om1.ru
Омичей могут лишить права голоса: депутаты сделали первый шаг к отмене выборов мэра Вячеслав Двораковский может стать последним мэром, избранным населением. Депутаты Омского городского Совета поддержали реформу местного самоуправления.

Омичей могут лишить права голоса: депутаты сделали первый шаг к отмене выборов мэра

Вячеслав Двораковский может стать последним мэром, избранным населением. Депутаты Омского городского Совета поддержали реформу местного самоуправления.
[Омичей могут лишить права голоса:] депутаты сделали первый шаг к отмене выборов мэра
3 марта 2015, 11:00

Предполагается, что назначать главу города будут депутаты Горсовета. Отбирать же кандидатов в градоначальники будет специальная комиссия, в которую помимо депутатов будет входить губернатор или его делегаты. Именно с таким решением обратились парламентарии в Законодательное собрание региона. Однако эта идея уже не нова и была высказана на федеральном уровне.

На высшем уровне

Можно сказать, что отмена прямых выборов мэра в Омске является итогом федеральной реформы системы местного самоуправления (МСУ). Импульс разработке новой системы МСУ дал президент Владимир Путин, когда, выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию в декабре 2013 года, призвал навести порядок в местном самоуправлении. Глава государства тогда заявил о необходимости создания сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Также он поставил перед авторами нового законопроекта четкую задачу: «приблизить муниципальную власть к людям и повысить работоспособность муниципальной власти». Что же получилось в итоге?

Поправки в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» были приняты президентом 27 мая 2014 года. По заявлениям авторов законопроекта — представителей «Единой России», главная новация заключается в том, что регионам предоставили возможность самим выбрать способ избрания главы муниципального образования из вариантов, предложенных законодателями. Первый — депутаты избирают главу из своего состава — сити-менеджера, который работает по контракту, занимается решением текущих хозяйственных вопросов и одновременно является председателем горсовета. Второй — прямые выборы, когда всенародно определяется единый мэр, являющийся полновластным руководителем. Третий вариант — всенародные выборы главы города, исполняющего лишь обязанности председателя горсовета. Администрацию при этом возглавляет сити-менеджер, которого избирают депутаты. Это так называемая двуглавая система.

Определиться с моделью местного самоуправления субъекты должны были в течение полугода с момента вступления поправок в силу, а затем внести необходимые изменения в свои уставы.

Здание Омского городского Совета. Источник: omskgorsovet.ru.

В Омске принимать какие-то меры не торопились. В сентябре 2014 года вопрос о проведении муниципальной реформы в Омске, правда, обсуждался. Но тогда депутаты Горсовета официально попросили Законодательное собрание сохранить прямые выборы мэра.

Однако 4 февраля текущего года президент опять внес поправки в уже упомянутый закон, которые вступят в силу 7 марта. К уже озвученным вариантам избрания главы субъекта добавился новый, когда единого мэра выбирают депутаты из числа кандидатов, отобранных специальной комиссией. Эту форму сразу же взяли на вооружение омские парламентарии.

Как и положено, у этих изменений есть как свои сторонники, так и противники. Главным плюсом реформы системы СМУ ее авторы считают исключение конфликта губернатора и Законодательного собрания, а также борьбу между мэром и губернатором за политические и экономические ресурсы. По мнению сторонников реформы, многие мэры вместо хозяйства увлекались политикой. И эта реформа поможет убрать политическую окраску из решения хозяйственных вопросов, которые не должны зависеть от политических воззрений главы города.

Однако власти целого ряда российских регионов не намерены реформировать местное самоуправление. Один из самых ярых противников реформы — мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. По его мнению, главная задача реформы — через ликвидацию выборов мэра добраться до финансовых и хозяйственных активов городов-миллионников и полностью их контролировать.

Омский вариант

В Омском горсовете решение об изменении механизма выборов главы города также вызвало бурное обсуждение. Инициативную группу депутатов, выступивших за отмену прямых выборов, возглавил председатель комитета Горсовета по социальным вопросам Александр Иванов. Основными аргументами сторонников была необходимость усиления ответственности депутатов и избирателей, формирующих состав Горсовета, а также улучшение экономической ситуации в регионе благодаря появлению больших финансовых возможностей.

Василий Мамонтов, депутат, один из инициаторов изменений в Омске:

 — Здесь надо понимать, что мы предлагаем ввести не сити-менеджера, который является нанимаемым сотрудником, а именно градоначальника, который будет избираться комиссией из депутатов и представителей губернатора. Сити-менеджер никаких прав не имеет, он только расходует городскую казну на хозяйственные нужды. Градоначальник же будет полноправным хозяином города, как председатель горисполкома в бывшие времена.

Мы не предложили ничего революционного. Достаточно вспомнить, что практически все предыдущие кандидатуры мэров были одобрены губернатором. Если они и раньше согласовывались с губернатором, то в чем разница, если сейчас губернатор или 50% от его команды будут участвовать в выборе градоначальника? Можно, конечно, кричать о том, что это конец демократии. Но достаточно вспомнить, что на выборах последнего мэра, Вячеслава Двораковского, явка составила всего лишь 17% от количества избирателей, а проголосовало за мэра 8%. Это разве легитимно?

Но не все депутаты были согласны с подобными решениями. Те, кто выступили за прямое избрание мэра горожанами, аргументировали это тем, что добровольный отказ от прямых выборов градоначальника будет шагом назад, да и высокая зависимость мэра от горсовета — это тоже нехорошо.

Иван Жуков, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ОмГУ:

 — На мой взгляд, это реформа ошибочная, никакого повышения эффективности не будет. В корне неверно упразднять этот институт. Население только-только начало привыкать к институтам демократии, к тому, что надо выбирать, а демократия — это результат постоянного труда, людей нужно к ней приучать. А в итоге мы отстраняем население от процесса выборов. Я считаю, что мэра миллионного города должны выбирать горожане. Сторонники реформы главным доводом приводят низкую явку на выборы последнего мэра, мол его выбрало только 45 тысяч человек. Но это все равно больше, чем будет входить в специальную комиссию.

Действия горсовета показывают, что депутаты в сегодняшних нестабильных условиях стремятся «урвать» себе хоть какие-то полномочия, добиться большего влияния. Здесь федеральный центр пытается реформировать эту систему, но не там, где надо. Нужно передавать полномочия от федерального центра регионам. Рыба гниет с головы, и эти миазмы передаются дальше.

Я сомневаюсь, что члены Заксобрания и Виктор Назаров не поддержат реформу. Ведь негласно это настоятельная рекомендация Кремля.

Тем не менее большинство депутатов проголосовало за проект обращения в Заксобрание. Теперь в случае, если областные законодатели поддержат реформу, соответствующие изменения в Устав Омска вступят в действие после истечения срока полномочий нынешнего мэра Вячеслава Двораковского в 2017 году.

Алексей Сокин, зампредседателя Омского городского Совета:

 — Независимо от модели управления, будет это назначенный сити-менеджер или всенародно избранный глава, главное, чтобы были ресурсы у органов местного самоуправления для того, чтобы выполнять свои полномочия, чтобы были деньги на капремонт, на ремонт дорог, открытие детских садов, а кто будет с этим эффективно справляться — это второй вопрос.

Ксения Мананкова

Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №09 от 2 марта 2015 года

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter