om1.ru
Дима Вирже: «После того как я катался в гробу с горы, меня предлагали сжечь» С основателем галереи «Левая нога» мы пытаемся понять современное неформатное искусство.

Дима Вирже: «После того как я катался в гробу с горы, меня предлагали сжечь»

С основателем галереи «Левая нога» мы пытаемся понять современное неформатное искусство.

— Мы сейчас находимся в самом центре города. Рядом улица Красный Путь. Наверное, половина жителей каждый день проезжает по ней, а сюда, в галерею, заходят немногие. Как ты думаешь, возможна ли когда-нибудь такая ситуация, когда мы будем заходить сюда по пути с работы или на работу, чтобы узнать, что же нового происходит? 

 — Это невозможно никогда, не было возможно ни в прошлом, ни в будущем. Согласно серьёзным исследованиям, современным искусством и искусством вообще интересуются 3% населения.

— Как живёт сегодня современный неформатный художник? Ему нужно, кроме собственно творчества, искать какие-то заказы, например, оформление интерьеров? Или заниматься бизнесом, а в свободное время рисовать?

 — У меня есть такой ответ, который я уже озвучивал, что художественное творчество встречается с бизнесом в точке, которая называется дизайн, поэтому огромное количество людей и сейчас, и раньше занимаются оформительскими работами. Вот эта точка называется дизайн, но это было и раньше: Сальвадор Дали оформлял витрины, Пикассо тоже это делал.

— Не могу тебя не спросить. Ты возлагал венки к омскому метро, катался в гробу на лыжах в омском парке, но я никогда не видела у тебя работ, связанных с политикой. Эта тема тебя не интересует или она более опасна, чем, например, религия? 

 — Возложение венков к метропереходу — это чистой воды политика, это были венки безвременно утраченным миллиардам. И миллиарды были народные. Меня поразило в тот момент, что люди безмолвствовали. В стране появилось огромное количество собственников, хозяев — нет, т. е. люди понимают свою собственность только до порога своего дома. Кто-то потратил чьи-то деньги? Но если с банковской карты пропадает тысяча, то шума будет много.

— Мне всегда было интересно, а что дальше? Привлекли внимание к какой-то проблеме, показали, как всё плохо, и люди должны сами найти выход из ситуации? 

 — Я на этот вопрос ответить не смогу. Я действую по принципу «Хочешь чудес — чуди сам». Для меня это способ самореализации. Я могу это описать. Я это и делал, но если ты думаешь, что кто-то что-то понял, ошибаешься. Никто ничего не понял. После того как я катался в гробу с горы, я получил огромное количество комментариев, где меня предлагали сжечь. Гроб в древнеславянской мифологии является символом возрождения, а скорость в сочетании с возрождением означает максимально быстрое возрождение. Хотя, с другой стороны, все мы будем находиться в окружении крестов, оградок и венков большую часть своего земного существования. Этого не нужно бояться. То, как выглядят наши кладбища, вызывает досаду. Всё похоже на большую мусорную кучу, и никто не обращает на это внимания.

— В музее есть освещение, пространство, чтобы ты мог попытаться осознать, вступить в некое взаимодействие с картиной. Как ты советуешь воспринимать современное искусство? 

 — Настоящее искусство максимально непонятно. В это нужно просто верить. Это не научное знание. Настоящий художник должен максимально дезинформировать окружающих.

— Когда у тебя будет ближайшая выставка? 

 — В марте, это будет выставка феминистическая. У нас нет чёткого плана, но текущий год примерно свёрстан, и мы точно понимаем, что скучать не придётся.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter