Ритм улиц и... обыденность. Рассказываем, откуда черпают вдохновение омские художницыОмск богат талантами, и среди них немало художников. Кто-то только рисует, а кто-то ещё и преподаёт, кто-то объединяется, а кто-то «волк-одиночка», кто-то покидает Омск, а кто-то остаётся. Но всех их объединяют талант, открытость и создание уникального портрета города. Мы поговорили с двумя художницами о том, есть ли разница между профессионалом и любителем, о вдохновении, а также о запоминающихся комплиментах к их творениям.Анна Долгих
Ритм улиц и... обыденность. Рассказываем, откуда черпают вдохновение омские художницы
Омск богат талантами, и среди них немало художников. Кто-то только рисует, а кто-то ещё и преподаёт, кто-то объединяется, а кто-то «волк-одиночка», кто-то покидает Омск, а кто-то остаётся. Но всех их объединяют талант, открытость и создание уникального портрета города. Мы поговорили с двумя художницами о том, есть ли разница между профессионалом и любителем, о вдохновении, а также о запоминающихся комплиментах к их творениям.
Можно сказать, что профессия художника является древней. Она прошла долгий путь: от наскальных рисунков до современного искусства. Нынешние художники вдохновляются старыми мастерами. Так ли это, нам расскажут художник-график Ксения Романенко и Анастасия Мышева (рисует портреты, пейзажи и сюжетные композиции).
Расскажите, как Вы пришли к этому виду искусства?
Я выросла в семье художников: мама — преподаватель в «художке», а папа — резчик по дереву. С самого детства находилась в творческой атмосфере, даже всё время шутила, что во мне течет художественная кровь. Потом училась на худграфе, так и попала в художественную школу работать, сейчас создаю творческую атмосферу для юного поколения. Чаще всего рисую портреты, но не ограничиваюсь ни на чем: и пейзажи рисую, и натюрморты, и портреты, и сюжетные композиции. Рисую всем подряд и стараюсь экспериментировать, а сейчас активно погружаюсь в иллюстрацию.
Анастасия Мышева
«Любопытство». Анастасия Мышева
С детства я любила рисовать, и лет в 10 меня отдали в художественную школу. Обучение в ней стало важной частью моей жизни, и я решила продолжить свой творческий путь после выпуска. Дальше был «худграф», а если точнее факультет искусств в педагогическом университете (ОмГПУ). Сейчас занимаюсь преподавательской деятельностью и развиваюсь как художник. Работаю чаще всего в технике печатной графики — цветная линогравюра в авторском стиле. Мои композиции декоративны, с философским подтекстом.
Ксения Романенко
«Летящая» из серии «Про любовь», цветная линогравюра. Ксения Романенко
Кто или что является Вашей музой, откуда черпаете вдохновение?
Вдохновение вижу всюду. Мне нравится наблюдать за ритмами городских улиц, «читать» лица знакомых и прохожих, замечать разные состояния обыденных вещей. И конечно, смотрю других художников, это очень помогает начать работать самостоятельно.
Анастасия Мышева
Натюрморт. Анастасия Мышева
Моё вдохновение — люди. В человеке есть всё, целый мир. Когда этот мир красив, мне хочется это изобразить.
Ксения Романенко
«Море волнуется раз». Ксения Романенко
А вдохновляют ли Вас коллеги по цеху? Есть любимый художник?
Если говорить про великих художников, то я восхищаюсь в первую очередь импрессионистами. Писсарро, Моне, Ренуар, Дега. Очень люблю работы Климта и Мухи. А из современных художников мне очень близко творчество Лизы Смирновой и Полины Новиковой (Москва).
Анастасия Мышева
«Аполлон и Настя». Анастасия Мышева
Любимые художники. За магию цвета и смелость композиции обожаю гениального Анри Матисса. Когда я вижу его работы вживую, испытываю счастье. Ещё люблю Амадео Модильяни, Марка Шагала.
Ксения Романенко
«Море волнуется два». Ксения Романенко
Есть запомнившийся комплимент/похвала, которую получали от людей?
Чаще всего какие-то необычные комплименты можно получить от прохожих во время пленэра (рисование на свежем воздухе). Самый запоминающийся, над которым я потом долго смеялась, был от мимо проходящего мужчины подшофе, который сказал: «Здорово, очень красиво! Но я лучше нарисую».
Анастасия Мышева
Рабочий процесс. Анастасия Мышева
Кстати, про необычную похвалу. Однажды в статье про молодёжную выставку меня сравнили с Марком Шагалом (один из самых известных представителей художественного авангарда ХХ века — прим. ред.). Это было неожиданно и очень приято.
Ксения Романенко
Рабочий процесс. Ксения Романенко (фото: Юлия Воронина)
Бывали периоды, когда не хотелось брать в руки кисть и мольберт?
Больше чем на месяц-два я не бросала. Иногда бывает, что такой физический перерыв просто необходим, когда всё валится из рук. В такие моменты я доверяю своему организму и стараюсь отдыхать. А на дольше меня не хватает — руки начинают чесаться.
Анастасия Мышева
Не могу сказать, что я бросала рисовать вообще, но бывают периоды, когда физически не успеваю творить. Часто мои работы томятся в эскизах достаточно долго. Я ношу свои работы в голове постоянно.
Ксения Романенко
В нынешних реалиях стёрлась ли граница между профессиональными художниками и любителями?
Мне кажется, что в среде, в которой мы сейчас живём, очень много чего намешано. К тому же повсеместно наблюдается чрезмерное обилие свободной информации, так что и в профессиональном сообществе много размытых границ, а между любителями и профессионалами и подавно. Я думаю, что в этом ничего страшного и плохого нет. Наоборот, это классно. Всем можно поучиться друг у друга.
Анастасия Мышева
«В моем саду». Анастасия Мышева
Нет, граница не стерлась. Качество, ценность произведения видны всегда. Творец есть в каждом, и это хорошо, это полезно развивать любому человеку. Но художник — это призвание и большой труд, требующий больших интеллектуальных и духовных ресурсов. Звучит как-то пафосно, конечно. Я любуюсь многими современными художниками и вижу, какой масштаб личности стоит за их произведениями. Интересная тема для рассуждения, кстати. «Любитель» — это же от слова «любить», а окрас слова такой не очень, получается… Никто не захочет, чтобы строитель-любитель построил дом, или врач-любитель стал лечить, а вот художник-любитель — нормально для многих, потому что часто для многих все художники-любители.
Ксения Романенко
«Растущая». Ксения Романенко
Есть ценители искусства и обыватели. Всегда ли нужно объяснять зрителю, что Вы имели в виду в своей картине?
Я придерживаюсь мнения, что сколько ни объясняй, каждый увидит то, что хочет увидеть. Но это мне тоже нравится, потому что иногда можно услышать неожиданную и неординарную точку зрения. А объяснить можно, как по мне, только когда спрашивают напрямую.
Анастасия Мышева
Современное искусство многогранно. Часто бывает так, что рядом с произведением — огромный текст, а работа не трогает. Я люблю, когда произведение говорит само за себя, возможно, говорит со всеми немного по-разному, но как-то находит отклик. Я вспомнила пример. У меня есть работа «Растущая» (там изображена юная девушка, которая «стала больше своего дома»), она вызывает разные чувства у разных людей. Кто-то говорит: «Сейчас она сломает стену и пошагает дальше», а кто-то, полагает, что «её придавило крышей, она не может выбраться».
Ксения Романенко
Где наш читатель может поближе познакомиться с Вашим творчеством?
Я есть практически везде: в «Телеграме», во «ВКонтакте» под именем borntobepotato. Стараюсь участвовать в городских выставках и конкурсах, иногда даже и за пределами родного города. Недавно участвовала в конкурсе «Молодые пастелисты России», ранее это была выставка-конкурс молодых художников в Доме художника.
Анастасия Мышева
«Улица Пушкина в полуденный час». Анастасия Мышева
В сентябре у меня была персональная выставка в Доме художника, регулярно я участвую в городских, региональных и всероссийских выставках. Странички сейчас у меня нет, но планирую создать небольшой сайт со своими работами.
Ксения Романенко
Выставка картин Ксении Романенко (фото: Юлия Воронина)
Никогда не поздно стать художником, актёром и даже учёным. У всех есть свои скрытые таланты, которые можно раскрыть. Не нужно бояться критики и призрения, ведь именно эти вещи делают человека сильнее. И, как сказал итальянский художник XVI века Паоло Веронезе, а сейчас это уже народная пословица: «Я художник. Я так вижу!».