В декабре минувшего года Госдума окончательно одобрила поправки в федеральный закон «О рекламе», разрешающие рекламу отечественного вина, шампанского и пива на телевидении и радио в ночное время. С 1 января 2015 года реклама вина, в том числе шампанского, произведенного из российского винограда на территории РФ, допускается в теле- и радиопрограммах с 23:00 до 7:00 по местному времени, за исключением трансляций в прямом эфире и детско-юношеских спортивных передач.
Также отечественное вино разрешили рекламировать на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания. Рекламу пива и напитков на его основе теперь мы сможем увидеть или услышать во время трансляции спортивных соревнований, идущих в том числе в прямом эфире (кроме детско-юношеских, а также на телеканалах и радиостанциях, специализирующихся на физкультуре и спорте).
Таким образом, полный запрет на рекламу алкогольной продукции в СМИ и интернете просуществовал ровно два года — с 1 января 2013 года. По мнению правительства, введенные меры направлены на поддержание отечественных виноделов. Однако не противоречат ли заявленные цели национальной задаче по увеличению продолжительности жизни россиян? Общественность видит в данных мерах больше вреда, чем пользы.
— Решение опять разрешить рекламу в СМИ российских вин — это явно очередной хитрый «заплыв» пиво-водочного лобби в Госдуме, удачно устроенном на растущем гребне волны всеобщего патриотизма. Очень жаль, что им удалось вернуть рекламу на этот, в основном порошковый, винный продукт. Не секрет, что на винном рынке — сплошной контрафакт. И об этой стороне винного бизнеса надо также информировать народ и финансировать социальные антиалкогольные ролики из выручки от рекламы вина.
— С точки зрения морали неправильно рекламировать алкоголь с экранов телевидения. Ведь именно с телеэкранов идет мощнейшая пропаганда. К тому же дети не должны смотреть на рекомендацию того или иного алкогольного напитка. Она имеет право на жизнь, но в определенное время, недоступное детям, и, возможно, в определенных местах. Или можно сделать так: сначала пускать рекламу алкоголя, а следом «давать» антирекламу.
Борец со слабоалкогольными энергетиками, депутат Законодательного собрания Омской области также видит негативные последствия этого закона, которые отразятся прежде всего на молодом поколении.
— Реклама создана для того, чтобы увеличивать продажи, чего делать нельзя, хоть это будет пиво и вино российского производства. Но насколько спрос увеличится — тяжело сказать. Самое страшное — даже не увеличение продаж алкогольной продукции (это «быстрые» деньги, которые не принесут эффекта), а страшен факт создания этой рекламой определенного стиля жизни, который может подхватить молодежь. И тем самым мы будем с деньгами, которые рано или поздно закончатся, но останемся без здоровой нации, без кадрового потенциала и без будущего страны.
Следует также заметить, что власти не собираются останавливаться только на телевидении и радио. В ноябре 2014 года замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин предложил вернуть рекламу алкоголя и табака в печатные СМИ из-за возможного падения спроса на рекламном рынке в 2015 году, от которого особенно может пострадать печатная периодика. Однако дальше разговоров дело пока не дошло.
Помимо новшеств в рекламном законодательстве, был принят еще ряд изменений, снижающих «градус» антиалкогольной политики. 29 декабря 2014 года установлена новая минимальная розничная цена (МРЦ) на крепкий алкоголь (более 28% содержания спирта): впервые в истории эта цена будет не повышена, а, наоборот, снижена. Начиная с 1 февраля 2015 года пол-литровую бутылку водки можно будет приобрести не за 220 рублей, как сейчас, а за 185.
Сам президент объяснил курс на снижение водочных цен беспокойством о здоровье жителей РФ из-за употребления суррогатов. Такое решение вызвало возмущение среди антиалкогольных активистов. Российская коалиция за контроль над алкоголем уже направила письмо президенту, в котором раскритиковала решение Росалкогольрегулирования.
Кроме того, 31 декабря 2014 года подписан Федеральный закон, направленный на создание благоприятных условий для развития виноградарской и винодельческой отраслей в России. Согласно изменениям, право производства и оборота вина предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Также закон разрешает им розничную продажу в киосках вина, в том числе при оказании услуг общественного питания. Однако эти меры, обеспечивающие резкий рост доступности алкогольной продукции, могут свести на нет результаты предыдущих антиалкогольных кампаний.
В то время как российские власти смягчают политику в сфере оборота алкоголя, в регионах продолжается борьба за здоровье нации. В конце года Омская область вошла в число регионов, где продажа энергетических напитков попала под запрет. Инициатором поправок в региональный закон по регулированию продажи алкогольной продукции выступил Вадим Морозов. С 7 января запрещена продажа продукции с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 9%, содержащей тонизирующий компонент (в том числе кофеин). Сегодня подобное табу уже действует в 17 регионах. Сторонники запрета объясняют его необходимость пагубным влиянием столь популярных, особенно среди молодежи, алкогольных энергетиков.
— Во многих цивилизованных странах энергетики уже давно под запретом, вот они и хлынули в страны третьего мира и в Россию. Этот стимулятор центральной нервной системы очень популярен среди молодежи. Скелет и мышечная система у подростков растут, опережая развитие сердечно-сосудистой системы. А коктейль, содержащий кофеин, вызывает дисбаланс в организме подростков, поэтому им этот напиток не стоит употреблять.
Введение запрета на федеральном уровне еще обсуждается. Впервые он вносился в Госдуму еще в марте 2013 года, но был отклонен депутатами. За это время в думском портфеле скопилось несколько законопроектов, предлагающих разные варианты решения проблемы с энергетическими напитками, однако до обсуждения в зале заседаний ни один из них не добрался. И доберется ли?
Ксения Мананкова
Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №03 от 19 января 2015 года