om1.ru
Автомобили царских времён и СССР. Новосибирец тратит миллионы на воссоздание ретромашин. ФОТОРЕПОРТАЖ Почти два года в Новосибирске работает музей, предлагающий посетителям окунуться во времена СССР. Здесь представлены и ретроавтомобили, и вещи из быта советского человека. Корреспондент портала Om1.ru побывала в музее и окунулась в прошлое.

Автомобили царских времён и СССР. Новосибирец тратит миллионы на воссоздание ретромашин. ФОТОРЕПОРТАЖ

Почти два года в Новосибирске работает музей, предлагающий посетителям окунуться во времена СССР. Здесь представлены и ретроавтомобили, и вещи из быта советского человека. Корреспондент портала Om1.ru побывала в музее и окунулась в прошлое.

Автомобили царских времён и СССР. Новосибирец тратит миллионы на воссоздание ретромашин. ФОТОРЕПОРТАЖ
Фото: Om1.ru. Техника царских времён и СССР

Из хобби в выставочный комплекс

Задумка создать ретромузей появилась у новосибирца Владимира Курдюмова в 2009 году. Тогда он вместе с друзьями решил отреставрировать старый автомобиль ГАЗ М1. Процесс увлёк товарищей, и вскоре хобби стало профессией.

После обновления уже шестой машины у команды возник вопрос: где хранить экспозиции? Сибиряки обратились за помощью в некоторые музеи, но ни один из них не оказался готов предоставить столь внушительную площадь.

 
 
 
«Три года мы обдумывали идею создания галереи — стоит ли вообще ввязываться в это дело. В 2012 году решили, что да, стоит. Пока искали площадку, прошло четыре года. В 2016-м арендовали территорию и спроектировали ангары. Сделали коммуникацию, провели электричество, воду, канализацию. Постепенно всё готовили и полноценно открыли двери 5 сентября 2020 года», — рассказал корреспонденту Om1.ru директор музея СССР «Галерея времени» Владимир Курдюмов.

Перед тем как впустить на выставку посетителей, её создателям пришлось продать 18 отреставрированных автомобилей. Средств хватало впритык. Чтобы заполнить музей, инициаторы обратились к коллекционерам Новосибирской области и предложили выставить их экспонаты на безвозмездной основе. Многие с радостью согласились.

«В день открытия у нас своих экспонатов было примерно 15%, остальные — из частных коллекций. Всего около 1000 предметов и машин. На сегодняшний день в музее около 5 600 экспонатов, из которых 65% — наша собственность», — говорит директора учреждения.

Сначала дела шли тяжело. В первую зиму владельцы выставочного комплекса думали, что не переживут её финансово. В ангаре стоял мощный калорифер (прибор для нагрева проточного воздуха), который наматывал большое количество электроэнергии. В итоге только ток обходился сибирякам в 300 тысяч рублей в месяц, не считая зарплаты экскурсоводов и других сотрудников. Собственники даже задумались о закрытии музея.

Ситуация кардинально изменилась в 2021 году, когда выставка с ретроавтомобилями стала популярна среди горожан и гостей столицы Сибири.

«Одна из причин создания музея — запрос от местных жителей и приезжих. Куда пойти, если уже был и в зоопарке, и в НОВАТе? На открытие музея мы позвали туроператоров из Томска, Кемерова, Новокузнецка, Омска и даже из Казахстана. Они посмотрели выставку и с облегчением выдохнули, ведь теперь есть что добавить в маршрут», — вспоминает Владимир Курдюмов.

Экскурсия по выставке ретромашин

На территории музея шесть ангаров, но пока работают только три. В первом расположена выставка «Галерея времени», где можно увидеть более 30 представителей автомобильной и мотопромышленности разных времён.

Как рассказал директор музея Владимир Курдюмов корреспонденту Om1.ru, создатели хотели погрузить гостей в ту или иную эпоху. В галерее представлена техника, выпущенная в период от царских времён до 1980-х.

«Автомобиль считается ретро, если ему более 40 лет. У нас есть техника 1908 года — мы воссоздали её самостоятельно по добытым чертежам Русско-балтийского завода. Это первый российский автомобиль, выпущенный на полноценном производстве. Единственная в мире модель. Все детали, кроме фар и подфарника, создали наши мастера. Работа ещё не закончена полностью, но экспонат уже стал гордостью музея», — показывает железного коня Владимир Курдюмов.

По его словам, Русско-балтийский завод выпустил 12 подобных машин, внешне отличающихся друг от друга. В музее хранят их миниатюры. Руководство планирует восстановить все единицы такого транспорта по чертежам, создав уникальные для страны экспонаты.

На создание представителей автомобилестроения тех времён тратят немало средств. Так, на реставрацию одной единицы уходит девять лет работы и около 34 млн рублей. К руководству новосибирского музея «Галерея времени» обращались из Москвы и даже из Германии — предлагали после завершения работ над машиной купить её за 120 млн рублей.

В середине павильона размещены стенды с миниатюрами авто и старыми игрушками. Их собирали коллекционеры в советские годы и решили передать в музей.

«Крупные автомобили мы в основном покупаем по объявлениям, по переписке с различными музейными структурами и у частных коллекционеров. Иногда приобретаем машины в очень плохом состоянии, но делаем из них конфетку. Например, ЗИС-110. Нам он доставался не в самом лучшем виде, но зато теперь радует глаз», — рассказывает Владимир Курдюмов.

В одном из углов ангара стоит ГАЗ М1 — первая машина в музее. Она принадлежит частному коллекционеру, в галерее выставлена на безвозмездной основе.

Из недавно приобретённой техники здесь можно увидеть ЗИЛ-41047, выпущенный с конвейера в 1988 году. На нём, предположительно, передвигался генсек СССР Михаил Горбачёв.

Помимо автомобилей, на выставке представлены учебно-боевой самолёт L-39 и вертолёт МИ-2. Это своего рода тренажёры, которые работают по принципу виртуальной реальности. Желающие могут залезть в кабину, надеть очки и испытать эмоции как при настоящем полёте над землёй.

«Про музей нам рассказали знакомые. Экспозиция очень большая, подобных я не видел в Новосибирске. Привёл сюда детей. Им очень нравится! Много воспоминаний из прошлого возникает, так как сам в ту эпоху вырос. Детям истории из юности рассказываю. Очень приятные эмоции остаются», — поделился посетитель музея Артём.

«У каждого своя ностальгия»

Во втором ангаре музея расположена выставка, посвящённая быту советского человека. Как рассказала старший экскурсовод Ольга, здесь можно увидеть всё, что окружало гражданина СССР с момента рождения и на протяжении жизни, — будь то квартира, дом в селе, кабинеты руководства или врача. Каждая комната — тематическая локация.

Посетитель может оказаться за школьной партой тех времён, нажать на кнопки отцовского видеомагнитофона, попить чаю у бабушки в гостиной с коврами на стене, покрутить 120-летнюю швейную машинку и даже понюхать духи, которыми пользовалась мать.

Как рассказывает старший экскурсовод Ольга, многие экспонаты в музей приносят местные жители. У кого-то ушли из жизни родственники, а памятные вещи не хочется выбрасывать. Что-то работники музея ищут самостоятельно.

 
 
 
«Эмоции часто у людей зашкаливают, особенно у старшего поколения. Я не так давно проводила экскурсию, в конце которой одна женщина уходила в слезах. Сказала, что мы всколыхнули её память. У неё ушла из жизни мать, от которой осталось много дорогих сердцу вещей. И тут она их увидела, растрогалась. У каждого посетителя своя ностальгия. Кому-то радиола «Урал» знакома, а кто-то радуется увиденной вафельнице», — объясняет гид.

Часть ветхих и редких экспонатов музея спрятаны за стеклом, но остальные можно трогать. В отдельных местах стоят вешалки с одеждой тех времён. Желающие могут примерить её и сделать тематическую фотографию.

«Мы с супругом родом из СССР. Многие вещи были у нас в быту, поэтому узнаём их сразу. В музее очень эмоциональная атмосфера. Выставка заставляет многое вспомнить, включая школьные годы. Такие музеи очень нужны, они интерактивные и погружают в историческую эпоху. Об учреждении мы узнали от детей. Сначала заинтересовала ретротехника. Во дворе стоит самолёт, на которых ещё летают люди. Например, я на подобном перемещалась пять лет назад из села Тиличики в Петропавловск-Камчатский. Никакой лайнер не садился так шикарно», — поделилась посетительница Галина Ивановна.

Интерактивность и технологичность

В третьем недавно открывшемся ангаре проходит выставка частной коллекции резных и писаных икон. Многие в необычном виде и исполнении. В дальнейшем здесь планируют проводить временные экспозиции. Планов по развитию музея у его руководителей много.

По словам директора учреждения Владимира Курдюмова, создатели планируют сделать в «Галерее времени» ещё шесть локаций. В частности, ледовую площадку для зимы, летний парк развлечений, отдельную панораму для военной техники, парк юрского периода с высокотехнологичными роботами и живыми существами, которые обитали на планете сотни тысяч лет назад. Для любителей космоса хотят организовать настоящее путешествие между планетами.

«Мы стремимся сделать наш музей максимально интерактивным. Чтобы и ребёнок, и взрослый заходил в павильон и попадал в другой мир. Если это тема космоса, то и ходить нужно по лунной поверхности. С каждым годом собираемся модернизировать что-то и улучшать. В мае нас посетили более 10 тысяч человек. Это говорит о востребованности у людей такого рода музеев. Мы за технологичный и современный подход. Продаём не билеты, а эмоции», — уточняет Владимир.

Директор учреждения резюмирует: у руководства есть основная работа, бизнес. Музеем же занимаются в качестве хобби. Вырученные средства вкладывают в его развитие. Планы у владельцев музея расписаны вплоть до 2026 года.

Фото: Om1.ru
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter