Омск
Заразились
7636 +105
Выздоровели
4704 +64
Умерли
88 +3
Россия
Заразились
882347 +5212
Выздоровели
690207 +6615
Умерли
14854 +129
om1.ru
Кто виноват в российских авиакатастрофах. Статистика МАК за последние 10 лет Межгосударственный авиационный комитет продолжает расследование крушения SSJ-100 в Шереметьево, в результате которого погиб 41 человек. Официальные причины авиакатастроф МАК пока не называет. Мы изучили информацию о причинах всех крупных катастроф, где количество жертв превышало 10 человек. В большинстве случаев авиаэксперты винят в случившемся экипажи воздушных судов.

Кто виноват в российских авиакатастрофах. Статистика МАК за последние 10 лет

7 июня 2019, 22:30

Кто виноват в российских авиакатастрофах. Статистика МАК за последние 10 лет
Фото: Следственный комитет РФ
Межгосударственный авиационный комитет продолжает расследование крушения SSJ-100 в Шереметьево, в результате которого погиб 41 человек. Официальные причины авиакатастроф МАК пока не называет. Мы изучили информацию о причинах всех крупных катастроф, где количество жертв превышало 10 человек. В большинстве случаев авиаэксперты винят в случившемся экипажи воздушных судов.

Межгосударственный авиационный комитет в ближайшие дни опубликует отчет по катастрофе в Шереметьево самолета «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100. МАК уже сделал полную реконструкцию полета лайнера, который включает в себя синхронизированные записи переговоров членов экипажа между собой и с диспетчерскими службами столичного аэропорта.

В соответствии с международной и российской практикой, в предварительном отчете не будут указаны причины катастрофы. Он включает в себя анализ полета, состояние воздушного судна, описание действий экипажа, наземных служб, аварийно-спасательных и пожарных команд.

66.RU изучил отчеты МАК за последние 10 лет. И в 14 из 15 авиационный комитет называл причиной авиапроисшествий ошибки экипажей.

В этой статистике мы не учитывали авиакатастрофы, в которых погибли менее 10 человек, а также теракт над Синаем.

Крушение Ан-148 в Подмосковье. Погиб 71 человек

По части авиакатастроф, произошедших относительно недавно, комитет еще не вынес окончательные вердикты. Как, например, в ситуации с крушением самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» в феврале 2018 года. Тогда погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Расследованием вместе с МАК занимается Следственный комитет России. Основная версия следствия — неверные действия экипажа. Согласно данным расшифровки бортовых самописцев, пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, и в ходе набора высоты те обледенели. СК полагает, что командир самолета получил неверные сведения о падении скорости и «принял меры по разгону судна путем перевода его в пикирование». При этом в нарушение инструкции был превышен угол наклона судна, самолет потерял управляемость. Последнее сообщение о ходе расследования Следственный комитет опубликовал в июне 2018 года.

Крушение Ту-154 под Сочи. Погибли 92 человека

Авиакатастрофа произошла 25 декабря 2016 года под Сочи. В результате крушения Ту-154 Военно-воздушных сил России погибли 84 пассажира и 8 членов экипажа. Самолет направлялся из Москвы на российскую авиабазу «Хмеймим» в Сирии, где музыканты из военного ансамбля имени Александрова должны были дать праздничный концерт для российских военнослужащих. На борту в том числе находились съемочные группы федеральных телеканалов и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза).

Международный авиационный комитет оказывал ВВС России помощь в расследовании, однако официально комментировать происшествие может только Министерство обороны. В мае 2017 года ведомство обнародовало предварительные итоги расследования катастрофы Ту-154 над Черным морем. В сообщении говорилось, что «причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

При этом официальной информации о завершении расследования на сайте Министерства обороны не появилось до сих пор.

Крушение Ми-8 в ЯНАО. Погибли 19 человек

Вертолет Ми-8 авиакомпании «Скол» разбился в Ямало-Ненецком автономном округе 21 октября 2016 года. Погибли все 19 человек, находившихся на борту.

Согласно официальному заключению МАК, причиной катастрофы стала «потеря экипажем пространственной ориентировки». Вертолет совершал вынужденную посадку из-за малого количества топлива ночью, в сплошной облачности, без световых ориентиров на земле.

В качестве других факторов, которые способствовали крушению, эксперты назвали:

  • недостатки во взаимодействии членов экипажа;
  • принятие командиром судна необоснованного решения на вылет при имевшейся информации о метеорологических условиях в районе пункта дозаправки;
  • недостатки в подготовке членов экипажа по действиям во внештатных аварийных ситуациях.

Чаще всего причиной авиакрушений называют именно ошибки пилотов. Но, по мнению экспертов, любой авиакатастрофе предшествует целая череда проблем и недочетов.

Крушение Boeing-737 в Ростове. Погибли 62 человека

Boeing 737–800 эмиратской авиакомпании Flydubai, летевший в Ростов-на-Дону из ОАЭ, разбился при заходе на посадку 19 марта 2016 года.

МАК до сих пор не обнародовал официальный отчет о причинах авиакатастрофы. Следственный комитет также не завершил расследование уголовного дела. В качестве версий назывались ошибка в действиях экипажа самолета, техническая неисправность борта, сложные метеоусловия.

Крушение Ми-8 в Туве. Погибли 14 человек

Авиакатастрофа с участием Ми-8 произошла в октябре 2014 года в Туве. Погибли все 14 человек, которые находились на борту.

В окончательном отчете МАК сказано, что причиной крушения стала «потеря экипажем визуальной ориентировки и своего истинного местоположения». Вертолет летел в условиях, непригодных для полетов по правилам визуальных полетов (ПВП). Воздушное судно двигалось на высоте ниже безопасной и в результате врезалось в горы.

Крушение Ми-8 в Карелии. Погибли 16 человек

Крушение вертолета на акватории озера Мунозеро произошло 31 мая 2014 года. На борту Ми-8 авиакомпании «СПАРК Авиа» находились 3 члена экипажа и 15 пассажиров, лишь двоим удалось выжить. В катастрофе погибли вице-губернатор Мурманской области, министр природных ресурсов области, начальник управления лесного и охотничьего хозяйства, гендиректор компании «Апатит» и его заместитель, сотрудник предприятия «Большой Вудъявр» и глава администрации Кировска.

Причиной катастрофы МАК назвал нарушение экипажем правил полетов по ПВП: судно летело на высоте ниже безопасной и в итоге упало в озеро. Эксперты обнаружили следующие нарушения, допущенные членами экипажа:

  • командир вертолета не принял решение вернуться в пункт вылета, несмотря на ухудшение погодных условий;
  • командир не установил индекс заданной высоты радиовысотомера на соответствующее значение опасной высоты;
  • во взаимодействиях членов экипажа были недостатки, которые привели к потере контроля за высотой полета.
  • Кроме того, в МАК установили, что катастрофа могла произойти и вследствие чрезмерной утомленности экипажа из-за значительного превышения максимальной продолжительности полетной смены.

По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). Приговор в апреле 2018 года вынесли генеральному директору авиакомпании «СПАРК Авиа» и его заместителю. Впрочем, их тут же амнистировали.

 

Чаще всего авиакатастрофы происходят при взлете и посадке, а также на земле.

Крушение Boeing 737 в Казани. Погибли 50 человек

Самолет авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс из Москвы, рухнул при заходе на посадку в аэропорту Казани в ноябре 2013 года. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Причиной крушения МАК назвал неподготовленность экипажа. При уходе на второй круг никто в кабине «не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолета в сложное пространственное положение на кабрирование». У командира судна не было навыков вывода самолета из сложного пространственного положения. В итоге пилот потерял ориентировку в пространстве, самолет ушел в крутое пике и врезался в землю. В качестве дополнительных факторов, которые назвали эксперты, значатся:

  • отсутствие у командира судна первоначальной летной подготовки;
  • члены экипажа, получившие допуск к переучиванию на Boeing 737, недостаточно хорошо владели английским языком;
  • методическое несовершенство процесса переучивания, формальный контроль за результатами и качеством переучивания;
  • низкий уровень организации летной работы в авиакомпании;
  • систематическое нарушение режима труда и отдыха членов экипажа и большая задолженность по отпускам. Это могло привести к чрезмерной усталости пилотов.

Крушение Ми-8 в Якутии. Погибли 24 человека

Авиакатастрофа произошла в июле 2013 года в окрестностях поселка Депутатский. В результате столкновения Ми-8Т «Полярных авиалиний» с сопкой погибли 24 человека. Выжить удалось всем трем членам экипажа и одному пассажиру.

Причиной катастрофы, которую озвучил МАК, стало несоблюдение командиром вертолета правил визуальных полетов. При ухудшении погодных условий он несвоевременно принял решение о возврате на аэродром вылета. Эксперты также установили, что экипаж был недостаточно подготовлен к полету, а авиакомпания не сообщила информацию о маршруте и высоте полета.

Крушение Ан-28 на Камчатке. Погибли 10 человек

Катастрофа Ан-28, принадлежащего Камчатскому авиационному предприятию, произошла в сентябре 2012 года. Погибли 10 из 14 человек, находившихся на борту.

Согласно отчету МАК, причиной столкновения самолета со склоном горы стало нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана. В крови обоих членов экипажа специалисты обнаружили алкоголь.

Крушение Ан-2 под Серовом. Погибли 13 человек

Ан-2 авиакомпании «Авиа-Зов» потерпел крушение в июне 2012 года в окрестностях города Серова Свердловской области. Погибли командир и все 12 пассажиров, находившиеся на борту. Обломки судна нашли спустя год.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета пришла к выводу, что причиной катастрофы стало «выполнение полета на высоте значительно ниже безопасной». Из-за этого самолет врезался в дерево. Капитан Ан-2 в момент трагедии находился в состоянии алкогольного опьянения.

Крушение ATR 72 под Тюменью. Погибли 33 человека

ATR 72 авиакомпании «ЮТэйр» в апреле 2012 года выполнял рейс Тюмень—Сургут. Менее чем через минуту самолет упал на землю. Погибли 33 человека, еще 10 получили травмы.

В заключении МАК указано, что непосредственной причиной катастрофы стало принятие командиром судна решения на вылет без проведения противообледенительной обработки. Это привело к сваливанию самолета, которое экипаж вовремя не заметил. Системной причиной катастрофы стали недостатки в организации наземного обслуживания воздушного судна и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник».

Крушение Як-42 под Ярославлем. Погибли 44 человека

В сентябре 2011 года Як-42 авиакомпании «Як Сервис» должен был вылететь из Ярославля в Минск. Во время разбега самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, взлетел на несколько метров, врезался в радиомаяк и рухнул на берегу реки Туношонки. В авиакатастрофе погибли 36 пассажиров (в основном — игроки ХК «Локомотив» и их тренеры) и 8 членов экипажа.

Непосредственной причиной катастрофы МАК назвал нажатие кем-то из пилотов на тормозные педали во время разбега самолета. Несмотря на нештатную ситуацию, экипаж не предпринял попытку прекратить взлет, а продолжил набирать скорость, пытаясь поднять судно в воздух. Также МАК отмечает, что в организме второго пилота были найдены следы фенобарбитала, оказывающего тормозящее действие на центральную нервную систему.

Кроме того, МАК установил ряд факторов, способствовавших катастрофе:

  • серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42: навыки пилотирования Як-40 применили на Як-42, из-за чего кто-то из членов экипажа перепутал расположение педалей;
  • ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега;
  • несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.

Крушение Ту-134 под Петрозаводском. Погибли 47 человек

Ту-134 авиакомпании «Русэйр» выполнял рейс Москва—Петрозаводск в июне 2011 года. При заходе на посадку самолет задел деревья и рухнул на землю неподалеку от деревни Бесовец. Погибли 47 из 52 человек.

Согласно отчету МАК, причиной катастрофы стало непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами. Кроме того, специалисты установили, что в момент аварии штурман находился в состоянии алкогольного опьянения, что также способствовало трагедии.

Крушение Ан-24 в Красноярском крае. Погибли 12 человек

Ан-24 авиакомпании «Катэкавиа» потерпел крушение в августе 2010 года недалеко от взлетно-посадочной полосы аэропорта Игарка в Красноярском крае. Самолет врезался в деревья при заходе на посадку. Погибли все 11 пассажиров и бортпроводник. Выжить удалось командиру воздушного судна, второму пилоту и бортмеханику.

Причиной катастрофы, согласно выводам МАК, стало непринятие экипажем решения уйти на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимально безопасной высоты без визуального контакта с наземными ориентирами. Помимо ошибки командира, катастрофе способствовала то, что экипажу передали неточный прогноз погоды.

В октябре 2013 года командира Ан-24 признали виновным в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» и приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы.

Крушение Ту-154 под Смоленском. Погибли 96 человек

В апреле 2010 года президентский авиалайнер Ту-154 Воздушных сил Польши выполнял рейс по маршруту Варшава—Смоленск. При заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный борт столкнулся с деревьями и упал на землю. Погибли все 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, и 8 членов экипажа.

Эксперты МАК пришли к выводу, что непосредственной причиной катастрофы стало непринятие экипажем своевременного решения об уходе на запасной аэродром в условиях сильного тумана, снижение ниже минимальной высоты, игнорирование сигнала об опасном сближении с поверхностью земли и психологическое давление на экипаж.

Источник: 66.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)