om1.ru
Будущее, которое уже наступило. Пять вещей из нашего завтра на «Иннопроме» в Екатеринбурге В Екатеринбурге состоялась главная промышленная выставка России. Наши партнеры обошли все стенды и выбрали самые прогрессивные. Это то, что изменит нашу жизнь в ближайшие несколько десятилетий.

Будущее, которое уже наступило. Пять вещей из нашего завтра на «Иннопроме» в Екатеринбурге

В Екатеринбурге состоялась главная промышленная выставка России. Наши партнеры обошли все стенды и выбрали самые прогрессивные. Это то, что изменит нашу жизнь в ближайшие несколько десятилетий.
[Будущее, которое уже наступило.] Пять вещей из нашего завтра на «Иннопроме» в Екатеринбурге
12 июля 2013, 11:00

Мир изменился, хотя и не так, как мечталось в детстве. Господство информационных технологий, глобализация, антропоморфные роботы, технополисы, дерзкий дизайн отечественного автопрома и электронные учебники в школах — это не прогнозы футурологов, а реальность, которая уже почти наступила. Мы выбрали пять идей, которые радикально изменят нас в ближайшие десятилетия. Отсчет пошел.

Никакого футуризма. Только «Лада»
Студенты Уральской архитектурной художественной академии показали новый дизайн отечественного автопрома. Строгая симметрия, изогнутые линии, стеклянные крыши и экстравагантные цвета. Не исключено, что одним из проектов может заинтересоваться «АвтоВАЗ» и скоро такие машины, только в реальную величину, будут ездить по улицам России.

В этой модели угадывается влияние супрематизма: те же комбинации разноцветных плоскостей и простейшие геометрические очертания.

«Наш выпускник Иван Волков сейчас работает в дизайн-бюро на «АвтоВАЗе». Он приезжал к нам и рассказывал о тенденциях, чтобы студенты поняли, чего от них хотят», — рассказывает Валерий Курочкин, завкафедрой индустриального дизайна УралГАХА.

Все модели «Лады» нового поколения сделаны из специального пластилина, выкрашены специальной автомобильной краской и покрыли лаком. Макеты выглядят реалистично — это одно из условий конкурса и залог того, что руководство «АвтоВАЗа» примет идею всерьез и займется ее реализацией.

Валерий Курочкин, завкафедрой индустриального дизайна УралГАХА:

— Фирма-производитель пытается сохранить свои черты, чтобы остаться узнаваемой, поэтому здесь была такая задача — никакого футуризма. Все модели рассчитаны на существующую платформу. К сожалению, с руководителями компании нам пока встретиться не удалось. Их планы на «Иннопроме» не совпали с нашими.

Делать ставку на одну из моделей Курочкин пока не решается: представление преподавателей о том, как должна выглядеть современная машина, часто не совпадает с мнением заказчиков, говорит он. «Мы можем поставить студенту отличную оценку, а заказчик скажет, что ему не нравится, потому что слишком футуристично. Поэтому загадывать, что из этого будет реализовано и будет ли реализовано, сложно. Но попытка была сделана», — говорит Курочкин.

Клинообразная форма и стеклянная крыша. Над этими формами студент УралГАХА Иван работал полгода.

Иван сейчас учится на первом курсе магистратуры. Он сомневается, что «АвтоВАЗ» поставит на поток машины, скроенные по его дизайн-модели, хотя она и обладает сразу несколькими преимуществами. Например, клинообразная форма. «Благодаря ей при ударе деформация автомобиля происходит не стандартным образом, то есть сминанием, а скольжением. Это более безопасно», — считает Иван. Разработкой дизайна студент занимался полгода.

АР-600. Каждому по роботу
Одно из открытий «Иннопрома» — антропоморфный робот. В Японии такими существами уже никого не удивить, но сегодня на выставке вокруг железного человека толпятся зрители. Каждый пытается пожать ему руку, но удается не всем. Робот делает движение навстречу, протягивая руку и перебирая что-то незримое пальцами, но уже через секунду опускает. Этот трюк он проделывает снова и снова. Время от времени робот пугает тех, кто стоит к нему ближе всех, произнося приятным мужским голосом свое имя — АР-600.

Создатели АР-600 уверяют, что все детали, использованные для сборки, российского производства. Это — будущее нашей науки. То, что позволит нам, наконец, выйти на мировой уровень, говорят ученые.

Создатели «оголили» робота, чтобы все могли хорошо разглядеть, из чего он сделан. В жизни он полностью покрыт пластиком.

Все это дело недалекого будущего при условии крупных инвестиций. Сейчас он может самостоятельно передвигаться, пожать руку (у него прекрасно работают кисти рук), распознавать образы. У АР-600 «техническое зрение». На его примере ученые будут изучать, как робототехнические комплексы влияют на окружающий мир и взаимодействуют с человеком.

В будущем АР-600 сможет работать в зоне биологического, реактивного и химического заражения. То есть, по сути, его готовят к тяжелой работе робота-катастрофника, сравни той, что выполняли фабриканты в романе Дэвида Митчелла «Облачный атлас». Находясь в агрессивной среде, робот будет полностью копировать движения человека. Для этого человека подключат к специальным датчикам. Чтобы видеть то, что видит робот, ему придется надеть специальную маску. Скажем сразу — никаких масок на «Иннопроме» мы не видели, но верим, что очень скоро именно так оно и будет.

В будущем АР-600 сможет выполнять функции помощника или няни, в зависимости от того, какая программа будет в него заложена.

Нам так и не сказали, когда в России антропоморфные роботы будут в каждой семье, как сегодня телефон или компьютер. Когда нас ждет восстание машин, как в фильме «Я, робот» с Уиллом Смитом, здесь тоже не знают, но говорят, что все будет зависеть от человека («Человек сам закладывает систему управления. В зависимости от того, какие системы управления будут закладывать, так и будет работать система»).

Технополис УрФУ
Технопарк «Университетский» за последние несколько лет стал проектом-призраком. Его откладывают год от года (планировалось начать в 2011-м, в 2012-м, теперь говорят о начале 20-х годов). Проектной документации нет до сих пор. О том, когда может закончиться эта стройка, на стенде технополиса даже не загадывают. В общем, в ближайшие десятилетия. Но сегодня проект стал более реальным. Нам показали макет. Настоящий, с домиками, дорожками и дорожными развязками.

Первая очередь строительства кампуса УрФУ рассчитана на 15 900 человек: 5 000 магистров, 2 500 «элитных» слушателей, 1 500 аспирантов. Жилищный фонд — студенческие общежития и малоэтажные дома.

Капмус УрФУ должен появиться на юго-востоке от озера Шарташ. Строить собираются на деньги из федерального, регионального и городского бюджетов, также приветствуются средства частных инвесторов. Стоимость всего проекта оценивают в 70 млрд рублей.

Научно-образовательный центр на макете подсвечивается синим. Он занимает едва ли не большую часть первой очереди.

Весь проект — это 1500 Га. Но сегодня изумленной публике впервые представили проект только первой очереди строительства. Его общая площадь — 387 га. Сейчас там, где должны появиться научно-образовательный центр, общежития для студентов и преподавателей, магазины и проч., лес.

Энергетика с человеческим лицом
Интерактивный арт-объект «Включайся» — это инсталляция в виде человеческих фигур, в которой переплетаются все существующие марки проводов. Здесь любой может стать участником процесса передачи электроэнергии. Работает он так: при прикосновении человека в руке фигуры срабатывает сенсорный датчик, автоматически зажигается лампочка. Арт-объект придумали дизайнеры из агентства «СтритАрт». «Это то, чем мы занимаемся. Мы занимаемся транспортом электроэнергии», — говорят энергетики.

Уральские энергетики готовы дать миллион тому, кто придумает, как можно работать лучше.

Здесь же, на выставке, «Россети» и «МРСК Урала» ищут идеи, которыми они бдут заниматься следующие несколько лет. Энергетики готовы инвестировать в перспективные разработки (предложить идею может каждый) и показывают некоторые из них, которые уже сейчас делают счета за электроэнергию прозрачнее.

При помощи i-tour можно вести точный учет электроэнергии. Это значит, что мы больше не будем получать завышенные счета за коммуналку, а если такое случится, то сможем легко доказать это в суде.

Одна из реальных идей, которая работает, это i-tour. Небольшой агрегат, который позволяет обеспечить точный учет электроэнергии. При помощи него надеются решать спорные вопросы между потребителями и электросетевыми организациями. Аппарат просто повесят на опору ЛЭП и снимут показания на счетчик в любой точке сети.

Учим азбуку по планшету
На стенде «Современное образование Свердловской области» представлена федеральная система дистрибуции электронных учебников «Азбука». Здесь уверены, что через каких-нибудь пять-десять лет все школы перейдут на электронные учебники. На интерактивной доске есть несколько примеров того, как будут выглядеть учебники будущего — это и видеозаписи, и мультимедиа, и графика. Главный плюс такого обучения — интерактивность.

Впервые учебник музыки будет содержать музыку. А иначе как научиться музыке, если ты ее не слышишь? Благодаря электронным учебникам можно будет виртуально прогуляться по залам музеев в Москве или, скажем, Норвегии. Посмотреть, как выглядят звезды.

В школу можно будет ходить, чтобы общаться с учителем-человеком, а не с учителем-магнитофоном. Сколько стоить будут эти учебники — пока непонятно, но точно дороже полиграфических.

У электронных учебников есть и свои минусы. Например, не понятно, как ребенок сможет сохранить зрение, будет читать длинные параграфы на планшете или с экрана ноутбука.

Идея такая: уже сейчас многие издательства переходят на электронные учебники. В скором времени (в некоторых учебных заведениях это уже практикуется) все школы закупят электронные учебники и раздадут их ученикам через сеть. Это касается всех, даже первоклассников.

Разработчики говорят, что в тех школах, где обучение ведется при помощи электроники, успеваемость значительно выше. Компьютеры нравятся детям больше, чем книги. Покупать планшеты и ноутбуки родителей заставлять не будут. Деньги должны прийти из федерального бюджета.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter