om1.ru
Омск – на грани революции общественного транспорта: разбираемся, к чему готовиться горожанам в этом году Омск стоит на пороге глобальной модернизации общественного транспорта. В условиях с недостроенным метро и полуразрушенной трамвайной сетью новый мэр Сергей Шелест объявил ещё и об уменьшении количества маршруток. Разбираемся, что произойдёт в Омске этой осенью и к чему это приведёт.

Омск – на грани революции общественного транспорта: разбираемся, к чему готовиться горожанам в этом году

Омск стоит на пороге глобальной модернизации общественного транспорта. В условиях с недостроенным метро и полуразрушенной трамвайной сетью новый мэр Сергей Шелест объявил ещё и об уменьшении количества маршруток. Разбираемся, что произойдёт в Омске этой осенью и к чему это приведёт.

Омск – на грани революции общественного транспорта: разбираемся, к чему готовиться горожанам в этом году
Фото: Om1.ru. Новый общественный транспорт.

«Нам надо уходить от огромного количества мелких маршруток, которые есть сейчас в городе, и оптимизировать маршрутную сеть в целом для того, чтобы омичи могли удобно, безопасно и в тепле добираться вовремя до определённого места и планировать, соответственно, свой день», — сказал 14 января Сергей Шелест.

Он произнёс эту речь во время торжественной передачи водителям муниципального ПП № 8 ключей от новых автобусов. Ещё четыре года назад износ муниципального транспорта составлял 90 %, сейчас обновление произведено наполовину.

Взамен старым автобусам, за которыми обычно шёл дымный шлейф, приходят новые и экологические чистые транспортные средства, приобретаемые за счёт федеральных программ «Чистый воздух» и «Безопасные и качественные дороги».

В городе появляются новые автобусы, троллейбусы, даже трамваи. Но как бы хорошо ни шли дела, омичей всё ещё не устраивает общественный транспорт. По данным нашего опроса в Telegram, только 34 % согласны с тем, что в Омске всё нормально с транспортом.

Большинство аргументов против заключается в том, что маршрутки являются единственными перевозчиками, у людей нет альтернативы в виде комфортных автобусов, а значит в «Газелях» — всегда давка. Также многие отмечают, что в вечернее время в городе значительно меньше общественного транспорта, что затрудняет передвижение после 20-21:00.

В разное время транспорт Омска переживал рассвет, но иногда и попадал в глубокую яму.

Немного из истории

Первой в городе запустили автобусную сеть, она действует в Омске с 1924 года (через два года омский автобус будет отмечать 100-й день рождения). Следующим транспортом, появившимся в городе, стал трамвай (1936 год). Троллейбус запустили в 1955 году.

Вопрос создания сети трамвая вставал ещё в начале XX века, но был отложен из-за Первой мировой войны, революции и Гражданской войны.

Автобусы

В середине 90-х Омск получил крупнейшую партию автобусов Mercedes-Benz (200 из 750 машин, поставленных в Россию). Тогда же были закуплены «гармошки», построенные на базе Mercedes на заводе в Голицыне. В декабре 2021 года была списан последний Mercedes.

Эти модели заменили устаревшие «Икарусы». В «нулевых» автопарк стабильно обновлялся, закупались большие партии автобусов марок «НефАЗ» и «ЛиАЗ». Серьёзные проблемы возникли в 2017 году.

У автопарков Омска катастрофически не хватало бюджета для обновления подвижного состава. В какой-то момент нехватка денег достигла пика, и не все автобусы выходили на линию из-за дефицита горючего. На тот момент износ городского транспорта составлял 70 %.

Начиная с 2017 года в городе появились ПАЗы, Volgabus и новые ЛиАЗы, что позволило обновить устаревший автопарк наполовину.

Первый автобус в Омске. Источник: https://mib55.livejournal.com/216444.html

Трамваи

В 1997 году начался демонтаж путей по Комсомольскому мосту, улицам Интернациональной, Орджоникидзе, Гусарова. В 98-м закрыли депо № 2, демонтировали пути по проспекту Мира, частично — на Нефтезаводской и проспекту Губкина.

Уже в 2016 году на улице Лукашевича пути закатали в асфальт и частично демонтировали. За всё время существования трамвайной сети в Омске было закрыто 18 маршрутов по причине разрушения путей. Сейчас в городе работает всего 6 маршрутов.

С того же 2016 года произошла модернизация транспортного состава, Омску передали б/у вагоны, а также закупили новые составы, но они направлялись на уже существующие маршруты.

Трамвайный парк в Омске. 1930-1940 гг. Источник: Омский государственный историко-краеведческий музей

Троллейбусы

В 1988 году троллейбусная сеть Омска насчитывала 16 маршрутов, которые обслуживали 274 троллейбуса. После «нулевых» поочерёдно закрылись несколько маршрутов из-за нехватки подвижного состава. К 2009 году общее количество машин сократилось до 217.

В 2014 году в город поступили 10 новых троллейбусов, которые курсировали по четвёртому маршруту. В 2020-м город приобрел 33 машин «Адмирал», в 2021 году — ещё 29 новых троллейбусов этой же марки.

На данный момент в Омске действуют 8 маршрутов, 4 из которых являются магистральными и имеют увеличенный график работы.

Омский троллейбус в 1962 году. Источник: https://youtu.be/w6v_ZvVJjFM

Как дела в соседних городах?

Новосибирск

Автобусная сеть запускалась примерно в то же время, что и в Омске, и тоже была в кризисе в конце 90-х. Но на данный момент количество подвижного состава стабильно растёт, а маршруты связывают не только внутригородские сети, но и соединяются с городами-спутниками (Обь, Бердск, Краснообск и т. д.). Среди проблем в городе отмечают большое количество дублирующих маршрутов и частных перевозчиков, которые используют транспорт малой вместительности. Стоимость проезда — 26 рублей.

Местное метро является самым восточным на территории РФ и четвёртым по размеру в стране. Имеет 2 ветки и 13 станций. Изначально в метро планировалось построить 5 линий с 53 станциями, но в 90-х подобный размах оптимизировали. На данный момент в 2022 году планируется открыть только одну новую станцию под названием «Спортивная».

За год метрополитен перевозит более 84 миллионов человек. Этот показатель растёт из года в год.

Тюмень

Из-за активного роста этого города власти в 2014 году приняли решение приобрести программу, которая применялась при разработке маршрутной сети Берлина и других городов Европы. Она позволяла проводить глубокий анализ всех участков города и выдавала корректировки по маршрутам действующего транспорта.

В городе нет троллейбусов, трамваев и метро. Все эти виды транспорта отвергаются из-за больших финансовых вложений.

Несмотря на прогрессивную систему обработки данных, жители также жалуются на большое количество транспорта малого класса (почти половина). Стоимость проезда — 28 рублей.

Новые автобусы в Тюмени. Источник: https://vk.com/tmnourhome

Что происходит в Омске

Новый наземный транспорт

Новые автобусы уже ездят по маршрутам 22, 24, 33, 45, 61,79, 95, 103, 109; троллейбусы — по маршрутам 3, 4, 15, 67; трамваи — по маршрутам 2, 4, 7, 8, 9.

Новый транспорт покрывает почти всю территорию Омска.

На красных маршрутах передвигаются трамваи, на синих — троллейбусы, на зелёных — автобусы.

На этом в администрации не собираются останавливаться. Уже анонсировано три новых троллейбусных маршрута и строительство новой линии на Левом берегу:

  •  маршрут № 5 (СТЦ «Мега» — посёлок Юбилейный) — 15 троллейбусов, интервал — 9 минут;
  •  маршрут № 7М (ж/д вокзал — микрорайон «Зелёная река») — 17 троллейбусов, интервал — 8 минут;
  •  маршрут № 10 (СТЦ «Мега» — завод имени Попова) — 17 троллейбусов, интервал — 8 минут.

Маршруты будут проходить через те части района, которые сейчас активно застраиваются и в будущем могут столкнуться с транспортным коллапсом.

Первая поставка новых троллейбусов в Омск.

Многострадальное метро

Первая ветка метро как раз должна проходить по развивающемуся Левому берегу, но текущее состояние метрополитена не даёт нам надежд на открытие подземного транспорта в Омске.
Напомним, что строительство началось в 1992 году, а сдать его должны были сначала в 1997 году, потом в 2008, 2012, 2015 и 2016 годах.

В 2019 году строительство окончательно прекращено. Ещё в 2014 году было принято решение искать альтернативу классическому метро. Тогда было предложено запустить в существующих тоннелях скоростной трамвай и соединить его с существующей инфраструктурой.

После появлялись и другие возможные решения, вплоть до запуска по тоннелям троллейбусов, но от идеи классического метро отходили всё дальше и дальше.

Строящаяся станция метро в Омске. Источник: https://demotivation.ru/photo/fotografii-omskogo-metro-60-foto

Внезапно в начале этого года вновь был поднят вопрос о строительстве метрополитена. Об этом высказался первый секретарь Омского обкома КПРФ и депутат Госдумы РФ Андрей Алёхин.

«Я спрашивал губернатора и даже цитировал Путина — попали мы в проект или нет? И конкретного ответа я не получил. Между прочим, для завершения проекта нужно 33 млрд рублей, это помимо уже вложенных 13. В области, а тем более в бюджете Омска, таких денег нет», — рассказал политик.

Он также отметил, что с подобным финансированием может справиться только Москва, а остальные города должны рассчитывать на федеральное финансирование. Алёхин рассказал, что общался по этому вопросу с министром финансов Антоном Силуановым, который предложил сделать предпроект для дальнейшего обсуждения метро.

«Сегодня главная и первая проблема этого регионального долгостроя, ставшего уже посмешищем в соцсетях, — затопление уже готовых проходок. Если не решить этот вопрос в течение двух-трёх лет — всё нужно будет начинать заново», — отметил депутат Госдумы РФ.

Действительно, судя по «Яндекс.Картам», станция, строящаяся на улице Конева, затоплена.

Такая же ситуация обстоит с недостроенной станцией у микрорайона «Кристалл».

«Ситуация с затоплением омского метро катастрофическая. Прошла новость, что выкачать нужно 93 тысячи кубометров, это 93 тысячи тонн! В одну ж/д цистерну входит 60 тонн. Таким образом, это 1 500 вагонов! 15 ж/д составов по 100 вагонов!» — пишет в своём ЖЖ блоге Игорь Фёдоров, известный под ником omchanin.

По его подсчётам, сейчас в омском метрополитене частично затоплено восемь километров тоннелей. Ситуация удручающая.

Давайте представим, что в городе всё же запустят стартовую линию метро. Как это повлияет на стоимость проезда? Ранее мы уже писали, что в Новосибирске и Тюмени цена ниже действующей в Омске сейчас. Даже в метро.

 
Несмотря на то, что большая часть стройки будет оплачиваться федеральным бюджетом, на содержание этого «дорогого ребёнка» региональным властям придётся вкладывать большие деньги. А при росте цен на проезд общественный транспорт для омичей может стать крупной тратой.

Вспомним о новой системе маршрутов, которую планируют внедрить в Омске осенью этого года. Схема такова: в центре города будут курсировать большие автобусы, к ним из районов и округов города будут подвозить транспорт малого и среднего класса. Таким образом, чтобы доехать от одной точки города в противоположную, омичу понадобится сделать две пересадки.

Представим, что цены вырастут до 30-35 рублей. Для того, чтобы омичу из Советского округа доехать до Ленинского, необходимо будет потратить 90-105 рублей.

Ранее Om1.ru публиковал мнение омичей, которые несогласны с внедрением новой системы.

Среди аргументов против исключения маршруток из Омска жители города выделяют компактные габариты транспорта, позволяющие ему не создавать пробок, малое время ожидания, более строгий контроль от водителей платы за проезд.

Изменения в наземном транспорте

Во время подготовки материала стало известно, что на заседании Омского горсовета рассмотрят вопрос отказа от кондукторов в пользу валидаторов. Для справки, такую систему используют в столицах. В автобусах на поручнях стоят системы, считывающие банковские и проездные карты.

Если пассажир предпочитает наличные средства, оплатить за проезд в Москве или Санкт-Петербурге он сможет у водителя. Вот только представитель «Коммунистов России» Владимир Жуков, который предложил введение валидаторов, рассматривает отказ от «налички» полностью. Аргументом является то, что большинство жителей уже сейчас используют банковские или проездные карты.

По его мнению, это позволит сэкономить на кондукторах, которых и так сейчас не хватает. Депутаты согласились рассмотреть этот вопрос на следующем пленарном заседании горсовета.

Чего ждать?

Сложно предположить, как изменится общественный транспорт уже в этом году. Изменения ожидаются глобальные, но никто не знает, будут ли они работать. Остаётся только ждать и надеяться.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter