om1.ru
Город заборов: почему металлические ограждения заполонили Новосибирск «Кладбищенские оградки» — так неласково называют новосибирцы бесконечные серые заборы, установленные вдоль дорог. У ограждений есть благая цель — не дать пешеходу перебежать дорогу. Помогает ли это, разбиралась корреспондент портала Om1.ru.

Город заборов: почему металлические ограждения заполонили Новосибирск

«Кладбищенские оградки» — так неласково называют новосибирцы бесконечные серые заборы, установленные вдоль дорог. У ограждений есть благая цель — не дать пешеходу перебежать дорогу. Помогает ли это, разбиралась корреспондент портала Om1.ru.
26 января 2023, 16:30

Город заборов: почему металлические ограждения заполонили Новосибирск
Фото: Om1.ru. Металлические заборы в Новосибирске

Почему устанавливают заборы?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к ГОСТу (ГОСТ Р 52289–2019 > ГОСТ 33127–2014, пункт 3.1.). Согласно этой информации, забор предназначен для снижения риска падения пешеходов с дороги или моста, упорядочения движения людей на тротуарах и предотвращения выхода животных на проезжую часть. То есть ограждение вдоль дороги не позволяет пешеходам выходить на проезжую часть в неустановленных местах.

Сотрудники ГИБДД призывают местных чиновников соблюдать установленный норматив. Не поставить забор по требованию правоохранителей — значит нарваться на штраф. Поэтому после 2010 года города по всей России стали пополняться серыми конструкциями. Новосибирск — не исключение, а даже пример, так как здесь почти на каждом перекрёстке можно встретить ограждения.

Многие автомобилисты, судя по городским пабликам столицы Сибири, поддерживают ГОСТ. Они уверены, что если забор убрать, то пешеходы начнут перебегать дорогу и бросаться под колёса. На деле же металлические ограждения не мешают нарушать ПДД.

Почему забор не помогает безопасности на дорогах?

Многие известные на всю страну урбанисты (Илья Варламов, Аркадий Гершман, Андрей Елбаев, Лера Загвозкина, Владисла Сурин) на своих каналах на YouTube подробно объясняют, почему заборы — вред, а не польза, по их мнению. Первое и, как утверждают специалисты, главное — они совершенно не мешают перебегать дорогу пешеходам.

Всё дело в том, уверяют урбанисты, что ограждение невозможно установить единой линией. Забор всё равно прервётся на переходе, у въезда во двор, возле ливнёвки или дерева. Это значит, что желающий перебежать дорогу сможет просто пройти через щель.

Специалисты заметили противоречия и в ГОСТе. Там прописано, что устанавливать заборы нужно только в определённых местах. То есть невозможно воткнуть ограды вдоль всех дорог. А значит, многие трассы пешеходы всё равно могут перебежать.

С помощью Google Maps, можно виртуально «проехать» по Новосибирску и найти почти на каждой улице примеры заборов, которые, по мнению сотрудников ГИБДД, спасают недобропорядочных пешеходов от опасных для жизни действий.

Здесь человек легко может обогнуть забор и перебежать в нужном месте.

Этот малыш точно не спасает нерадивых граждан, хоть он и пытается.

Серый забор защищает не только пешеходов, но и столб.

Этот пример запечатлела корреспондент портала Om1.ru на площади Станиславского. Он тоже пытается сдержать нарушителей.

Забор напоминает Гэндальфа (персонаж серии книг Дж. Р.Р. Толкина «Властелин колец» — прим. Om1.ru), который говорил: «Ты не пройдёшь!».

В городских пабликах типа «АСТ-54», «Нетипичный Новосибирск» и подобных можно встретить множество историй от горожан, которые открыто высмеивают подобные металлические конструкции. Порой заборы устанавливают максимально странно, по мнению жителей.

Так, на остановке «Метро Студенческая» заборы защищают не дорогу от пешеходов, а людей от остановки. Всё дело в том, что людям неудобно выходить из общественного транспорта из-за стоящих серых ограждений.

" data-fulltext="

«Те, кто придумал заборы, ограничивающие по сторонам пешеходный переход, проверял поток людей на этой остановке? Здесь находится большой вуз. Огромный пассажиропоток упирается в узкий проём между «оградами» у светофора. Неужели нельзя убрать по одной секции с каждой стороны? Тогда народ быстрее бы пересекал дорогу. Ждут резонанса, когда кого-нибудь собьют?» — возмутилась подписчица группы «АСТ-54» «ВКонтакте» Татьяна.

Ещё один не совсем удачный, по мнению новосибирцев, забор установили на улице Каменской. Он сузил проход людям, отделив тротуар от парковки. При этом автовладельцам тоже нет пользы от такой конструкции, так как выходя из машины им приходится обходить серую ограду, вместо того чтобы сразу попасть в нужное место.

" data-fulltext="

Ещё один забор вызвал недоумение жителей мегаполиса. Его установили на остановке ДК «Металлург». Люди шутят, что конструкция защитит пассажиров от посадки в автобус, а не от нарушения ПДД.

" data-fulltext="

«Около шоколадной фабрики в Октябрьском районе поставили никому не нужное ограждение на половину пешеходной дороги. Людям тяжело разойтись, а зимой с коляской и один человек не пройдёт», — пишет горожанка Анна в комментарии к посту.

Некоторые заборы защищают другие конструкции. Как в этом случае:

" data-fulltext="

Возмутила горожан ещё одна установка ограждения — на улице Пархоменко, 90/1. Здесь забор перекрыл парковку. В итоге людям приходится идти вдоль трассы. Безопасно ли это?

Даже по этим примерам можно увидеть, что людей заборы не останавливают, они спокойно могут перейти улицу в разных местах. Одна из причин подобного поведения — большое расстояние между пешеходными переходами. Считается, что обильное количество «зебр» и светофоров увеличивают количество пробок, поэтому от них стремительно отказываются, стараясь оборудовать подземные тоннели или надземные конструкции.

Пенсионеры жалуются, что им тяжело преодолевать большие расстояния. Молодёжь стремится сократить траекторию движения, а не искать «зебру». Поэтому возникают вопросы к размещению дорог.

Ещё один минус заборов, утверждают урбанисты, — создание иллюзии изолированности тротуара от проезжей части. В таком случае автомобилист расслабляется и позволяет себе набрать скорость. Пешеход же, если у него появляется возможность выйти на проезжую часть, может спровоцировать ДТП — попасть под колёса двигающегося на большой скорости авто. Таким образом, огороженная дорога становится потенциально опасной.

Минус, который называют автомобилисты: из-за забора можно не заметить выходящего на переход ребёнка. Ночью легко не увидеть и взрослого.

Доставляют проблемы металлические ограждения и для тех, кто каждый день очищает Новосибирск от снега. Из-за заборов убрать сугроб трактором нереально. В итоге коммунальщики просто оставляют завалы, чтобы случайно не выдернуть хрупкую конструкцию.

Из чего сделан забор и миф о защите пешеходов

Существует миф, что металлический забор ставят для защиты пешеходов от автомобилей, которые могут вылететь на проезжую часть. Это заблуждение, его развеивают и в пресс-центре мэрии Новосибирска.

«Ограничивающее пешеходное ограждение не рассчитано на удержание транспортного средства в случае наезда на него и предназначено только для исключения выхода пешеходов на проезжую часть в неустановленном месте», — сообщили порталу Om1.ru в ведомстве.

В мэрии добавили, что привычные новосибирцам серые заборы изготавливают из оцинкованного металла. Это позволяет минимизировать затраты на их содержание. По ГОСТу высота ограждения должна составлять от 0,8 до 1 метра. При наличии двух и более перекладин нижняя находится на высоте не менее 0,4 метра. Перильные ограждения высотой 1,0 м имеют не менее двух перекладин, в остальном внешний вид конструкций не регламентирован. Ухаживать за таким забором просто — его достаточно помыть. В случае повреждения его могут заменить или поправить.

Судя по количеству ДТП, связанных с заборами, конструкции достаточно хрупкие и могут представлять опасность. Достаточно вспомнить несколько аварий в городе и посмотреть на кадры острых осколков от ограждения.

Что стало с забором возле дома №102 на улице Немировича-Данченко после аварии:

" data-fulltext="

Вот так проткнуло автомобиль ещё одно ограждение:

" data-fulltext="

Осколки от металла могут разлететься и задеть проходящих мимо людей.

" data-fulltext="

Исходя из этих кадров можно сделать вывод, что металлические ограждения не всегда способны защитить, в этом случае, утверждает в своём блоге урбанист Аркадий Гершман, помогут кустарники.

«Легальный способ не ставить заборы — нужно высаживать кусты! Они умеют защищать от луж с дороги и снижают уровень шума. Если грамотно подбирать породы, то ландшафт улицы может меняться в течение года — будет чуть меньше серости. Но стоит быть реалистами: это решение может не понравиться дорожникам и коммунальщикам, потому что регулярно красить заборы поверх грязи просто, а тут нужны какие-то садовники. Кроме того, встаёт вопрос использования реагентов и поддержания высокого уровня общей экологии города», — рассуждает специалист.

Если раньше о высадке кустов горожане могли только мечтать, то с 2022 года, согласно ГОСТу, можно не устанавливать забор при наличии газона, отделяющего проезжую часть от тротуара шириной более метра или сплошной линии кустарника высотой не более 0,8 м.

Летом того же года в Новосибирске решили попробовать воплотить в жизнь этот пункт. У Первомайского сквера убрали ограждения и высадили кусты сирени и смородины. Как отметила вице-мэр Анна Терешкова, это первый естественный забор в городе.

Намного ли затратнее уход за растениями вместо забора, в пресс-центре мэрии корреспонденту портала Om1.ru не смогли уточнить.

«Сравнительные сметные расчёты по содержанию одного погонного метра пешеходного ограждения или кустарника не проводили», — ответили в ведомстве.

Таким образом, не все новосибирцы согласны с мнением, что заборы — это польза. Вместо серых конструкций многие хотят видеть больше зелени. Распространится ли практика высадки «живых ограждений» — неизвестно, но многие горожане продолжают надеяться и выступать против «кладбищенских оградок», как их называют в обиходе.

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Фото: Google Maps, Om1.ru, группы «Зелёный Новосибирск», «АСТ-54», «ЧП Новосибирск» «ВКонтакте»
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter