Алёна из Новосибирска работает мастером маникюра. Она решила взять в банке кредит, чтобы купить новые материалы и оборудование. К своему удивлению, девушка узнала, что у неё есть просроченная задолженность в микрофинансовой организации (МФО). Но никаких денег в долг сибирячка не брала.
В кредите Алёне отказали. Теперь она не знает, что делать: терпеливо погашать задолженность или идти искать правду? Как так вышло, что кто-то оформил на неё заём? В ситуации помог разобраться эксперт Сибирского ГУ Банка России Константин Лысенко.

Шаг 1. Обратиться в микрофинансовую организацию
Оказавшимся в такой ситуации новосибирцам Константин Лысенко советует начать с официального заявления в микрофинансовую организацию. Нужно направить Почтой России заказное письмо с требованием разобраться в ситуации, каким образом на ваше имя оформили микрозаём без согласия.
Эксперт подчёркивает: важно написать, что вы не заключали договор, не получали денег и не проходили процедуру идентификации. Необходимо запросить реквизиты, на которые перечислили деньги, и копию договора, указать в письме необходимость внести изменения в кредитную историю и удалить запись о задолженности.

«Обычно МФО не заинтересованы в конфликте с клиентами и чаще всего соглашаются с требованиями. Они проводят внутреннюю проверку, и если выясняется, что заём оформлен другим лицом, задолженность спишут. А потом уже они самостоятельно взаимодействуют с полицией, чтобы вернуть свои деньги. Кредитор может отказаться списывать долг, если не найдёт доказательств, что деньги получили мошенники, а не человек, который к ним обратился», — говорит Лысенко.
Ещё одно необходимое действие — запросить в налоговой или на «Госуслугах» сведения об открытых на своё имя счетах, а затем в банках получить по каждому счёту выписку за тот период, когда был оформлен микрозаём. Это поможет доказать, что деньги вам точно не поступали.
Шаг 2. Направить обращение в Банк России
Направить обращение в Банк России можно как параллельно заявлению в МФО, так и после того, как получите ответ, и он вас не устроит. По словам Константина Лысенко, сделать это нужно через интернет-приёмную на официальном сайте регулятора. К обращению стоит приложить копию письма в МФО и их ответа, а также выписки по вашим счетам.
Регулятор уполномочен запросить у микрофинансовой организации документы, подтверждающие согласие человека на заём, провести дополнительную проверку и выяснить, каким образом деньги ушли на счёт третьего лица. В ответе регулятора будут результаты проверки и рекомендации, что делать дальше.
Шаг 3. Заявление в правоохранительные органы
Потерпевшим также нужно обязательно обратиться в правоохранительные органы, советует эксперт. Предоставить всю переписку — и с микрофинансовой организацией, и с Банком России. Полиция выяснит, что на самом деле произошло и кому ушли деньги. Даже если кредитор уже списал долг, то нет гарантии, что завтра мошенники не возьмут новые займы.
Шаг 4. Суд
Возможно, отстаивать свою непричастность к займу придётся в судебном порядке. В этом случае надо быть готовым к длительной процедуре, но это важно, если есть желание исправить свою кредитную историю, ведь в ней уже есть информация о просроченной задолженности. Такие записи могут стать основанием для отказа в кредите, например, в ипотеке.
