«Прах стерилен»: омские ритуальщики рассказали, как кремируют умерших от коронавируса

Отличий от традиционных похорон мало. Но усопшего родственника затем можно будет забрать домой — в виде праха.

С начала пандемии, по официальным отчётам, в Омской области зарегистрировано 111 летальных случаев среди пациентов с коронавирусной инфекцией. Таковы данные на 14 августа. О том, как хоронят «коронавирусных», Om1.ru рассказывал ещё в начале лета.

Требования с тех пор не изменились: тело хоронят в полиэтилене, которым обшит гроб, захоронение осуществляют ритуальщики в защитных костюмах и респираторах, а родным не разрешается подходить к могиле ближе чем на полтора метра. Вместе с тем наряду с традиционными похоронами возможен ещё один вариант, который кажется безопаснее обычного, — кремация.

Отличий от традиционных похорон мало. Но усопшего родственника затем можно будет забрать домой — в виде праха.

О том, действительно ли это безопасно и как происходит сама процедура, нам рассказали руководители специализированных омских ритуальных агентств. По словам главы компании «В трудный час» Александра Кузнецова, речь здесь следует вести не только о коронавирусе, но и о вирусной пневмонии — таких случаев в регионе тоже немало.

«Сегодня у меня машина поехала в Новосибирск с COVID-19. Тело забрали из морга и увезли. Погрузка, транспортировка, пакет, гроб и услуги крематория обошлись родным в 61 тысячу рублей. Единственное, за что доплатили дополнительно — одежда и услуга по просмотру процесса кремации. Это можно наблюдать через стекло, но гроб закрыт. Стоит это полторы тысячи», — рассказывает Александр.

Из морга тело забирают сотрудники в спецодежде, помещают его в трупный мешок и в гроб, обитый полиэтиленом. После этого гроб кладут в специальную машину с бактерицидной лампой, которая работает на протяжении всей дороги.

В машине никто, кроме водителя, не едет. Тело в Новосибирск везёт специальный транспорт, который есть не у многих: «В Омске в основном это «Газели», переделанные маршрутки. У нас это катафалк «Мерседес» с перегородкой. После каждой кремации мы проводим санобработку», — объясняет Александр.

Сотрудников крематория заранее предупреждают, что везут «ковидный» труп, и на выгрузке они встречают машину в спецодежде. Работникам ритуального агентства после этого остаётся только подождать четыре часа, получить документы и урну с прахом и увезти её обратно в Омск.

Прах и саму урну при этом никак дополнительно не упаковывают. По словам представителя ритуального агентства, тело находится в печи около двух часов — за это время все вирусы погибают. «Я знаю, каким образом и во сколько этапов обрабатываются тела в моргах. В тот момент, когда мы забираем тело, мне кажется, там уже нет никакого вируса. Разницы в безопасности для сотрудников при похоронах и кремации нет», — объясняет Александр Кузнецов.

Руководитель компании «Альфа-Ритуал» Денис Гордеев и вовсе считает, что все эти меры предосторожности излишни. «Все вирусы умирают в теле носителя в течение суток, так что опасности заражения нет ни при похоронах, ни при кремации. Прах всё равно стерилен, мы просто соблюдаем выдвинутые требования Роспотребнадзора», — говорит специалист.

Стоимость кремации, независимо от того, умер человек от COVID-19, пневмонии или по другой причине, составляет 5 860 рублей. Услуги крематория обходятся ещё в 10 тысяч рублей. Это выдача урны, погрузо-разгрузочные работы, оформление документов. Итого кремация обходится родственникам в среднем в 15 тысяч рублей.

Как объясняют специалисты, в крематории нет особых требований к «ковидным» покойным. Самое главное, чтобы были документы, свидетельство о смерти и волеизъявление родственников на кремацию.

Екатерина Самофаева
зам. главного редактора
17 августа 2020, 11:40