om1.ru
Мусорный апокалипсис. Почему Новосибирской области нужен новый концессионер? С момента подписания концессионного соглашения по строительству мусоросортировочных комплексов и полигонов для утилизации твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области прошло пять лет. Объекты так и не появились. Разрывать соглашение не спешат, объясняя это большими потерями для бюджета. Так ли это на самом деле? Депутат Законодательного Собрания Вадим Агеенко высказал по этому поводу свою точку зрения.

Мусорный апокалипсис. Почему Новосибирской области нужен новый концессионер?

С момента подписания концессионного соглашения по строительству мусоросортировочных комплексов и полигонов для утилизации твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области прошло пять лет. Объекты так и не появились. Разрывать соглашение не спешат, объясняя это большими потерями для бюджета. Так ли это на самом деле? Депутат Законодательного Собрания Вадим Агеенко высказал по этому поводу свою точку зрения.
21 мая 2021, 15:53
Блоги

 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.

Немного истории

Соглашение о строительстве двух мусоросортировочных комплексов и двух полигонов в селах Раздольное и Верх-Тула региональные власти и ООО «Экология-Новосибирск» подписали в июле 2016 года. Их должны были ввести в эксплуатацию в 2018 и 2019 гг. Концессионер обязался инвестировать в проект 6,5 млрд рублей, отмечает Вадим Агеенко.

Вадим Агеенко
депутат Заскобрания

«Текст соглашения вызвал много претензий со стороны депутатов Законодательного Собрания. Деятельность рабочей группы длилась полгода. Мы пришли к выводу, что соглашение крайне не выгодно для области, а в какой-то части просто опасно для бюджета. Размер инвестиций в объект завышен как минимум на треть. Предложенные тарифы завышены в три-пять раз. Гарантированные объёмы ТКО для мусоросортировочных комплексов и полигонов не соответствуют реальным объёмам отходов в новосибирском кластере, что предполагает возмещение концессионеру из бюджета области недополученных доходов, которые могут достигать более 800 млн рублей в год».

Кроме того, продолжает парламентарий, перечень из 33 «особых условий» позволяет концессионеру легко увеличивать стоимость объекта или приостанавливать деятельность, перекладывая ответственность на руководство области, и получать возмещение из бюджета. Концессия предполагает подписание сторонами особого трёхстороннего соглашения с банком, по которому, в случае невозможности концессионера возвращать взятые кредиты, область должна выплатить все заёмные средства концессионера с процентами.

Ещё один факт: в тексте соглашения много юридических неточностей, применяются термины, не соответствующие действующему законодательству. Нет точного срока сдачи объекта.

 
 
 
Вадим Агеенко:

«В этих условиях рабочая группа, а затем и сессия Заксобрания рекомендовала или внести существенные изменения в концессионное соглашение, что само по себе маловероятно, или расторгнуть его. Жители Новосибирской области, экологи и общественность крайне отрицательно отреагировали на факт размещения полигона около Раздольного в устье реки Издревой. По этому поводу проводились многочисленные митинги, сделаны заявления депутатов Новосибирского района и Раздольненского совета депутатов. Ситуация с «мусорной концессией» рассматривалась на общегородской ассамблее, где также выработали рекомендации о расторжении заключённого соглашения».

Потерпим убытки?

Руководство области по непонятным причинам упорно не хотело расторгать его, продолжает Вадим Агеенко. Его действие в ноябре 2017 года приостановили. Позже выяснилось, что полигон в Раздольном попадает в запретную 15-километровую зону Чкаловского аэродрома, что категорически запрещено Воздушным кодексом РФ. Оказалось, что построить полигон нельзя по закону. Изменить соглашение также невозможно, так как это является существенным его условием.

«Такие изменения в действующее концессионное соглашение можно внести только по решению суда, но стороны по поводу «невозможности выполнения соглашения» в суд не обращались (почему?). В этой ситуации, на мой взгляд, остаётся один выход, о котором я говорил ещё в 2017 году, — расторжение, формирование новых условий и объявление нового конкурса, в котором сможет участвовать то же ООО «Экология-Новосибирск». Если, конечно, этого захочет и сможет инвестировать в новый проект четыре или пять миллиардов рублей. Но даже этого вот уже четыре года в нашей области не происходит», — констатирует Вадим Агеенко.

Власти ссылаются на то, что при расторжении область должна возместить концессионеру все понесённые им затраты и упущенную выгоду (до 300 млн рублей). Действительно, в соглашении есть такой раздел, но понесёт ли регион реально такие затраты при расторжении концессии? Депутат уверен, что в случае расторжения по суду — нет.

Во-первых, в расчётах о возмещении учитываются только фактически понесённые расходы в ходе реализации соглашения (начиная с 22 июля 2016 года), подтверждённые бухгалтерской документацией.

«Как известно, концессионер за это время не понёс никаких затрат по выполнению действующего соглашения. Как выяснилось в 2017 году, у него до сих пор в полном объёме даже нет оплаченной и согласованной проектно-сметной документации на объект. За четыре года на отведённых ему земельных участках он не забил ни одного колышка. А ведь кроме мусоросортировочных комплексов и полигонов нужно ещё построить подъездные пути и силовые подстанции», — отмечает депутат.

Во-вторых, об упущенной выгоде не может быть и речи. Дело в том, что в пункте 3 соглашения о приостановке концессии от 16 ноября 2017 года сказано:

 
«Стороны не вправе требовать возмещения расходов, понесённых ими в период приостановления Концессионного соглашения от 22.07.2016. Стороны не вправе требовать получения дохода, возмещения убытков, в т. ч. упущенной выгоды, которую могли бы получить за весь период приостановления Концессионного соглашения, если бы соглашение не было приостановлено. Неначисленные расходы, которые должны были понести стороны в период приостановления Концессионного соглашения, возмещению не подлежат».

В пункте 5 соглашения сказано, что «Стороны подтверждают, что статус Концедента и Концессионера, их права и обязанности сохраняются в полной силе и в полном объёме, существующем на дату, предшествующую дате заключения настоящего Соглашения».

Таким образом, стороны подтверждают, что в любом случае объект (два комплекса и полигона) должен быть построен в определённые соглашением сроки — в первом квартале 2019 года.

В-третьих, что касается земельного участка в Раздольном, на котором действительно невозможно построить полигон. Кто в этом виноват и кто должен понести ответственность за этот «казус», спрашивает депутат.

Вадим Агеенко:

«Напомню, этот земельный участок для строительства комплекса и полигона в начале 2016 года предложил сам концессионер. Более того, ещё до заключения концессионного соглашения, в 2015 году, область передала его потенциальному концессионеру ООО «Экология-Новосибирск» в аренду на основании договора № 166-ЗП от 31 марта 2015 года, что зафиксировано соглашением. Как видим, в этом вопросе ответственность стороны должны как минимум разделить поровну».

Вместо выводов

Можно ли построить полигон и мусоросортировочный комплекс на новом месте? Это будет сделать достаточно сложно — и не потому, что жители близлежащих посёлков и дачных участков выступают против такого соседства, а потому, что в действующем концессионном соглашении смена земельного участка не предусмотрена, обращает внимание народный избранник.

«Вот такой получается «юридический казус». Знает ли об этом руководство области? Я предполагаю, что хорошо знает. Кстати, затраты на обследование «нового земельного участка» концессионер не сможет предъявить области как понесённые затраты по реализации действующего соглашения по простой причине — этого участка в действующем соглашении просто нет», — поясняет депутат.

Какой может быть выход из создавшегося нелепого положения по этой мусорной концессии? Только один — действующую концессию нужно срочно расторгать, теперь уже по суду за срыв концессионером сроков создания концессионного объекта, уверен Агеенко. Затем нужно формировать новые условия соглашения. Над ними больше года трудились две созданные губернатором рабочие группы. И объявлять конкурс по выбору нового концессионера.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter