С 1 января 2021 года в школах России изменились правила организации учебного процесса. Главные нововведения – запрет использования смартфонов, облегчённые дни, жесткий регламент времени уроков и перемен (они должны быть не меньше 10 минут, смена заканчиваться не позднее 19:00), а также новшества, которые касаются активного внедрения цифровых технологий.
«Все эти правила, наверное, берут с неба. Они совершенно оторваны от жизни. Наша школа учится в две смены. Каким образом мы должны организовать учебный процесс, чтобы закончить в 19:00? Люди, которые это придумывают, уж точно далеки от школ».
14 января на Гайдаровском форуме Герман Греф заявил, что благодаря советской системе образования россияне стали одной из самых образованных наций в мире. Однако глава Сбербанка считает, что школьникам не хватает дисциплины, которая научила бы их принимать решения в условиях неопределенности. По его мнению, это один из навыков, которому детей нужно учить, начиная с младших классов.
Возможно, предмет «Принятие решений» действительно был бы полезен, особенно в нелегком выборе учеников – сдавать ЕГЭ или отказаться от экзамена и выбрать колледж. В 2021 году ЕГЭ будут сдавать только те школьники, которые планируют поступать в вузы.
Дипломат и историк Александр Минжуренко:
«Моё отрицательное отношение к ЕГЭ относится только к истории. Положительно сдать историю можно зная даты, факты, события. Такая игра «Что? Где? Когда?». Получается, что знания у школьников проверяем не по истории, а по хронологии. Одна ключевая мысль – запомнить. Эксплуатируется только один вид мозговой деятельности – память. Под историей всё-таки имеется в виду понимание процессов, причинно-следственных связей, размышление и рассуждение, а также доказательные логические построения. А ЕГЭ по-прежнему оценивает – правильно и неправильно. Я категорически против, ведь в истории нет таких оценок. Допустим, попадёт школьнику вопрос «Значение реформ Петра I». Что правильно? Я не знаюя, что правильно. У меня много коллег историков в профессорских званиях, которые обоснованно доказали реакционность, консервативность этих преобразований. Примерно столько же доказали, что реформы прогрессивны и полезны. Я поставлю пятёрку и за тот и за другой ответ, но если человек своими рассуждениями докажет правомерность существования этой версии. У нас нет абсолютных чеканных истин. Мы хотим научить школьников и студентов абстрактному мышлению. ЕГЭ же отучает от этого».
«Куда ещё больше следить за детьми? Какое распознавание лиц? Зачем ещё большая психологическая травма? Дети и так нервничают, их пугают различными «не сдадите», «школу не закончите». Теперь ещё хуже придумали. Лучше бы так за чиновниками следили, больше было бы толку. Нашли главных обманщиков – школьников. Бред. Дети ведь все разные. Теперь же получается, что успех на экзамене зависит не от знаний, а от психологической устойчивости».
Правила поступления в омские вузы тоже изменились. Омские 11-классники должны определиться с выбором предметов на ЕГЭ-2021 до 1 февраля. После 1 февраля комиссия будет принимать заявления учеников только при наличии уважительных причин. Подтвердить их потребуется документально.
Эти измения, конечно, не первые. Подобные предложения по совершенствованию единого государственного экзамена обсуждаются каждый год.
Сергей Миронов лидер фракции «Справедливая Россия» высказал предложение о поэтапном отказе от ЕГЭ. Руководитель «Справедливой России» уточнил, что Россия должна вернуться к опыту сдачи экзаменов, закрепленном в лучших практиках отечественной педагогической школы. Кроме того, он добавил, что подготовка к ЕГЭ требует отдельных занятий с репетиторами, чего не могут позволить себе все школьники.
«Я за отмену ЕГЭ и считаю, что экзамены должны проходить на базе вузов. В этом году вообще непонятно, что будет. И учителя, и родители, и дети устали от реформ. Советская система была лучше».
Обсуждается предложение полностью возложить обязанности проведения экзамена на вузы, таким образом, оно станет не выпускным, а вступительным. В этом случае ЕГЭ можно будет дополнить специфической тематикой того или иного вуза. Считается, что так университеты получат более мотивированных студентов.
«Такая практика будет полезнее, чем есть сейчас. Вступительные экзамены должны выявлять уровень способности. Допустим, выпускник школы поступает на истфак. Историка мы из него сделаем, но нам нужно посмотреть, что это за полуфабрикат. Нам нужно понять его уровень подготовки вообще. Он может быть даже не заострён на историю, но если он подал документ, значит, хочет. Опять же, это не говорит о том, что он должен знать большее количество фактов. Если он просто будет рассуждать (именно то, что требуется от историка) в нужном стиле и направлении, мы сразу скажем, что это наш клиент. Мы его берем».
«Школу должны закончить все, а дальше – уже идут куда знают, у кого на что ума, фантазии и таланта хватит. После 9-го класса бессмысленны экзамены. Считаю, ОГЭ надо убирать. После 11-го класса, да, имеет смысл. Дети из глубинки могли поступить, например, в московские вузы. ЕГЭ имеет смысл перенести в вузы».
В Рособрнадзоре просят вернуть практику досрочной сдачи единого государственного экзамена в 10-м классе. Также Рособрнадзору предложили запретить стройки, погрузочные работы и движения шумного транспорта возле пунктов проведения ЕГЭ.
Контрольная по истории
Написание контрольной работы по истории может стать обязательным условием допуска школьников сразу к двум экзаменам, ОГЭ и ЕГЭ. Современные ученики показывают низкий уровень образования, а дополнительный предмет поможет его значительно повысить.
«Может, я покажусь старорежимной и консервативной, но, я думаю и надеюсь, что форма сдачи экзаменов изменится. Я в большой надежде, что вся эта система переломится. По моему мнению, лучше советской формы образования ничего не было. В настоящее время не только мы, учителя, устали от этих бесчисленных реформ, но и ученики. Это выкручивание рук, тотальная слежка за учениками, ни к чему хорошему не приводит. Психика молодых людей очень тонкая и гибкая, не каждый ребенок способен выдержать вот это напряжение, созданное ЕГЭ. Возможно, формы экзаменов нужно было бы применить не в стенах школы, а в высших учебных заведениях. Там база лучше, и они оснащены лучше. Эти эксперты по дистанционному обучению наглядно показали результат. Если в вузах она может быть применима, то с детьми лучше формы обучения, чем личный контакт, не может быть. Удалёнка для детей просто издевательство».
Будьте в курсе главных событий! Присоединяйтесь к нам в Instagram.