om1.ru
«Джокера» Тодда Филлипса все любят и ненавидят. Что с фильмом не так и почему его все же стоит посмотреть В российских кинотеатрах идет «Джокер» Тодда Филлипса. Мы посмотрели картину в кинотеатре «Слава».

«Джокера» Тодда Филлипса все любят и ненавидят. Что с фильмом не так и почему его все же стоит посмотреть

В российских кинотеатрах идет «Джокер» Тодда Филлипса. Мы посмотрели картину в кинотеатре «Слава».
11 октября 2019, 18:30
рецензия

Небольшая предыстория. Примерно за месяц до выхода «Джокера» в российский прокат нам написал парень с просьбой достать «проходку на предпремьерный показ» фильма в Омске. Проходку мы не достали, но зато спросили, чем его не устраивает обычный сеанс. И знаете что? Его так впечатлили фестивальные рецензии в духе «Этот фильм станет классикой», что он влюбился в него ещё до того, как посмотрел.

В итоге зрители разделились: одни безоговорочно обожают «Джокера», другие презирают: тут не по комиксу, тут не так, верните нам Хита Леджера. Как только фильм вышел в российский прокат, эти две группировки измельчили дискуссию о «Джокере» на столь мелкие детали, что тут надо не рецензию писать, тут надо сравнительный лабораторный анализ проводить. При этом с обеих сторон есть доводы, с которыми нельзя не согласиться.

В этом споре мы решили занять центристскую позицию. Вы читаете не рецензию, с ее помощью этот фильм не вскрыть, скорее это заметки на полях, разрозненные записи в анамнезе «Джокера».

1.

«Джокер» взял главный приз в Венеции и поэтому его почему-то принято оценивать, как авторское высказывание. Ну, мол, смотрите, это не ваш там этот картонный Marvel («который по выручке мы уже никогда не догоним», — DC), а многогранное кино о человеке с ментальными расстройствами. Под эту версию даже придумали легенду, что в Венеции зал аплодировал пять минут после финальных титров и каждый уважающий себя кинокритик, конечно, это упоминал. Но у нас есть предложение получше: давайте мы перестанем друг другу рассказывать сказки о капиталистических корпорациях с душой. Таких не бывает. И тут одно из двух: либо эти корпорации настолько жадные, что хотят деньги даже той немногочисленной прослойки людей, которым попкорн в кино важен во вторую очередь, либо в Венеции было так тухло, что «Джокер» на этом фоне выстрелил. И вообще, давайте уже закончим с этим вот разделением на авторское и массовое. Это разделение всегда было искусственным и шло оно от разделения культуры на массовую и элитарную. Но проблема в том, что такой культуры больше нет. И дело тут не только в постмодерне, метамодерне и других неудачных терминах. Дело тут в том, что кино — это деятельность коллективная, а не индивидуальная. У этой деятельности есть формальный руководитель по художественной части, но лишь формальный. Есть другие отличные системы измерения: хорошо vs плохо. Другое прекрасное правило, которому мы всегда следуем: предложил закон — нарушь его. «Джокер» не классный и не плохой, но об этом ниже.

2.

Второе несколько связано с первым и поэтому тоже заблуждение. «Джокер» — это первый шаг комиксных боевиков в сторону серьезного кино для тех, кому за 14+. Тут, конечно, сразу же подключаются уважаемые фанаты уважаемых графических романов о Бэтмене и Джокере, которые, надо сказать, действительно очень занимательные. Наш любимый — это Arkham Asylum, в котором те же мотивы, что и в фильме Филипса достаются уже Бетмену. Психическое здоровье, cogito ergo sum, дереализация и так далее. Но давайте покинем астральное тело фаната и переместимся в настоящее: «Джокер» Филлипса — это вообще не про комиксы. Эта мысль не наша, но главное, что она верная: Филлипс хотел снимать «Таксиста» Скорсезе, но пришлось снимать «Джокера». В итоге — добавим мы от себя — он не успел ни за одним зайцем. Это не провал, нет. Это просто заурядно. Если убрать из нарратива упоминание о том, что главный герой — Джокер, то мы бы просто смотрели кино о серийном убийце. А тогда стоит ли вообще говорить, о том, что комиксы хотят быть серьезнее и глубже? Нет, конечно. Все это маркетинг грязной воды.

3.

«Джокер» — это сборник сюжетных клише. Любой standalone супергеройский фильм построен именно так: детская травма, реакция на нее, осознание травмы, принятие себя. При этом проблема психических заболеваний, о которых в России не очень принято думать, ставит тут вот ещё какую дилемму, даже две:

  1. расстройство личности — это сложный процесс, совершенно точно не укладывающийся ни в какие сюжетные паттерны, а потому выглядящий как тупой эксплотэйшн
  2. репрезентация людей с психическими расстройствами в таком кино всегда единогласная — сходящий с ума человек обязательно превращается в преступника.

Как бы нет. Наблюдать этот паттерн, кочующий из фильма про одного супергероя в фильм о другом супергерое — надоело. Но справедливости ради нужно сказать, что Бэтмен всё-таки связан с Джокером, у них как бы любовь, поэтому, так уж и быть, баллы за артистизм списывать не будем.

Но есть в репрезентации психического расстройства в «Джокере» и примечательные моменты. Например, как показывается психическая гибкость героя через его невротический танец. Через его пластику. Так танцует болезнь. И здесь, конечно, не без намека на некоторую андрогинность самого Джокера, его нестабильность внутри гендерного спектра, его непринадлежность к любой возможной общественной системе регуляции. Но все это не перечеркивается — нет, но постоянно оттеняется плохими пошлыми шутками про карликов. Именно плохими, потому что пошлые шутки — это искусство.

4.

Теперь о хорошем. Визуально фильм — практически безупречен. В этом году вообще культурой заправляют люди, причастные к «Мальчишнику в Вегасе». Сначала сценарист этого фильма сделал главный сериал конца лета «Чернобыль», а теперь режиссер и оператор снимают «Джокера». Грязные замусоренные помещения, приглушенный свет, серо-зеленая палитра — Готэм Сити как мы любим. Постоянные референсы к американскому кино 70-х, самый жирный из которых надпись «Конец» перед титрами. Впрочем, кто сейчас только не стилизует под 70-е. Это не то чтобы оригинальный режиссерский ход.

5.

Главный пришибленный голливудский актер поколения Хоакин Феникс — прекрасен. Выше мы уже говорил о пластике Джокера, о том, как его болезнь проявляется телесно, как ее невозможно поэтому спрятать. Главная заслуга в этом, конечно, Хоакина Феникса. Худощавое тело, сплетенное из жил, засаленные слипшиеся волосы по плечи, агония в глазах. Рейтинги — это зло, но если бы мы составляли список лучших Джокеров в истории кино — Джокер Феникса был бы где-то на вершине.

6.

Еще одна большая проблема «Джокера» — невнятная идеология. Филлипс очевидно пытается говорить со зрителем о потребительском капитализме и увеличивающемся разрыве между богатыми и бедными. Богатые в этом сценарии все больше отрываются от земли и не воспринимают людей с низкой финансовой ступени, а бедные маргинализируются и объединяются в преступные шайки. Это вполне реалистичный сценарий и Филлипс выбирает говорить об этой проблеме с точки зрения марксистской критики потребления и отчуждения труда. Эффективна такая критика или нет (Нет!), каждый решает для себя сам, проблема не в марксистском методе, проблема в карикатурности, с которой демонстрируются выводы из него. Протест в «Джокере» — глянцевый: это сборище людей с дубинками, которые просто крушат все, без цели, без требований, без идей. В то время как реалистичный протест никогда не однороден и всегда создан вокруг какой-то идеи. Короче, нет никакой серьезной надобности дальше разбирать репрезентацию протеста в «Джокере». Он карикатурный, поверхностный, пустой и кричит об этом в каждой сцене.

7.

Обычно об этике и морали говорят только самые аморальные люди, поэтому этот пункт нам особенно неловко писать. Но без него, к сожалению, никак, потому что если и есть какая-нибудь четко артикулированная идея в «Джокере», то это идея оправдания убийств жесткостью мира. Если мир обращается с тобой жестоко — у тебя есть моральное право ответить на эту жестокость убийством. Согласитесь, весьма сомнительная этическая максима. Здесь, правда, нужно сказать, что критиковать вымышленный мир через сравнение с реальным — весьма странное начинание. Тем более в культуре, повернувшейся к историям об антигероях.

 
Главная новость по теме
 
Фото: kinopoisk.ru
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter