om1.ru
Елена Агафонова: «Цирк – живой, его невозможно «рассчитать» или «аккуратно разложить по полочкам» Директор омского цирка провела экскурсию за кулисы манежа и рассказала, как они жили во время пандемии COVID-19.

Елена Агафонова: «Цирк – живой, его невозможно «рассчитать» или «аккуратно разложить по полочкам»

Директор омского цирка провела экскурсию за кулисы манежа и рассказала, как они жили во время пандемии COVID-19.
13 октября 2020, 12:40
интервью

Омский государственный цирк все еще остается закрытым: полгода назад из-за пандемии коронавируса ему пришлось приостановить свою работу. Корреспондент портала Om1.ru пообщалась с директором омского цирка Еленой Агафоновой об особенностях цирковой жизни в эпоху коронавируса.

Почему мы не открываемся?

Уже почти семь месяцев наш Омский цирк остается закрытым. Казалось бы, странная ситуация, ведь омское региональное законодательство позволяет нам работать наряду с театрами и другими культурными учреждениями при целиком заполненном зале. Но наши двери по-прежнему закрыты. В чем причина? Дело в том, что Омский цирк существует не сам по себе: это один из 37 филиалов Росгосцирка. Мы не стопроцентно автономны, мы часть большой и мощной российской системы. Например, в течение месяца у нас проходят гастроли программы, а после этого артисты должны уехать в другой город. Но там, куда они должны прибыть, эпидемиологическая ситуация пока не позволяет работать цирку: таково распоряжение региональных властей. Таким образом, каждый филиал Росгосцирка зависим от эпидемиологической ситуации не только в своем, но и в других российских регионах. Поэтому руководство Росгосцирка приняло взвешенное решение запустить в работу все филиалы одновременно. А пока они остаются закрытыми.

Фото: архив Om1.ru

Цирк закрыт — мы идем на работу

Цирк — живой: это не офис, который можно запереть на ключ и вернуться через полгода, смахнув пыль со стола. Невозможно поставить на паузу уход за животными, заказ кормов, репетиции, ремонт здания цирка и гостиницы. Артисты, дрессировщики, ветеринары, бухгалтер, юрист, строительные рабочие — их дела не отложишь в долгий ящик. Да, бегемота надо кормить, а заявки на его корм — оформлять, ведь цирковая жизнь никогда не останавливается. Такая вот ситуация: цирк закрыт, а мы все продолжаем ходить на работу.

 
«Бегемота надо кормить, а заявки на его корм — оформлять, ведь цирковая жизнь никогда не останавливается»

Карантин как шанс на перезагрузку

Когда долго находишься в сложной ситуации, стараешься найти в ней хоть какие-то плюсы. То полезное, пожалуй, что дал цирку карантин — это время на создание новых номеров, на «перезагрузку» программы. Так, например, у Росгосцирка появилось увлекательное новое шоу «Девочка и слон» на базе аттракциона знаменитой династии Корниловых, и после снятия ограничений его обязательно увидят зрители. Мы все ждем встречи с нашей уважаемой публикой: цирковая программа — это всегда работа для зрителя и со зрителем. И артистам, и животным очень важно, чтобы на них смотрели, им аплодировали, их шуткам смеялись, их трюкам удивлялись… На полгода мы остались в пустых залах — что может быть тяжелее для артиста! Верим, что залы без зрителей скоро будут частью лишь нашей памяти, а не реальности.

Фото: архив Om1.ru

О чем молчит цирк?

Пожалуй, могу сказать, что СМИ нас любят — они пишут об омском цирке часто, и чаще всего — положительно. На критику, если она есть, стараемся реагировать быстро и конструктивно. Но цирк — это радость, веселье, он должен приносить позитивные эмоции, и нам, конечно, не хотелось бы огорчать людей и нести им печальные новости. Зачем? Людям достаточно своих проблем. О чём мы никогда не говорим сами? Конечно, есть информация, которая просачивается в прессу, но сами мы стараемся не говорить о смерти и болезнях животных, а также о травмах артистов. И не из желания что-то утаить: я считаю просто-напросто недопустимым «ловить хайп» на проблемах. Уход из жизни четвероногого, пернатого, хвостатого питомца — пусть и естественный процесс, но для дрессировщика — это всегда огромная потеря, сравнимая, пожалуй, только с потерей близкого человека. Работая с животными в цирке, дрессировщики проживают с ними целую жизнь — на манеже и за его пределами. Животное становится большой и очень важной частью жизни дрессировщика, и потерять его очень тяжело.

Фото: архив Om1.ru

Вторая запретная для нас тема — это травмы артистов. Все, кто пришел работать в цирк, понимают, что травмы — это часть профессии, но выносить это на обсуждение мы никогда не станем. Кроме того, цирковые артисты — люди суеверные, а говорить о травмах — не к добру.

Поэтому пусть цирк останется для наших зрителей добрым, светлым и радостным, не омраченным новостями о смерти или боли.

«Очень надеемся, что после пандемии наш зритель к нам вернется»

Всегда повторяю: мы должны быть благодарны, что люди покупают билеты и приходят на наши представления. Мы делаем всё, чтобы не разочаровать нашего зрителя: приглашаем артистов, чье мастерство признано во всем мире и отмечено на самых престижных цирковых фестивалях, открываем для омской публики новые таланты, делаем наши программы разнообразными, знакомим город с экзотическими животными. Собственные программы Росгосцирка, которые приезжают в омский цирк, мы дорабатываем, наполняем «изюминками» — балетом, танцорами, новыми номерами… Могу с уверенностью говорить о высоком уровне программ, о профессионализме артистов, о живом интересе, который они вызывают у зрителей. Омичи знают: они придут в наш цирк и не будут разочарованы. Мы много работаем, и это оправдывает себя: полные залы, стабильная посещаемость. Карантин заставил гостить в нашем городе масштабную, разножанровую и очень сложную программу легендарного Гии Эрадзе со множеством артистов, животных и смелых идей — и мы очень надеемся, что после пандемии зритель к нам вернется, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир циркового искусства. Потому что все мы соскучились!

Фото: архив Om1.ru

Животные — тоже люди

Знаете, есть шутка: «животные — тоже люди». Шутки шутками, но мохнатые и крылатые артисты ведут себя, как мы: иногда могут выложиться по полной, а иногда им совсем не хочется работать. Порой может что-то отвлечь, и тогда дрессировщику приходится изрядно попотеть… Если животное не хочет выполнять трюк, оно может лечь и лежать. Конечно, такая «импровизация» веселит публику, а дрессировщику совсем не смешно: лев, развалившийся пузом вверх посреди номера — зрелище забавное, но совсем не соответствующее высокому уровню выступлений, который мы поддерживаем. Впрочем, спасибо зрителям: они с пониманием относятся к таким вещам, а «импровизация» животных добавляет эмоций в тщательно отрепетированные номера, делает их неповторимыми и запоминающимися.

Однажды у нас был смешной случай: в коврике на тигриной тумбе во время номера распустилась нитка, тигр ее заметил и больше ничем не мог заниматься — кошка есть кошка, даже если она большая. Он с ней играл, распутывал, кувыркался и обматывался. Зрители были в восторге, а дрессировщик — не очень.

Фото: vk.com/omskgoscirk

В другой раз мы организовали шоу в СКК им. Блинова, а там стояли пластиковые ограждения для хоккея. Тигрята, которые участвовали в программе, увидели там своё отражение, уселись и стали дружно себя разглядывать — конечно, ни о какой работе речь уже не шла.

Отдельная история — попугаи. Иногда один из попугаев может улететь. Сядет под купол и сидит — и все внимание зрителей приковано к нему. А когда на манеж выходят воздушные гимнасты, попугай может начать над ними кружить. Зрители смеются, номер сорван.
И таких ситуаций множество, ведь цирк, повторю, живой, его невозможно «рассчитать» или «аккуратно разложить по полочкам».

Цирк с животными: на доверии, без страха

Существуют разные мнения, но лично я убеждена, что цирк с животными должен существовать. Иначе как бы мы узнали, на что они способны?

В цирке невозможно скрыть истинные взаимоотношения животного и дрессировщика. Должна быть связь. Без доверия наши хвостатые и крылатые артисты никогда не будут выполнять трюки. Говорят, что животное можно запугать, но это не так. Если речь идет о высокой дрессуре, здесь нет места страху — только доверию. Не могу отвечать за всех дрессировщиков на свете, но в Омском цирке не было, нет и не будет насилия над животными.

Фото: архив Om1.ru

Сейчас методы дрессуры полностью меняются. В 60-е годы работали «укротители», тогда считалось нормой во время выступления ударить животное хлыстом за непослушание. Сейчас этого нет, даже подручные средства почти не используются. Один раз наблюдала за хрупкой женщиной, которая работала с тигром. Он должен был перепрыгнуть на соседнюю тумбу, но никак не хотел этого делать. Тигр просто сидел и глядел на свою «маму». Что произошло дальше? Дрессировщица минут 20 смотрела тигру прямо в глаза — и он молча сделал свой трюк. Так одним взглядом человек показал, что он сильнее.

«Утю-тю, Гриша!»

Наблюдала, как Грант Ибрагимов работал с медвежонком. Когда его привезли, ему было буквально пара месяцев, и дрессировщик общался с ним только так: «Гришенька, мой Гришенька, ты у меня такой прекрасный мальчик, такой красивый. Возьми сгущеночки». Потом сгущенку стали поднимать чуть повыше, чтобы Гриша научился стоять на задних лапах. И медвежонок понял, что сгущеночка вкусная, и вставал за ней уже сам. Никакого насилия — он просто тянулся за вкусным, а потом привычка осталась.

Затем его учили вставать на гироскутер. Была ли там строгость? Да, конечно, это процесс воспитания. Бывали случаи, когда Ибрагимов мог поругать медведя, но только когда тот начинал проявлять агрессию. Вы же понимаете, что медведь — это хищник, и пока он маленький, раны не страшны, но когда уже подрастет… И дрессировщик повышал голос только из-за агрессии. Знаете, я на своего сына громче ругаюсь, чем Грант Ибрагимов — на своих артистов. Максимум, он мог взять за загривок и строго сказать: «Утю-тю, Гриша!». Так, всего за два месяца воспитания методом «сгущенки, мёда и утю-тю» Гриша научился стоять на задних лапах и кататься на гироскутере.

Фото:vk.com/omskgoscirk

«Цирк не возвращает в детство, он дарит только настоящее»

В цирке не важно, сколько вам лет, какое у вас образование или чем вы занимаетесь. Говорят, что цирк для детей, но это далеко не так. Те ощущения, которые испытывают здесь взрослые, нельзя сравнить ни с чем.

Сейчас цирк другой: по подаче, по эстетике, по уровню шоу. Лично меня цирк не возвращает в детство, он дарит только настоящее. Здесь можно испытать всю гамму чувств. Вы можете увидеть историю любви и представить себя парящими над землей, когда выступают воздушные гимнасты. Вы можете научить ребенка сопереживанию, когда выполняются опасные трюки. Вы можете смеяться над клоунами или восхищаться тем, чего никогда не видели. Ну и, конечно же, в цирке выступают самые умные и забавные животные.

Фото: архив Om1.ru

К сожалению, омский  зритель не сможет насладиться цирковым шоу до декабря.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter