om1.ru
Новый реагент на омских дорогах разъедает асфальт, машины и здоровье. Миф или реальность? В Красноярске, Уфе, Екатеринбурге, Омске и других городах России дорожные службы используют противогололедный реагент «Бионорд». Водители жалуются, что он разъедает автомобили и разводит грязь. Изучаем вопрос.

Новый реагент на омских дорогах разъедает асфальт, машины и здоровье. Миф или реальность?

В Красноярске, Уфе, Екатеринбурге, Омске и других городах России дорожные службы используют противогололедный реагент «Бионорд». Водители жалуются, что он разъедает автомобили и разводит грязь. Изучаем вопрос.
21 января 2020, 17:30
Спецпроект

Что такое «Бионорд»?

«Бионорд» — это реагент, разработанный Уральским заводом противогололедных материалов для дорог с твердым покрытием любого типа. Он пришел на замену песко-соляной смеси: хотя «Бионорд» и дороже песка, использовать его нужно меньше — 30–40 граммов на квадратный метр, вместо 250–350 граммов у песко-соляной смеси. На внешний вид это белые гранулы асимметричной формы, которые при соприкосновении со льдом растапливают его, а сами растворяются без остатка. В составе — калий-хлор, натрий-хлор, азотная добавка и антикоррозийная добавка.

С чего все началось?

Первый крупный скандал, связанный с использованием «Бионорда» вспыхнул в 2016 году в Екатеринбурге. Горожане создали петицию на сайте Change.org, где призывали местные власти отказаться от реагента, который разъедает машины, создает грязь на дорогах и провоцирует аллергию. Однако тогда опасения екатеринбуржцев развеяли ученые. Оказалось, что по химическому составу основа грязи на дорогах — это кусочки автомобильных шин, колодок, раскрошенный асфальт, почва и песок. УралДорНИИ провел лабораторные испытания, в ходе которых выяснилось, что реагент растворяется без осадка и поэтому не может быть причиной загрязнений. Аллергическое воздействие на человека также не подтвердилось.

Однако меньше чем через год издание 66.ru провело собственные испытания «Бионорда», в результате которых оказалось, что осадок все же есть. По данным издания, в 145 граммах реагента примерно 2,19 грамма нерастворимого осадка. В то же время журналисты издания 59.ru, побывавшие на заводе, где производят реагент, утверждают, что на их глазах провели эксперимент, после которого от «Бионорда» не осталось и следа.

Уже в начале 2020 года на реагент начали жаловаться жители Уфы, Красноярска и Омска. Самая напряженная ситуация в Красноярске, где губернатор Александр Усс призвал городские власти отказаться от «Бионорда», а Госавтоинспекция предупредила водителей об опасности нового противогололедного материала: при температуре ниже -25ºC реагент якобы замерзает и превращается в слой прозрачного льда, хотя на сайте производителя в качестве критической отметки указано -30ºC.

В Омске на ситуацию с «Бионордом» обратил внимание блогер Игорь Федоров. Федоров считает, что увеличение ям и ДТП на Ленинградском мосту может быть как раз связано с действием нового реагента. Его мнение разделяют подписчики популярных омских пабликов «ВКонтакте». В ответ на претензии омичей Управление дорожного хозяйства Омской области заметило, что «в нашем городе по дорогам курсирует большое число подержанных автомобилей, поэтому не стоит обвинять в процессах коррозии только новый реагент, не зная «возраст» автомобиля и историю его эксплуатации».

«Бионорд» влияет на дорожное полотно или нет?

Точно никто не знает. Серьезных исследований по этому поводу нет. Однако исследователи из СГСПУ проверили влияние «Бионорда» на развитие растений. Выяснилось, что реагент «обладает ингибирующим действием на прорастание тестовых растений, среди которых были и сельскохозяйственные культуры, а несоблюдение правил его использования окажет бесспорное отрицательное воздействие на окружающую среду».

Также исследователи обращают внимание на правила использования «Бионорда», прилагаемые к упаковке с веществом. Производитель реагента рекомендует сначала освободить дорожное полотно от снега, затем нанести дозировано вещество, дождаться пока оно разрыхлит наледь или снег и уже следом очистить поверхность второй раз. Так ли делают городские дорожные службы по всей России — большой вопрос.

А для человека опасен, аллергию вызывает?

Весь вопрос в том, выделяется ли в результате химической реакции осадок или нет. Если да, то при высыхании осадок становится пылью и мы его вдыхаем. Но есть и обнадеживающая информация: в 2016 году главный санитарный врач Москвы Елена Андреева в интервью URA.RU сказала, что по воздействию на человека «Бионород» входит в четвертый класс опасности: «Это малоопасные вещества. По воздействию на слизистые и кожу — никакого раздражения нет. Ингаляционное воздействие отсутствует».

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter