om1.ru
В Омск привезли шедевры французской живописи Экспозицию по праву можно назвать выставкой года.

В Омск привезли шедевры французской живописи

Экспозицию по праву можно назвать выставкой года.
10 сентября 2023, 19:55

В Омск привезли шедевры французской живописи
Фото: Анна Шестакова

В Центре «Эрмитаж-Сибирь» начала работу экспозиция (0+), которую по праву можно назвать выставкой года. В Омск привезли шедевры французской живописи. Среди них — подлинники Моне, Ван Гога, Ренуара, Дега и так далее. Всего 50 полотен и более двух десятков скульптур. К каждому произведению представлена тщательно выписанная аннотация. Из них омичи узнают не только о конкретной работе, но и об искусстве и значении самого художника.

«До 17 марта у каждого будет возможность изучить историю искусства XIX века на примере работ французских мастеров. Мы благодарны коллегам из Государственного Эрмитажа, которые подготовили эту замечательную экспозицию и будут общаться с нами, проводить для нас лекции и экскурсии по выставке в эти дни», — выступила с поздравительной речью замминистра культуры Светлана Бакулина.

В Государственном Эрмитаже сложилась одна из лучших в мире коллекций французской живописи XIX века. И что немаловажно, многие работы были сняты с основной экспозиции, чтобы теперь порадовать омских ценителей искусства. Выставка разместилась в двух залах, начинать путешествие по французскому искусству стоит с левой стороны. Здесь нас сразу встречает работа скульптора по имени Этьен-Анри Дюмеж. Он изобразил журналиста и инициатора похода на Бастилию 14 июля 1789 года Камилля Демулена во время его речи перед гражданами с призывом к оружию. Далее мы видим работы пейзажистов Жюля Дюпре, Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пеньи и Шарля Эмиля Жака.

Невероятную эмоцию вызывает работа Ораса Верне «Чума в Барселоне в 1821 году». Это, вероятно, самая впечатляющая по сюжету работа на всей выставке. В центре полотна — умирающая молодая женщина, она держит левой рукой кисть уже скончавшегося мужа. Позади видны две удаляющиеся фигуры — спиной изображён монах, а рядом могильщик, который, прижимая платок ко рту, внимательно смотрит на умирающую женщину.

Другая, тоже трагическая, но не столь устрашающая работа, принадлежит кисти Ипполита Делароша. Он изобразил христианскую мученицу. Сам художник отмечал, что эскиз этой картины он написал во время болезни и идея возникла в его сновидении. Образ мученицы же навеян обликом его умершей жены — кстати, дочери Ораса Верне.

Спокойствие и умиротворение вызывает большое полотно Франсуа-Мариуса Гране «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». На картине представлен интерьер церкви Мадонны Непорочного Зачатия. Её внутренний вид Гране писал по меньшей мере 15 раз, и именно эту работу Гране подарил Александру I. Так искусство француза оказало немалое влияние на русскую школу живописи XIX века.
Особое место на выставке занимают портреты и анималистический жанр. В последнем помимо живописи есть и богатый раздел скульптуры. Яркими представителями анималистического жанра в скульптуре стали Антуан-Луи Бари, Пьер-Жюль Мен и Исидор-Жюль Бонёр. Их работы основаны на внимательном изучении анатомии, характеров и повадок зверей.

Сотрудники Государственного Эрмитажа лично занимались развеской полотен и расстановкой скульптур.

И, по словам специалистов, экспозиция случилась не сразу — шедевры меняли местами, чтобы сделать выставку совершенной. Куратор Наталья Дёмина призналась, что некоторые картины в омских залах освещены даже лучше, чем «дома».

Искусство точек и мазков

«Импрессионисты и постимпрессионисты — это одна из самых популярных экспозиций в Эрмитаже, одна из самых блестящих частей нашей галереи. Это мастера, которые создавали новое свободное искусство, раздвигая горизонты творчества. Когда мы формировали эту экспозицию, нам было важно показать не набор имён из Википедии, а живой творческий процесс», — рассказал заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

Так, во втором зале мы плавно переходим к одному из отцов импрессионизма — Клоду Моне. Его искусство представлено картинами «Женщина, сидящая в саду», изображающая жену художника Камиллу Донсье, и «Большая набережная в Гавре». Следом — сумрачные «Баржи в Бийянкуре» Альфреда Сислея и «Набережная Малаке после полудня, солнце» Камиля Писарро.

В экспозицию также входят работы Огюста Ренуара — пейзаж, натюрморт и портреты мужчины и женщины на лестнице занимают особое место на выставке. Эдгар Дега представлен сразу и живописью, и скульптурой. Он считается в первую очередь живописцем, но он также считал, что передать суть движения импрессионизма точнее может именно скульптура. Поэтому создавал из воска эскизы, но никогда их не выставлял. Лишь после смерти мастера они были переведены в бронзу, и теперь омичи могут познакомиться и с этой стороной творчества Дега.

Последний раздел экспозиции — постимпрессионисты. «Предвечерний час» Поля Гогена, а также «Яблоки, персики, груши и виноград», «Гора св. Виктории, утро» Поля Сезанна и «Пейзаж с домом и пахарем» Винсента Ван Гога. Всего в собрании Эрмитажа имеется девять картин Ван Гога, восемь из которых «невыездные», и на выставки в другие города реставраторы разрешают отправлять только этот пейзаж, да и то редко. В центре зала расположились две скульптурные работы. Это «Амур, просящий подаяние» Проспера Дэпине. Ранее композиция принадлежала императрице Марии Фёдоровне. И, конечно, Огюст Роден и его мраморная группа «Амур и Психея». Нежнейший поцелуй героев античной мифологии можно долго рассматривать, находясь на выставке.

Автор текста Ирина Романова, специально для газеты «Ваш ОРЕОЛ»
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter