Омск
Заразились
44781 +69
Выздоровели
37796 +106
Умерли
1358 +2
Россия
Заразились
4675153 +8944
Выздоровели
4301448 +10225
Умерли
104398 +398
om1.ru
Бандиты, беспредел и сломанные судьбы: новосибирцев поразил фильм о подростке из «лихих 90-х» Бандитские разборки, издевательства над детской психикой, полный беспредел — так видит 1990-е годы режиссёр фильма «Маша» Анастасия Пальчикова. Картина полностью передаёт душевный «надлом», который испытали рождённые в этот период россияне. Почему произведение стало популярным в Америке, как продать русское кино и чем оно уникально, корреспонденту портала Om1.ru рассказала создатель ленты во время встречи с журналистами в новосибирском кинотеатре «Победа».

Бандиты, беспредел и сломанные судьбы: новосибирцев поразил фильм о подростке из «лихих 90-х»

9 апреля 2021, 14:33
интервью

Бандиты, беспредел и сломанные судьбы: новосибирцев поразил фильм о подростке из «лихих 90-х»
Фото: ТВ-3. Кадр из фильма «Маша»
Бандитские разборки, издевательства над детской психикой, полный беспредел — так видит 1990-е годы режиссёр фильма «Маша» Анастасия Пальчикова. Картина полностью передаёт душевный «надлом», который испытали рождённые в этот период россияне. Почему произведение стало популярным в Америке, как продать русское кино и чем оно уникально, корреспонденту портала Om1.ru рассказала создатель ленты во время встречи с журналистами в новосибирском кинотеатре «Победа».

Кому из актёров сложнее всего давалась роль?

 — Сами съёмки проходили очень легко. Артисты все были очень вовлечены, и никаких особых сложностей ни с кем не возникло. Некоторые актёры приезжали к нам на площадку даже в те дни, когда не снимались, просто так — постоять и поболтать.

В общем, съёмки «Маши» — наверное, лучший период в моей творческой жизни.

Что вы хотели донести фильмом?

 — Это автобиографичное кино. Про моё детство. Выплеснула всё, о чём думала долгие годы. Я так выросла.

Но это неважно. Зрители видят в картине своё. Кто-то вспоминает взросление, ассоциирует себя с героями, кто-то впервые видит 90-е глазами девочки-подростка. Идею фильма для себя зритель формулирует. Иногда это совпадает с точкой зрения автора, иногда — нет.
Уже неважно, что «Маша» про меня. И я этому рада.

Последний фильм, где вы выступали в роли режиссёра, вышел около 12 лет назад. Большой интервал. Столкнулись ли с проблемами? Просто ли вашу кандидатуру одобрили?

 — Ну 12 лет назад была просто короткометражка. А потом мне несколько раз предлагали снимать самой. Например, когда я писала сценарий к сериалу «Квартет», продюсеры спросили — не хочу ли я сама это снять. Сначала я думала, что и для «Маши» просто напишу сценарий. Но в итоге поняла, что буду это сама делать. И все сразу согласились.

Сценарий «Маши» я писала около двух лет. Хотя идея и история появились лет шесть назад.

Было страшно. Но в режиссуре всегда так. Боишься — и идёшь вперёд.

Почему в России нет хорошего развлекательного кино? Признают обычно картины с «надрывом».

 — Видимо, это наша особенность. Но, кажется, мы научились это продавать. В последнее время всё чаще русские фильмы и сериалы смотрят за рубежом. Платформа Netflix купила сериал «Эпидемия», он с большим успехом там прошёл. Сейчас уже несколько русских режиссёров будут что-то делать для запада.

И все они как-то транслируют этот «надрыв». Я не планировала создавать его в «Маше». Получается само. От себя не уйдёшь.

Ждать ли вторую часть?

 — Я не хотела. Но смешно, что мне сейчас предлагают снять сериал на основе фильма — на западной платформе. Показать этот мир шире, рассказать о каждом герое. Пока думаю. Не уверена, что хочу ещё что-то говорить на эту тему.

«Машу» показали в программе «Кинотавра» и на двух фестивалях в США — в Майами и Кливленде. Как его приняли там?

 — Удивительно, но хорошо. Я разговаривала с ними по Zoom, получала вопросы от зрителей. Они не знают, что такое наши 90-е, но абсолютно воспринимают сюжет, атмосферу и девочку. Для меня это даже странно. Получается, что это такая универсальная история. Наверное, такая девочка могла расти в любом бандитском районе — в мексиканском наркокартеле, например.

Фильм наполнен джазовыми композициями, но они не ассоциируются с 90-ми. Как они появились в картине?

 — Джазовые композиции были в сценарии с самого начала. Я вокруг них строила всю историю. Продюсеры, к счастью, согласились купить эти треки, хотя они довольно дорогие.

Для кого создан фильм? Кто основной зритель?

 — Ну для всех. Для тех, кто это посмотрит. Я заметила любопытную вещь: старшее поколение говорит мне после просмотра: «Какой тяжёлый фильм». А все, кто моложе 40: «Очень лёгкое кино, спасибо, прям кайф».

Моей маме почти 70. Она говорит, что её фильм возвращает в тяжёлые воспоминания. У меня и моих ровесников 90-е пришлись на подростковый возраст, это юность и счастье. Да, вокруг убивали, но Маша влюбляется, поёт джаз, смеётся. Мы не понимали до конца всего, что происходило. А родители-то все знали, их задача была — чтобы мы выжили. Им было сложнее.

В фильме показывают Машу в 13 лет и во взрослом возрасте. А что девушка пережила в промежутке между?

 — Изначально я сняла линию, где взрослая Маша переехала в Москву, ходила на прослушивания, ей отказывали, она пробивалась. Но потом я решила, что это лишнее. Все и так примерно знают, как девочки приезжают в Москву и пытаются пробиться, всё с Машей до финала понятно.

А что произошло? Маша заморозилась после всех событий, которые мы видим в финале детской линии. Стала совсем трудным подростком. Её поступили в какой-нибудь вуз в родном городе, где Маша проучилась год, потом бросила и сбежала в Москву. И вернулась к пению.

Фильм «Бригада» тоже на тему 90-х. Но атмосфера совершенно разная…

 — «Бригада» была практически о современности, 90-е едва закончились в Москве и ещё продолжались в регионах. И там в центре сюжета — взрослые, активно участвующие в событиях. Дети в «Бригаде» абсолютно второстепенны. Но дети же были рядом — наблюдали, что-то чувствовали. Вот Маша — тот самый ребёнок. Который околачивался рядом с бригадой. И потом она вырастает.

Поступок героини в финале — суперсила или психологическая травма?

 — Для меня — травма. Изначально в сценарии финал был другим. Маша не убивала. Она поднимала пистолет, подходила к крёстному, а потом говорила: «Я в детстве за тебя замуж хотела выйти», выкидывала пистолет в мусорку — и шла петь.

Но финальную сцену Анна Чиповская сыграла так, будто только что убила. За два дня до съёмок я сказала, что мы будем снимать два варианта концовки.

И я очень хотела, чтобы Маша не убила его. Это бы значило, что она смогла выйти из замкнутого круга и победить. На монтаже я всячески старалась протащить такой финал. Но когда ты делаешь кино, оно диктует тебе, что должно произойти. Ты подчиняешься. Так что фильм сам потребовал финала с убийством — вот оно и случилось.

Как это произошло?

— Наверное, страна вокруг продиктовала такой финал. Ощущение, что не особо наше поколение вышло из замкнутого круга, ощущение, что оно по-прежнему там. Надеюсь, следующие поколения сумеют выбросить пистолет и просто выйти на сцену петь.

Напомним, недавно вышел фильм на тему 1990-х годов «Батя». В центре сюжета — мальчик, который растёт вместе с суровым отцом, который выпивает и воспитывает сына суровыми методами. Во взрослой жизни парень отпустил прошлое, создал счастливую семью и сумел простить родителя.

«Маша» уже в кино, 16+

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)