Афиша Омска: все развлечения города

«АРХИП КУИНДЖИ. Четвертое полнолуние. Ученики и поклонники»

Дата
с 1 октября по 28 февраля, 10:00
Место Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Телефон (3812) 24-15-64; 20-00-47; 20-00-45
Возрастные ограничения 0+

Центральный экспонат – работа выдающегося живописца, мастера пейзажной живописи, педагога и крупного благотворителя Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910) «Ночь на Днепре» (1880-е. Бумага на холсте, масло. 54 х 72) из собрания Музея имени М. А. Врубеля.

Необходимость реставрационного вмешательства в 1990-е годы вывела картину из постоянной экспозиции, и теперь, после долгого перерыва, она вновь вернулась к зрителю. По результатам исследований сотрудников Государственной Третьяковской галереи, «омская» картина – четвертый авторский вариант-повторение знаменитого полотна «Лунная ночь на Днепре». В октябре–ноябре 1880 года оно экспонировалось в Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге, а сейчас представлено в собрании Государственного Русского музея. Произведение, еще недописанное, было приобретено великим князем Константином Константиновичем, а затем вызвало настоящий ажиотаж у зрителей.

Впоследствии Архип Куинджи исполнил пять повторений картины «Лунная ночь на Днепре». Одно из них находится в Астраханской государственной картинной галерее, другое принадлежит Государственной Третьяковской галерее (Москва), остальные хранятся в Национальном музее Республики Бурятия (Улан-Удэ), Симферопольском художественном музее, Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Пейзажи не являются абсолютными копиями и отличаются нюансами: характером красочного мазка, обозначением звезд, огней в окнах хат, очертанием облаков. Так, «Ночь на Днепре» из омского собрания, исполненную масляными красками на плотной бумаге, отличает гладкая живопись поверхности воды, в то время как темно-голубое пространство над рекой и облака написаны пастозно широкой кистью. Завораживающий вид бескрайней равнины, плавно текущие воды степной реки, деревенские хаты, в окнах которых теплятся огоньки, – все в этом пейзаже проникнуто чувством величавой красоты и бесконечности мироздания. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», – писал о мастере Илья Ефимович Репин.