om1.ru
Лед, вода и немного терпения. Как в Омске строят ледовые и снежные городки? Покататься на снежной горке, прикрепить монетку на счастье к ледяному символу года и сделать фотографию на память с милым медвежонком изо льда — пожалуй, каждый житель Омска совершает подобные действия в новогодние каникулы. Но далеко не каждый знает, как создаются сказочные ледовые городки.

Лед, вода и немного терпения. Как в Омске строят ледовые и снежные городки?

Покататься на снежной горке, прикрепить монетку на счастье к ледяному символу года и сделать фотографию на память с милым медвежонком изо льда — пожалуй, каждый житель Омска совершает подобные действия в новогодние каникулы. Но далеко не каждый знает, как создаются сказочные ледовые городки.
Лед, вода и немного терпения. [Как в Омске строят ледовые и снежные городки?]
16 декабря 2015, 10:00

Чтобы выяснить, как же строится ледовое и снежное великолепие, портал Om1.ru обратился к создателям самого масштабного омского ледового городка «Беловодье». Эта ледовая сказка радует омичей уже четвертый год.

Итак, начинается строительство ледового или снежного городка с идеи. Сначала появляется общая концепция, выбирается тематика, обдумывается планировка будущего сооружения, а уже потом общий план наполняется конкретикой — персонажами и фигурами ледового городка. Параллельно с обдумыванием воплощения всех идей ведется и планировка коммуникаций. Целая группа инженеров просчитывает, сколько и куда потребуется лампочек, чтобы подсветить фигуры, где будут спрятаны провода и расположены какие-либо стационарные объекты. Все это делается для того, чтобы, во-первых, грамотно организовать пространство и сделать его безопасным, а, во-вторых, чтобы в целом городок смотрелся гармонично.

Александр Ушаков, руководитель проекта «Беловодье»:

— В нашем городке помимо ледовой части очень мощная театральная составляющая. Поэтому, когда мы планируем «Беловодье», мы сразу закладываем пространство под развлекательную площадку, оставляем проходы для артистов, место для развития действа. Все эти расчеты делаются именно на этапе рождения идеи.

Когда идея есть, она переносится на бумагу. Расположение ледовых фигур и общий план рисуются от руки, а вот схема расположения всевозможных металлоконструкций и инфраструктурных объектов выполняется с помощью компьютерных технологий.

Ледовый городок сначала появляется на бумаге.

После к работе подключаются скульпторы. Они из белого скульптурного пластилина создают модели будущих ледовых фигур. Белый пластилин используется потому, что на нем хорошо видны светотени. Как правило, пластилиновая модель — это неокончательный вариант фигуры, мелкие детали вытачиваются уже из самого льда.

Андрей Бородавкин, главный скульптор и архитектор «Беловодья»:

— Многие детали рождаются под рукой мастера уже на ледовой скульптуре. И это продиктовано самим материалом. Иногда лед говорит: «Стой, не трогай меня больше тут». А иногда, наоборот, сам подсказывает, что вот тут нужно еще подточить, «причесать», чтобы грани заиграли. Пластилиновая модель делается такого размера, в котором удобно работать скульптору. Но в целом мы работаем в масштабе 1:5 или 1:10. Например, если пластилиновая модель в высоту 40 см, значит, в натуральную величину она составит примерно 2 метра. Масштабы фигур учитываются еще на этапе проектирования городка, ведь нам сразу нужно понимать, какого размера будет тот или иной объект, и кладчикам нужно знать, какой высоты и ширины выкладывать лед.

Модели будущих фигур сначала выполняются из пластилина.

Когда пластилиновые модели готовы, начинается заготовка льда. Для создания ледовых фигур используется озерный лед. Речной лед не подходит потому, что он грязный и мутный. А в озере замерзание происходит равномерное, без пузырьков воздуха. Лед получается чистый и прозрачный. Кстати, озера для нарезки льда каждую зиму выбираются новые, потому что не всегда в одном и том же озере получается идеально прозрачный лед. Озеро может зацвести, и тогда цвет льда будет уже не голубой, а зеленоватый. А строители ледовых городков, хоть и используют два цвета льда, все же предпочтение отдают голубому, потому что он ярче.

Нарезку льда осуществляет специальная техника. Прямо с поверхности озера во всю толщину лед прорезается, а потом вынимается. Затем его погружают вручную или с помощью крана, если глыбы большие. Кстати, оптимальная толщина льда — 40 см. В этом году строителям повезло — лед в озерах замерз именно нужного размера. Но природу невозможно предугадать. Она может создать лед толщиной и 60 см, и 20 см. И это, естественно, вносит свои коррективы. Приходится подгонять фигуры под капризы природы.

Из ледяных блоков сначала складывается единый монумент, а только потом начинается создание фигуры.

Для строителей самый удобный формат ледяных блоков 60×40×40 см. Именно такие кубы и выпиливаются изо льда. Затем, уже на стройплощадке, их рядами укладывают в монументы размер с будущую ледяную фигуру. Все блоки четко подгоняются друг к другу и склеиваются. Причем клеем служит обыкновенная вода. Ледяной блок смачивается водой и подгоняется к уже уложенным блокам.

Андрей Бородавкин, главный скульптор и архитектор «Беловодья»:

 — Лед такой материал, который позволяет себя резать, потом снова смораживать. Многие детали на скульптурах делаются отдельно и затем примораживаются к основной фигуре, и конструкция дорабатывается. Всегда можно взять пилу, отпилить неудавшуюся часть и начать сначала. Кстати, в сильные морозы стройку приходится останавливать. Лед боится воды. Если на морозе на ледяной блок плеснуть воду, то он весь растрескается и рассыплется. Вообще, лед очень капризный материал, у него женский характер. Но с другой стороны, он благодарный. За короткое время он позволяет создать крупноразмерные объекты.

Есть ледяные фигуры, которые делаются из одного большого блока льда. Если такой блок есть — это большая удача для скульптора, потому что швы все равно немного ломают изображение, отражают свет и слоят ледовую фигуру. Но выпилить в озере большую чистую ледяную глыбу удается далеко не всегда.

Когда ледовые монументы сложены или установлены цельные ледяные блоки, начинается вырубка фигур. Здесь в ход идет огромное множество инструментов: уровни, бензопилы, шлифмашины, бормашины, фрезера, утюги для выглаживания поверхностей и даже инструменты, созданные из швейных игл. Сначала выполняется обобщенная обрубовка, а потом вырезаются мелкие детали фигуры. Кстати, трудиться над ледяным объектом может как один скульптор, так и бригада.

Для вырубки ледовых фигур используется множество разнообразных инструментов.

Иначе создаются снежные фигуры. Сначала ставится короб, в который частями засыпают снег. Каждая часть утрамбовывается, а проще говоря, утаптывается строителями. Когда короб полностью наполняется снегом, его оставляют на 1–2 дня. Затем короб снимается, и скульпторы начинают выпиливать фигуру. Принцип такой же, как и при создании ледовых скульптур. При этом скорость работы по снегу выше, но и ошибки критичнее, восстановить испорченную часть снежной фигуры намного сложнее.

Для снежных объектов собирается короб, в который плотно набивается снег.

Кстати, все снежные фигуры и навесные элементы ледовых объектов имеют внутри металлический каркас. Их используют в целях безопасности.

На финальном этапе к работе приступают световики. Именно они эффективно организуют подсветку ледового городка. А затем проделанные ими отверстия для лампочек аккуратно запечатываются льдом.

Лед — материал капризный, но дает большие возможности скульптору.

Когда возведение фигур завершено, право поставить конечную точку в создании снежно-ледового великолепия предоставляется природе. Фигуры «облизывает» ветер. От него лед становится глянцевым, и это лучшая доработка. Однако, природа может и перестараться. Например, в этом году из-за слишком ветреной погоды строители «Беловодья» для сохранения фигур, скорее всего, будут обматывать их пленкой.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter