4 апреля 2024 года состоялся выход долгожданной компьютерной игры «Смута». Разработка Action RPG проекта от третьего лица в сеттинге Смутного времени с самого начала сопровождалась множеством громких заявлений, высокой планкой ожиданий и жёсткой критикой со стороны игроков. Спустя несколько лет производства и миллиардных вложений государства игра наконец вышла и практически моментально была обрушена шквалом негативных отзывов. Что же не так с этой исторической Action RPG? Разбираемся в нашей рецензии.
Скриншот: Игра «Смута». Источник: smuta.games
История создания
С самого начала разработка «Смуты» была окутана ореолом амбиций и больших ожиданий. Игра была анонсирована студией Cyberia Nova ещё в июне 2022 года. Уже тогда проект позиционировался как одна из первых отечественных ААА-игр с крупным бюджетом. Разработчики громко заявляли о том, что проект на выходе будет представлять из себя российский ответ таким хитам, как «Ведьмак 3» и Assassin’s Creed.
Однако с самых ранних концепт-артов игра была встречена геймерами с крупной долей скепсиса. Сомнения вызывали амбициозные обещания при относительно скромном бюджете по меркам ААА-проектов, а также качество визуального исполнения на ранних стадиях.
Источник: smuta.games/bolshie-novosti/
В последующие два года производство игры сопровождалось неоднократными утечками геймплея и переносами даты релиза. По мере затягивания разработки всё сильнее возрастал общий бюджет проекта. К июню 2023 года за счёт дополнительных государственных вливаний он достиг уже 500 млн рублей.
Параллельно росла и волна критики в адрес проекта — от скепсиса относительно общего качества до обвинений в исторических неточностях. Однако что же представляет из себя финальная версия долгожданной «Смуты»?
Первые концепт-арты игры. Источник: smuta.games
Коротко о сюжете и мире игры
По заявлениям разработчиков, действие «Смуты» опирается на исторический роман Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Литературный первоисточник, как, собственно, и игра, описывает драматические события Смутного времени в начале XVII века в России.
Главный герой игры — Юрий Милославский, представитель знатного боярского рода, — вынужден лавировать между враждующими сторонами в этот неспокойный период. Финальная концовка игры зависит от выборов и «кармы» протагониста на протяжении всей кампании.
На первый взгляд, мир игры, воссозданный под присмотром исторических консультантов, выглядит аутентично. Однако, несмотря на попытки разработчиков передать всю атмосферу эпохи, ощущение портит полная статичность и неинтерактивность окружения. Локации выглядят скорее как декорации, нежели живой игровой мир.
Концепт-арт с иллюстрацией мира игры. Источник: smuta.games
Разочаровывает и качество самого повествования. Диалоги часто скучны и многословны, утопают в пустой болтовне. В большинстве своём они напоминают скорее современные политические шутки и стереотипы, нежели достоверное погружение в XVII век.
Создаётся ощущение, что разработчики использовали роман Загоскина лишь как общую завязку и канву событий, однако в процессе первоисточник был так сильно искажён авторами проекта, что окончательный вариант игры имеет мало общего с оригинальным литературным материалом.
Геймплей
Боевая ситуация в игре. Скриншот: Игра «Смута»
Игровой процесс «Смуты» также оставляет противоречивые впечатления. С одной стороны, здесь есть все атрибуты жанра Action/RPG — исследование открытых локаций, прохождение заданий, сражения с врагами и постепенная прокачка персонажа.
Тем не менее реализация этих механик получилась весьма посредственной. Боевая система, как одна из ключевых механик всей игры, разочаровывает своей грубостью и примитивностью. Удары кажутся неотзывчивыми, комбо-связки практически отсутствуют, а анимация атак явно страдает от нехватки проработки.
Локация из игры. Скриншот: Игра «Смута»
Не впечатлила и система скрытности. Прохождение миссий, связанных с механиками стелса, реализовано максимально поверхностно, без каких-либо изысков, присущих современным играм жанра. Прятаться от врагов приходится надеясь разве что на глупость искусственного интеллекта. Нередки ситуации, в которых режим стелса включается разве что для вида, а противники в лоб не замечают главного героя, что на фоне всеобщей пафосности происходящего выглядит до смешного абсурдно.
В целом геймплей «Смуты» производит удручающее впечатление. Он кажется безнадёжно устаревшим, неотзывчивым и лишённым какой-либо свежести или глубины. Для Action/RPG 2024 года такой примитивный геймплей — существенный просчёт разработчиков.
Визуал и звуковое оформление
Особое внимание при рассмотрении «Смуты» следует уделить графической составляющей. В целом именно визуальное и звуковое оформление проекта можно назвать самой сильной стороной игры. Разработчикам удалось передать колорит и воссоздать атмосферу исторической эпохи XVI века, пусть и с некоторыми техническими огрехами.
Локации игры отличаются тщательной проработкой архитектуры, костюмов и доспехов персонажей. Использование возможностей движка Unreal Engine 5 позволило создать качественные и реалистичные модели, во многом способствующие погружению игрока в историческую атмосферу.
Скриншот: Игра «Смута»
Однако, несмотря на очевидные достоинства графического исполнения, в нём можно заметить и недостатки. В динамичных сценах, к примеру, нередко возникают проблемы со стабильностью частоты обновления кадров, что сильно нарушает общую плавность визуальной картинки.
Звуковое сопровождение «Смуты» также вносит свой вклад в создание исторической атмосферы. Тщательно подобранная музыка, качественная озвучка диалогов — всё это работает на погружение игрока в эпоху Смутного времени.
Скриншот: Игра «Смута»
Вердикт
В итоге «Смута» предстаёт игрой, которая, судя по всему, стала жертвой непомерных амбиций создателей и неоправданных ожиданий геймеров. Вместо долгожданного российского ответа зарубежным хитам игроки получили сырой и местами устаревший продукт, который вряд ли сможет заинтересовать кого-то, кроме патриотов отечественного гейминга.
Скучный и зачастую наигранный сюжет, поверхностная реализация ключевых механик — всё это сводит на нет усилия разработчиков по созданию качественного продукта. В итоге «Смута» больше напоминает пробу пера, нежели зрелый ААА-проект.
Разумеется, игра может представлять определённый интерес для преданных любителей отечественной истории и тех, кто стремится поддержать отечественный игровой рынок. Однако для подавляющего большинства современных геймеров «Смута» вряд ли станет чем-то большим.
Автор: Олег Крюков