдела новостроек АН «Недвижимость 55» Дмитрий Соколов, любой жилой дом обязательно имеет такую территорию, размеры частей которой регламентируются этажностью, количеством жильцов, прописаны в СНИПах (строительных нормах и правилах) и закладываются в генплан строительства. К примеру, для игр детей младшего школьного возраста площадка должна занимать 0,7 м2 на человека, для отдыха взрослых — 0,1 м2, а парковки рассчитываются исходя из правила — 295 машиномест на тысячу человек.

Дмитрий Соколов рассказывает о нормах, обязательных при возведении жилых домов.

Однако в реальности чаще всего в новостройках не всегда есть возможность соблюсти подобные требования, разработанные еще во времена, когда потребности жильцов были иными. Те же парковки — они есть, но их либо не хватает, либо до них нужно идти. В результате вопрос инфраструктуры дворов, по словам участников встречи, является одним из обязательных при выборе жилья.

Юрий Лагутин, руководитель отдела новостроек АН «Авеста-риэлт»:

— Застройщик в первую очередь руководствуется принципами рентабельности. Когда он строит жилой дом, есть нормы. К сожалению, не всегда у застройщика хватает места придомовой территории для того, чтобы разместить достаточное количество парковок. Тем более с учетом последней тенденции: застройщик, подстраиваясь под рынок, старается сделать в доме как можно больше одно- и двухкомнатных квартир небольших площадей, которые максимально востребованы.

Другой вариант — строительство нескольких парковочных зон, хотя и не все на это идут. Так, например, в жилом парке «Врубелево» на придомовой земле обустроены детские и рекреационные площадки, а для автовладельцев за территорией двора организованы открытые стоянки и трехэтажный парковочный комплекс закрытого типа. Помимо этого, возможно строительство подземных автостоянок. Такие уже есть в Омске на набережной Тухачевского, на улице Красина, а также предусмотрены в генпланах нескольких новостроек. Но из-за высокой стоимости жильцы не готовы их покупать: одно место стоит в Омске около 1 млн рублей, отметил Лагутин. В результате автовладельцы нередко предпочитают оставлять машину у подъезда, постепенно тесня другие объекты придомовой территории, и если на уменьшение ширины дорожек и клумб реагируют менее остро, то за детские площадки борются до конца.

Юрий Лагутин:

— Парковка всегда есть. И всегда есть детская площадка. Дом сдается в эксплуатацию, а потом жители начинают «воевать»: для кого-то важен вопрос детской площадки, для кого-то важен вопрос автомобиля, а для кого-то важно и то, и то. И такие «войны» постоянны, если их не регулировать, а регулировать это должна управляющая компания.

Юрий Лагутин обрисовал схему «наступления» автомобилистов на детскую площадку.

Поясним, после того как застройщик, закончив строительство, передал квартиры вместе с придомовой территорией в собственность жильцов, он уже не несет ответственности за дельнейшие разбирательства. Собственники, во-первых, могут создать товарищество собственников жилья (ТСЖ), и тогда они сами будут руководить общим имуществом. Во-вторых, можно выбрать управляющую компанию (УК), которая на возмездной основе будет оказывать услуги по содержанию двора и заниматься спорными вопросами.

Участники круглого стола обсуждают пути решения проблем придомовых территорий.

Так, возможный выход — обращение в правоохранительные органы или установка ограждения, чтобы разграничить зоны площадки и парковки. В первом случае вопрос решается в индивидуальном порядке, во втором — собственники должны вынести общее решение, собрать денежные средства, а исполнение ложится на УК или ТСЖ.

Дмитрий Соколов, руководитель отдела новостроек АН «Недвижимость 55»:

— Когда идет приемка объекта, проверяется, какая территория выделена для парковок, пешеходных дорожек, рекреационной зоны. И потом, когда возникают неприятные ситуации, к застройщикам это относится в последнюю очередь. Никто из застройщиков не имеет ни возможности, ни права регламентировать. Регламентируют либо УК, либо ТСЖ. И если бывают перегибы в ту или иную сторону, это все решается с помощью нормативных актов. Если машины заезжают на территорию, предназначенную не для них, вызывается экипаж ГИБДД и эвакуатор. А если мы сделаем чуть больше площади парковок, то стоимость квадрата квартиры тоже будет чуть выше.

Но из-за всех перипетий многие согласны платить больше за более комфортные условия. Соколов поделился, что с большой долей вероятности при относительно близкой стоимости выберут тот дом, где лучше организован двор. В итоге застройщики чаще задумываются о том, чтобы «построить немного дороже, но обеспечить людям больший комфорт. Иначе продажи будут более низкими по сравнению с конкурентами». Его мнение подтвердила руководитель отдела кредитных программ АН «Аркада-Стиль» Наталья Попова. Она добавила, новые микрорайоны «намного симпатичнее, и детские площадки обустроены лучше», потому что выгоднее продавать благоустроенную территорию.

Наталья Попова отмечает желание застройщиков качественно обустраивать дворы и ответный интерес клиентов к таким новостройкам.

Если же «война» уже в разгаре, застройщика винить нет смысла. Нужно вести системную деятельность в рамках закона или же вместе с УК реорганизовывать дворовое пространство, тем более что и автовладельцев становится больше, и рождаемость повышается.

Участники круглого стола
«Придворовая территория новостроек как один из важных факторов при выборе жилья»

Участник Компания Должность
Павел Глебович ФБ Инвест (жилой парк «Врубелево») менеджер по продажам
Наталья Фадеева Инвестиция-Риэлт генеральный директор
Наталья Попова Аркада-Стиль руководитель отдела новостроек и кредитования
Ольга Петрова ВТБ-24 начальник отдела ипотеки
Юрий Лагутин Авеста-риэлт руководитель отдела новостроек
Дмитрий Соколов Недвижимость 55 руководитель отдела новостроек
Надежда Макрак Акрополис риелтор
Юлия Щерба Восточно-Сибирская строительная компания заместитель генерального директора
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
5 комментариев
lyk 21 октября 2014 | 11:29
В общем, жильцы сами должны как-то договариваться.
Но 295 парковочных мест на 1000 жителей!
direktor 21 октября 2014 | 17:17
Просто законодателям все равно на людей. Если многие нормы были в 1989 созданы. Так уже, слава Богу, реальность другая совсем...
Показать все комментарии (еще 3)

Смотрите также