Жительница Новосибирска Анастасия — дипломированный филолог. Параллельно с обучением в НГТУ она получала дополнительное образование переводчика. После окончания вуза работала в международной компании территориальным представителем по торговому маркетингу, а затем — менеджером международных продаж. По работе девушке приходилось много путешествовать по миру. Одновременно сибирячка изучала иностранный язык, готовилась к получению международного языкового сертификата. Спустя три года Настя решила, что хочет продолжать учиться, но уже за границей, сообщает НГС.
Для этого девушка выбрала Швецию. Нашла подходящую программу, подала документы и заявила на стипендию. Без неё два года обучения стоили бы 2,5 миллиона рублей. Но пособие Анастасии одобрили: оно покрывало стоимость обучения и часть расходов на проживание — ей ежемесячно выделяли 330 евро в качестве компенсации за съём жилья в городе Гётеборге.
Сибирячка живёт в Европе уже 5 лет, работает в скандинавской компании по производству одежды менеджером административных вопросов в оптовом отделе.
Первое, что выделяет Настя, рассказывая о Швеции, — чистые улицы и отсутствие пыли.
«Даже если идёт дождь, обувь чистая. Здесь в основном малоэтажное строительство — дома по 4–5 этажей. Каждое новое здание должно подходить под стиль города. Много умных решений по доставке жителей по воде, в том числе бесплатных. Весь город пронизан велосипедными дорожками, в любое время года люди ездят на этом виде транспорта», — говорит она.
Сибирячка рассказывает, что все сферы жизни в Швеции расписаны очень чётко, все следуют правилам, никто их не нарушает.
«Шведы предпочитают страховать себя во всех моментах, страхуют заработную плату, жильё, телефоны, жизнь. Лучше защититься и заплатить лишнее, чем рисковать, считают они. Ещё интересный момент: шведы жили социально дистанцированно ещё до коронавируса. Правило соблюдать дистанцию в два метра — аксиома для них. Если ты заходишь в автобус и есть свободные места, то не садишься рядом с человеком, потому что уважаешь его и своё личное пространство», — рассказывает девушка НГС.
Она добавила, что такое дистанцирование проявляется во всём, в том числе и в личной жизни. Поэтому одиночество здесь — главная проблема.
В отношениях полов ярко выражено равноправие. Мужчины и женщины поровну делят все права и обязанности.
«Швеция — это страна индивидуалистов. Ты никому не должен быть обузой, всё сможешь сам — так считают местные. Когда рождается ребёнок, и у мамы, и у папы есть декретные дни. В основном мужчины идут в декрет, когда малышу уже год и больше. Женщины не сидят в отпуске по уходу за ребёнком дольше полутора лет. Декретные здесь — 80% от зарплаты», — говорит Анастасия.
Кроме того, траты в семьях тоже делят пополам. После всех обязательных расходов у обоих партнёров должно остаться примерно одинаковое количество денег.
Ещё одна острая для Швеции проблема — жильё. В этой стране можно арендовать недвижимость по контракту, но для этого приходится стоять в очереди годами.
«Мой молодой человек встал в эту очередь в 18 лет и в 28 получил первичный контракт в районе, в котором и хотел. В Стокгольме с этим ещё сложнее. По первичному соглашению люди могут жить всю жизнь в арендованной квартире, и это обычное дело. Можно снять недвижимость по вторичному контакту, но цена может быть очень высокой, а срок действия соглашения ограничен, менять квартиру при таком договоре можно два-три раза в год», — объясняет экс-сибирячка.
Купить свою квартиру в Швеции очень дорого. Двухкомнатная квартира площадью 50–60 квадратных метров в центральных районах обойдётся примерно в 400 000 евро.
Зарплаты в Швеции заметно отличаются от российских. Например, уборщики и люди, которые вывозят мусор, до вычета налога зарабатывают около 2000 евро в месяц. На эти деньги, по словам Анастасии, можно арендовать жильё, нормально питаться, ходить в бары и рестораны. Координаторы, администраторы, медсёстры получают примерно 2500–3000 евро, IT- специалисты, руководители и менеджеры — от 3500 евро и выше. Правда, подоходный налог в скандинавском государстве выше, чем в России, — 33%.
«Цены на товары первой необходимости здесь дороже, но не в разы. А вот цены на алкоголь в Швеции намного выше, что связано с контролем потребления. Акцизы на него здесь могут доходить до 100%. В обычных супермаркетах продают только пиво крепостью до 3,5 градусов. В баре бокал пива будет стоить 600–700 рублей», — рассказывает эмигрантка.
Анастасия не забывает Новосибирск — свою родину. Сюда она приезжает каждый год. В столице Сибири живут родители, младший брат и лучшая подруга девушки.
Ранее мы рассказывали о Софии Гарбар, которая переехала в Новосибирск из Сахалина.
Читайте нас «ВКонтакте»!
Фото НГС.