om1.ru
Коллапс на улицах Новосибирска. Куда уходят миллионы, выделенные на «умные» дороги? Расследование Om1.ru Безопасность, технологичность и решение проблем с пробками — такие вопросы должны решить автоматизированные и интеллектуальные дорожно-транспортные системы, считают эксперты. На их внедрение тратят миллионы, но есть ли результат? Читайте расследование материала Om1.ru.

Коллапс на улицах Новосибирска. Куда уходят миллионы, выделенные на «умные» дороги? Расследование Om1.ru

Безопасность, технологичность и решение проблем с пробками — такие вопросы должны решить автоматизированные и интеллектуальные дорожно-транспортные системы, считают эксперты. На их внедрение тратят миллионы, но есть ли результат? Читайте расследование материала Om1.ru.

Коллапс на улицах Новосибирска. Куда уходят миллионы, выделенные на «умные» дороги? Расследование Om1.ru
Фото: Om1.ru. Пробки

Автоматизация дорожного движения

Многокилометровые пробки — одна из проблем Новосибирска. Местных жителей уже не удивляют постоянные заторы на Гусинобродском шоссе, на улицах Петухова, Большевистской, въездах в областную столицу и других точках.

Как рассказал корреспонденту портала Om1.ru новосибирский автоэксперт Владимир Кириллов, в крупнейших городах мира с заторами борются с помощью автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД). Они повышают эффективность регулирования потока на светофорах. Искусственный интеллект оперативно подстраивается под обстановку на проезжей части, реагирует на изменение интенсивности движения, нештатные ситуации, ДТП и помогает оперативно разгрузить образовавшиеся пробки.

По словам Владимира Кириллова, к АСУДД относят детекторы транспорта, интеллектуальные дорожные контроллеры и программное обеспечение верхнего уровня. Благодаря им обычный светофор становится настоящим помощником, который переключается в зависимости от ситуации на дороге, учитывая обстановку на соседних перекрёстках.

 
Представьте, что на одном из участков пути произошло ДТП. Светофоры и информационные панели на ближайших перекрёстках перестраивают потоки в объезд аварии. Водители предупреждены об этом и могут заранее перестроиться, а не застрять в потоке, из которого потом невозможно выбраться.

О необходимости внедрения АСУДД в Новосибирске говорили давно. Ещё в 2008 году власти начали заключать миллионные контракты и проводить различные мероприятия для оптимизации дорожного движения с помощью такой системы.

На реализацию выделяли и продолжают направлять крупные суммы денег, однако проблему пробок так и не решили.

Контрольно-счётная палата Новосибирска провела анализ работы по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением в январе 2021 года и в июне 2022-го. Эксперты пришли к неутешительным выводам. Разберём их подробнее.

Проектирование и создание АСУДД

На сайте Контрольно-счётной палаты (КСП) Новосибирска 11 января 2021 года опубликовали анализ выполнения мероприятий в период с 2008 по 2019 год по созданию АСУДД, её элементов и дорожно-транспортных моделей, которые должны оптимизировать дорожное движение в городе, с учётом их текущего применения. Эксперты изучили документацию за последние 11 лет. Они отмечают, что выводы сделали на основе имеющейся и сохранившейся информации.

Специалисты рассмотрели самый первый этап внедрения АСУДД. Так, в 2007 году начали проектирование системы. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение» (СМЭУ) заключило договор в декабре 2007 года с минским НИИ. Первоначальная сумма договора составляла 2,4 млн рублей за первый этап работ. Исполнитель должен был обследовать условия дорожного движения в городе и разработать проектную документацию.

После контракт дополнили соглашениями, согласно которым увеличивали этапы работ, расширяли обязанности исполнителя и меняли сумму договора. Окончательную стоимость утвердили 1 апреля 2010 года. Она составила 16,7 млн рублей. В результате по договору с 15 допсоглашениями исполнитель сдал технический и рабочий проект на светофорные объекты.

Далее, с 2008 по 2011 год, начали делать основные работы по физическому созданию АСУДД. В её состав, в соответствии с постановлением мэрии, вошёл 101 светофорный объект общей балансовой стоимостью 148,9 миллиона рублей и три центральных управляющих пункта АСУДД общей балансовой стоимостью 33,5 млн рублей.

В анализе КСП ссылается на справку, предоставленной СМЭУ, на дату проверки выполнения работ по монтажу АСУДД. А вот проектно-сметную документацию, договоры на выполнение работ и акты выполненных работ ответственные лица не предоставили.

Аудиторы сделали вывод, что на первом этапе строительства АСУДД работы провели не в полном объёме. Речь о монтаже периферийного оборудования, который выполнили лишь на 101 объекте вместо запланированных 242. Причина — недофинансирование.

 
«При этом использовали 58 комплектов оборудования, из которых многие элементы установили частично, что свидетельствует о значительных отклонениях в объёмах выполненных работ от проектных», — отмечено на сайте городской Контрольно-счётной палаты.

После этого деньги начали тратить на текущее содержание системы.

Расходы на содержание

Согласно анализу специалистов, с 2011 по 2018 год со СМЭУ заключали несколько контрактов по содержанию светофорных объектов. Расходы по этим договорам составляли 323,9 млн рублей.

Проверив тексты контрактов и технических заданий, в КПС сделали выводы, что значительная часть расходов необоснованна и неэффективна. Изначально система АСУДД не функционировала полноценно, а требования муниципальных контрактов в СМЭУ не выполняли. В актах выполненных работ замечания не отображены.

Среди несоответствий эксперты обратили внимание на значительно выросшую стоимость содержания центрального управляющего пункта (ЦУП) системы. Так, с 2012 по 2018 год расходы составили 55,5 млн рублей. В год тратили не более 4,8 млн, но в 2019 году эта сумма выросла в 4,6 раз и составила 22,3 млн.

Согласно подробному анализу специалистов, какого-либо экономического обоснования для такого скачка в цене нет.

Неутешительные выводы

В результате эксперты Контрольно-счётной палаты пришли к выводу, что система АСУДД, на которую потратили огромные суммы, выполняет функции не в полном объёме.

Например, в проекте предусмотрено, что система должна автоматически регулировать светофорные объекты. Но по факту она укомплектована детекторами и указателями рекомендуемой скорости лишь частично. При этом выделенные на проект деньги полностью использовали. В договорах на содержание АСУДД отсутствовали расчёты фактически необходимых работ и расценок на них.

По факту исследования огромного пласта документации за 11 лет специалисты направили письмо городским властям с предложениями, как исправить ситуацию. Помимо этого, заключение передали в правоохранительные органы.

Казалось бы, что к 2022 году ситуация с внедрением автоматизированных систем должна кардинально поменяться, а пробки — уменьшаться. Но ситуация выглядит с точностью до наоборот.

В распоряжение портала Om1.ru передали заключение Контрольно-счётной палаты Новосибирской области по результатам обследования законности и эффективности использования на этот раз областного бюджета, направленного на реализацию мероприятий по созданию интеллектуально-транспортной системы (ИТС) Новосибирской агломерации в 2020–2021 году и до 30 июля 2022 года.

Этот документ ещё не опубликован на сайте ведомства. Рассмотрим, к каким выводам пришли эксперты, проанализировав впечатляющий по масштабам и суммам проект.

Анализ ситуации за 2020–2022 год

В рамках нашумевшего национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Минтранс Новосибирской области разработал паспорт регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Его реализуют в рамках госпрограммы «Развитие автомобильных дорог». Её результатом должен стать ввод в эксплуатацию в 2024 году одной интеллектуально-транспортной системы (ИТС) Новосибирской агломерации.

 
Под ИТС понимают систему управления, которая интегрирует современные информационные и телематические технологии. Она может автоматически находить и принимать к реализации максимально эффективные сценарии управления транспортно-дорожным комплексом. ИТС должна обеспечивать необходимую мобильность населения, повышать эффективность транспортного процесса.

Но, согласно заключению Контрольно-счётной палаты, система не будет полностью выполнять заложенные проектом функции. Всё дело в сокращении числа оборудования, которое необходимо, чтобы уложиться в бюджет. К тому же на 30 июня 2022 года Новосибирская область значительно отстаёт от других агломераций России по созданию и развитию ИТС. Разберём всё по порядку.

Первые просрочки

24 января 2020 года Минтранс региона заключил госконтракт с ПАО «Ростелеком» с ценой в 1 копейку и сроком окончания работ 31 мая 2020 года. Согласно ему, исполнитель должен был выполнить научно-исследовательские работы по проведению на территории субъекта мероприятий, направленных на развитие и эксплуатацию комплекса средств автоматизации ИТС.

Первый этап работ закончили 29 апреля того же года, а 6 октября стороны расторгли контракт. Претензий друг к другу они не имели.

 
В ноябре 2020 года администрации муниципалитетов, входящие в Новосибирскую агломерацию, заключили шесть контрактов с АО «Ситроникс». От исполнителя требовали разработать техно-рабочий проект ИТС. Общая сумма контрактов составила 10 млн рублей. Деньги взяли из средств бюджетов муниципальных образований региона.

Кроме того, Минтранс заключил ещё один контракт с АО «Ситроникс» на 4,5 млн рублей 20 ноября 2020 года.

Согласно анализу экспертов, по всем перечисленным контрактам, включая государственный, нарушили сроки оказания услуг. А проект не проходил проверку эффективности инвестиционных проектов. В результате властям пришлось проводить дополнительные экспертизы в 2021 году. Стоимость разработки проектов составила 14,5 млн рублей.

Финансовый вопрос

Общая стоимость создания ИТС Новосибирской агломерации, включая стоимостные показатели техно-рабочих проектов муниципальных образований, составила 5,2 млрд рублей. Из чего складывалась такая сумма?

Следующим этапом проекта стала закупка на оказание услуг по созданию и внедрению элементов ИТС. Стоимость работ составила 670 млн рублей. Цену контракта определили, сопоставив рыночную. Информацию о стоимости запросили у трёх компаний, цену контракта выбрали из наименьшей, предложенной АО «Ситроникс».

 
«Начальная максимальная цена контракта меньше сметной стоимости на 43,5% за два этапа, в том числе по работам, определённым в первом этапе, начальная максимальная цена контракта меньше сметной стоимости на 55%», — указано в заключении КСП.

Анализ Контрольно-счётной палаты показал ещё одну проблему. Объём субсидий, выделенных столице региона на внедрение ИТС, составляет лишь 52,3% от итоговой стоимости. При этом средства на систему, которая должна размещаться на территории других муниципалитетов, бюджетами не предусмотрены.

Чиновникам пришлось придумывать способы сократить расходы. Так, чтобы реализовать первый этап проекта в Новосибирске, ответственные сократили количество внедряемых подсистем на участках в области. Например, отказались от реализации фотовидеофиксации, весогабаритного контроля, парковочного пространства. При этом такие технические изменения в проектную документацию не внесли.

Вывод: система по всей агломерации не будет полностью выполнять заложенные проектом функции.

Деньги в никуда

«Складывается ощущение, что проект с автоматизацией дорожного движения как в Новосибирске, так и в агломерации провалится. Видимо, история с пробками и дорогами — проклятье нашего региона», — поделился с порталом Om1.ru мнением автоэксперт и общественник Владимир Кириллов.

В качестве примера одного из незавершённых проектов он приводит Юго-Западный транзит, который должен был стать объездной трассой и взять на себя огромный поток транспорта. В итоге дорога оказалась недостроенной.

По словам Кириллова, в 2014 году президент России Владимир Путин подписал указ о проработке вопроса финансирования этого проекта. К 2022 году проблема всё ещё находится на обсуждении и не решена. Часть дороги выложена в Кировском районе города.

 
«Огромные суммы денег уходят в никуда. Проблемы с дорогами, пробками не закончатся, пока они воспринимаются как бизнес. Когда же отношение изменится, тогда и начнёт что-то сдвигаться с места», — заключил эксперт.

Дождутся ли новосибирские автовладельцы решения проблем по пробкам или супертехнологичной системы на каждом перекрёстке, покажет только время.

Читайте нас «ВКонтакте»!

Фото: Om1.ru
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter