om1.ru
«Ребенок может быть гением, но из-за двоек в школе этого никто не узнает». Как воспитать вундеркинда Родители всегда хотят, чтобы у детей было все хорошо. Если раньше в это понятие входило «живы, здоровы, одеты, получили кое-какое образование», то сегодняшним мамам-папам этого мало: надо, чтобы чадо по максимуму раскрыло природные способности, и они готовы сделать для этого что угодно. Как вырастить умного ребенка и помочь ему реализовать таланты — рассказала психолог и педагог Людмила Петрановская.

«Ребенок может быть гением, но из-за двоек в школе этого никто не узнает». Как воспитать вундеркинда

Родители всегда хотят, чтобы у детей было все хорошо. Если раньше в это понятие входило «живы, здоровы, одеты, получили кое-какое образование», то сегодняшним мамам-папам этого мало: надо, чтобы чадо по максимуму раскрыло природные способности, и они готовы сделать для этого что угодно. Как вырастить умного ребенка и помочь ему реализовать таланты — рассказала психолог и педагог Людмила Петрановская.
12 декабря 2018, 12:10

Билеты на лекцию Людмилы Петрановской раскупили так быстро, что организаторам пришлось устраивать еще одну. И хотя время этой лекции было неудачное — пятница, вечер — зал оказался полным. Солдаут спровоцировала тема: «Умный ребенок — это какой?».  

Аншлаговое выступление Петрановской сводилось к следующим тезисам:

  • за тысячи лет существования человечества еще никто не придумал способ измерить ум;
  • тесты IQ, на которые ученые возлагали столько надежд, нельзя считать инструментом для измерения интеллекта — они оценивают только малую часть способностей;
  • считать школьные отметки ориентиром успешности ребенка — глупо;
  • ученые выделили с десяток видов интеллекта — ребенок может добиться успеха, если реализует любой из них;
  • учить читать в два года — необязательно, а если ребенок в принципе не склонен к чтению — просто опасно.

— Для родителей собственные дети — самые красивые, умные, чудесные. Но этого мало: надо, чтобы ум, талант оценил и подтвердил объективный наблюдатель. Причем желательно, чтобы такую оценку можно было в дальнейшем конвертировать. Например, ребенок выиграл олимпиаду — это дает преференции при поступлении на бюджетное место в вуз.

Возникает вопрос: на что опираться при оценке нашего ребенка? Какие критерии действительно показывают, что он умный и способный?

Людмила Петрановская — психолог, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книг «В класс пришел приемный ребенок», «Как ты себя ведешь, 10 шагов по изменению трудного поведения», «Трудный возраст».

Успеваемость и тесты IQ не оценивают ум или успех

Традиционный критерий — школьная успеваемость. Но если разобраться, понимаешь, что школа оценивает ребенка в узком коридоре. Для образовательного заведения «умный» ребенок — тот, который вовремя делает домашнее задание, получает пятерки или хотя бы четверки за контрольные и ответы на уроках. Но говорить, что отметки в школе оценивают ум, — неправильно.

Разберемся, что люди понимают под умом. В начале ХХ века немецкий ученый Вильгельм Штерн ввел понятие коэффициента интеллекта. Другое название — коэффициент умственного развития. Так интеллект стал синонимом ума. Чтобы определить коэффициент, Штерн придумал ряд заданий — тесты IQ. Думаю, каждый хоть раз в жизни такой тест проходил, с единственной целью — бросить потом невзначай в разговоре: «У меня вышло 130, даже больше было бы, я там в паре мест по невнимательности галочку не туда поставил». Собственно, этим практическая ценность тестов IQ исчерпывается.

Когда появились тесты, ученые заговорили о том, что теперь можно с точностью «до грамма» измерить ум и отличить умного от гениального. На Западе тесты IQ использовали при приеме на работу, тестировали школьников. Даже создали организацию людей, чей коэффициент превысил 150. В нее входили люди разного статуса и материального положения: профессора, политики, сантехники, таксисты. Ждали, что эти гении изменят мир, откроют человечеству дорогу в прекрасное будущее. Пару лет назад организация самораспустилась — всем наскучила эта игра.

Прямой корреляции между уровнем IQ и жизненным успехом обнаружить не удалось. Конечно, с IQ ниже 50 единиц сложно занять позиции в областях, где требуются определенные умения. Но высокий IQ отнюдь не всегда сочетается с практической разумностью. Иногда такие люди делают жуткие глупости и хуже маленьких детей приспособлены к жизни, не способны решить простейшие бытовые задачи.

Ученые поняли, что тесты IQ измеряют лишь одну грань того, что называют интеллектом. И выдали новую теорию: интеллект — понятие множественное, он бывает разных видов. У одного и того же человека может быть ярко выражен один вид интеллекта, и никак не выражен — другой.
Единой классификации видов интеллекта сегодня нет. Говард Гарднер, которого считают автором теории множественности интеллекта, выделил восемь типов. Позднее другие ученые детализировали классификацию Гарднера. Споры идут до сих пор, но это не важно. Важно, чтобы родители поняли: школьная успеваемость оценивает в лучшем случае три-четыре вида интеллекта или того меньше — два вида.

Давайте разберем каждый вид интеллекта чуть подробнее. 

Визуально-пространственный интеллект отвечает за ориентацию в пространстве, способность читать карты. Один из немногих видов, по отношению к которому доказали гендерную разницу: среднестатистический мужчина ориентируется в пространстве лучше среднестатистической женщины. «Среднестатистический» — определяющее понятие: некоторые женщины находят дорогу гораздо быстрее мужчин. Но в среднем у мужчин такой вид интеллекта встречается чаще. Это объясняется историческим развитием: мужчины охотились, гоняли животных, вели племя из одной местности в другую — поколение за поколением шел отбор. 

Впрочем, традиционно женский вид работы, который базируется на развитом пространственном интеллекте, тоже есть: раскрой ткани для шитья одежды.

Люди, у которых развит этот вид интеллекта, умеют прогнозировать движение предметов в пространстве — например, хорошо паркуются. Умение «перенести» деталь в чертеж и обратно, проектировать здания — это тот же визуально-пространственный интеллект.

В школе такой интеллект востребуется разве что на уроках черчения или рисования, но эти предметы в большинстве средних образовательных заведений считаются второстепенными. Ребенок может быть гением пространственно-визуального интеллекта, строить потрясающие вещи из конструктора, но кого это интересует, если он троечник? Родители говорят: сколько можно играть, иди учи уроки. И у него формируется мнение: «Я глупый, потому что пишу с ошибками».

 

Телесно-кинетический интеллект помогает чувствовать и понимать собственное тело. Таким интеллектом отличаются танцоры, спортсмены, акробаты — те, кто получают удовольствие от тонкой и сложной работы мускулов. Уверена, вы не раз восхищались паркурщиками: они за миллисекунды успевают оценить, куда прыгнуть, как повернуться, кувыркнуться, какую поверхность использовать.

В среднестатистической школе телесно-кинетический интеллект никому не сдался: что такое пять по физкультуре, если у тебя за диктант опять двойка. В некоторых учебных заведениях достижения, связанные с этим видом интеллекта, конвертируются в общий успех: если школа или вуз ориентируются на спортивные результаты, ребенка могут тянуть из класса в класс, с курса на курс.

На достижения детей с телесно-кинетическим интеллектом влияет куча причин: эмоционально-волевые качества, тренер, финансовые возможности родителей — надо же покупать оборудование, оплачивать занятия. Бывает, ребенок одарен телесно-кинетически, но не имеет выраженных успехов в спорте. Он получает радость от движения, любит бегать, плавать, танцевать... Но никому до этого нет дела. Взрослый еще сумеет это конвертировать в успех — забросит нелюбимую работу бухгалтера и пойдет в инструкторы по лыжам. Но когда ты ребенок и у тебя телесно-кинетический интеллект развит, а остальные подкачали, чувствуешь себя в школе лузером.

 

Музыкальный интеллект связан с чувством ритма, умением находить гармонию в звуке. Хорошо поддается развитию — в отличие от некоторых других видов. В обычной школе не востребуется, в музыкальной — когда как. Дети, у которых развит музыкальный интеллект, не всегда чувствуют себя успешными в музыкальной школе: основное требование школы — выполнять вовремя задание и действовать по алгоритму. А такие способности есть далеко не у каждого ребенка с музыкальным интеллектом.

Попадется педагог, который разглядит этот дар и перестроит занятия под конкретного ребенка, чтобы того заинтересовать, — человек будет развиваться. Если же учитель действует по шаблонам, музыкально одаренный ребенок уйдет из школы с ощущением «музыку люблю, но это не для меня»

 

Вербальный интеллект отвечает за умение выражать мысли и чувства словами, умение говорить, писать. К этому же виду интеллекта относят способности к иностранным языкам, хотя далеко не все, кто любит писать, могут быстро овладеть другим языком.

Вербальный интеллект в школе востребуется — ребенок, у которого хорошо подвешен язык, в образовательной среде будет заведомо успешней того, кто классно крутит сальто. Человек с развитым вербальным интеллектом перескажет то, что не читал — такое умение всегда выручает на экзаменах. Достаточно знать один факт, чтобы складно выстроить рассказ.

Во взрослой жизни этот вид интеллекта также легко конвертировать в успех — в политики пойти, к примеру. Часто единственное, что есть у политиков, — умение неприглядную действительность завернуть в красивую словесную обертку.

Дети, у которых развит вербальный интеллект, обладают тем, что называется врожденной грамотностью. Раньше думали: эта способность объясняется любовью чтению, но исследования такую версию не подтверждают. Есть дети, которые мало читают, но при этом пишут практически без ошибок. Просто вербальный интеллект — это еще и способность анализировать структуру языка, принципы орфографии. Мозг проделывает эту аналитическую работу неосознанно — просто потому, что он так устроен.

 

Логико-математический интеллект обеспечивает умение видеть причинно-следственные связи и строить умозаключения. Это еще один вид интеллекта, который востребуется в школе. Тесты IQ как раз оценивают развитость логико-математического интеллекта, а в общественном мнении этот вид воспринимается как синоним ума.

На деле ум и способности к суждению, способность здраво смотреть на вещи, анализировать причину и последствия — это не ум. Логика — вещь отвлеченная, она помогает выстраивать умозаключения, которые могут и не соотноситься с реальностью. Профессор с выраженным логико-математическим интеллектом в разговоре за жизнь может полную околесицу нести: всерьез рассуждать, как найти кентавров и использовать их боевую мощь или видеть повсюду следы мирового заговора.

С этим видом интеллекта забавная вещь: в школе он требуется в скромных размерах. Ведь для школы главное — умение ребенка действовать по заданному алгоритму. Надо не просто сказать ответ, а действие за действием записать решение. Хотя дети с математическим складом ума просто понимают, что верный ответ — этот, никакой другой не подходит. Все знают: Эйнштейн в школе ходил в двоечниках — то, как он решал задачи, не устраивало преподавателей.

 

Межличностный интеллект связан с коммуникацией — с умением разговаривать с людьми, видеть их потребности и состояние. О тех, у кого развит этот вид интеллекта, говорят «он с любым договорится». Из таких людей получаются коммивояжеры, переговорщики, ну и конечно, мошенники, манипуляторы — каждый вид интеллекта можно использовать во благо или во зло. Классический литературный пример человека с такими способностями — Чичиков.

В школе ребенок с развитым межличностным интеллектом будет успешен: даже если ученик не знает предмет, он договорится — либо с учителем, либо с одноклассниками, которые дадут списать и подскажут.

 

Внутриличностный интеллект — умение понимать нюансы психики, распознавать мотивы, чувства, ценности — свои и окружающих. Этот вид интеллекта определяет способность не только думать и чувствовать, но одновременно воспринимать ситуацию со стороны. Писатели психологического жанра и дети, которые пишут дневники, — характерные представители людей с таким видом интеллекта.

Внутриличностный интеллект развивается позднее, чем другие виды — в подростково-юношеском возрасте. Детям помладше обязательно нужен взрослый, чтобы помочь овладеть этим видом интеллекта, развить хотя бы до минимального уровня: ведь чем больше человек понимает, что и почему с ним происходит, тем больше способен преодолевать жизненные неприятности. Человек со слаборазвитым внутриличностным интеллектом реагирует реактивно: обидели — разорался, похвалили — заулыбался. А когда умеешь разбираться в собственных внутренних процессах, ты сам себе хозяин, тебя не носит в потоке, ты сам выбираешь, как реагировать на внешний раздражитель. 

Для жизненного успеха вряд ли найдется что-то важнее, но в школе внутриличностный интеллект не востребуется, не развивается и не поощряется. Разве что найдется учитель литературы, который оценит глубину твоих сочинений… Но чаще никого не интересуют переживания, веди себя хорошо — и все дела.

 

Натуралистический интеллект связывают с умением общаться с природой. Ученые до сих пор спорят, стоит ли выделять этот вид, или это разновидность другого вида интеллекта. Но факт остается фактом: есть люди, которые втыкают в землю палку — и та расцветет, их не кусают собаки, к ним на руки идут самые недоверчивые кошки.

Натуралистический интеллект — яркий пример того, насколько относительна успешность. Сегодня этот вид интеллекта не требуется в школе, да и во взрослой жизни. В классе может учиться суперодаренный ребенок с натуралистическим интеллектом, но никто этого не будет знать. Хотя лет пятьсот назад человек с таким интеллектом стал бы мегауспешным. Именно его звали бы всей деревней — чтобы воткнул в почву ту палку, и та дала ростки и принесла урожай даже в засуху. С ним бы советовались, пора сеять или не пора. Звали бы, чтобы посмотрел корову и сказал, почему животинка перестала доиться.

Сегодня ребенок с таким интеллектом зачастую обречен на неуспех: чтобы стать ветеринаром, нужна латынь, а если вербальный интеллект слабый, это трудно. А еще химию сдавать — для этого нужен развитый логико-математический интеллект. Вот и получается, что человек не в состоянии получить образование по профилю, в котором одарен.

К слову, история значительно влияет на успех или неуспех людей с разными видами интеллекта. Сегодня никого не смущает ребенок с развитым логико-математическим и вербальным интеллектом, но слабыми телесно-кинетическими способностями. В школе он будет считаться хорошим учеником. Но открутите время назад, во времена Д'Артаньяна, и увидите, что такой набор — катастрофа. Что толку в чтении книг — шпагой ткнешь, ты и свалился, да и на балу прилично танцевать не сможешь. 

 

Технический интеллект отвечает за способность работать с механизмами, помогает понимать, что как устроено и как работает. Как и в случае с натуралистическим, многие ученые не считают этот вид интеллекта самостоятельным, называют его разновидностью пространственного. 

Люди с техническим интеллектом сразу понимают, что не так с машиной — автомобилем или любым другим механизмом. «Технические» дети разбирают все, что попадается под руку, потом собирают, и даже если остаются лишние детали, механизм работает.  

Ребенка с таким видом интеллекта могут шпынять за двойки по русскому и литературе, он не получит высшего образования, но когда станет автомехаником — к нему будут выстраиваться очереди

Способность чувствовать красоту, умение находить гармонию во внешнем виде — вот что такое эстетический интеллект. Кто-то объединяет его с визуально-пространственным, Граница тут тонкая, но присутствует.

В школе такой талант не нужен: вряд ли можно поразить учителя тем, как ты заплел сестре косички. Особенно если из пяти уравнений решил только два. Исторически этот вид интеллекта тоже не слишком востребовался, хотя сегодня приносит успех: стилисты, шопинг-гиды — это люди с эстетическим интеллектом.

 

Экзистенциальный интеллект еще называют моральным или духовным — это умение видеть справедливость, способность осмысливать вопросы бытия, жизни и смерти.

В школе этот вид интеллекта никак не задействуется и иногда мешает больше, чем помогает. Ученику предлагают написать о Базарове или Печорине — и преподаватель ждет от него повторения того, что говорил сам на уроке. А ребенок всерьез задумывается, как относиться к этим героям, излагает собственное мнение, а не то, что положено. 

Люди с таким интеллектом часто становятся священнослужителями, писателями. Наверное, могли бы рассчитывать на судейскую карьеру — потому что у них обострено чувство справедливости. Но — по той же причине — в нынешних условиях работать судьями для них невозможно: в суде главное не справедливость, а закон.

Нет смысла убиваться, чтобы дотянуть слабое до условной нормы

Можно выделить и другие виды интеллекта или детализировать классификацию, которая приводится выше. Скажем, далеко не всегда человек, одаренный вербально, умеет складно разговаривать на публике — зато хорошо пишет. Нам пока неважны классификации. Главное — понять, что мерить успехи ребенка традиционными способами нельзя.

Школа смотрит на ученика сквозь прицел, который концентрирует внимание на решении задач по алгоритму. Здесь преуспевать будут дети со средним IQ и вербальными способностями. Всё! Другие таланты не важны.

Это все равно, как если бы в школе добивались успеха дети с голубыми глазами и белокурыми вьющимися волосами. Что определяет внешность? Только гены. Одному ребенку повезло, он с этим стандартом совпал — стал успешным учеником. Другой не совпал — его записали в лузеры.

Родителям важно понимать, какие у ребенка слабые стороны, какие сильные. Конечно, возникает вопрос: как быть с неразвитыми видами интеллекта. Стратегии тут две: первая — подтягивать слабое, чтобы не было провалов, вторая — все силы бросить на развитие ярких способностей и избегать деятельности, где требуются слабо развитые виды интеллекта.

Универсального рецепта дать не могу — каждый способ по-своему хорош, но и недостатки у каждого есть. Иногда все, чего удается добиться, если развивать то, к чему у ребенка нет задатков, это чувство дискомфорта и комплекс неполноценности. Нет смысла убиваться и дотягивать до условной нормы слабый вид интеллекта. Есть смысл следить за тем, чтобы ничего не проваливалось до уровня дисфункции.

Сделать это непросто. Когда ребенок похож на родителя по видам интеллекта, это воспринимается как норма. Если нет, если у него развились другие виды интеллекта, сразу начинаются проблемы. Человек не в состоянии объяснить другому, как делает то, что у него хорошо получается — для него это естественно.

Вот мама-журналист сажает ребенка с визуально-пространственным интеллектом писать упражнение по русскому, тот выполняет задание с кучей ошибок. Мама заставляет переписать — ошибок еще больше. Пять раз перепишет — в пять раз больше ошибок. Терпение лопается, начинается крик: «Как ты этого не понимаешь, это элементарно!». А ребенок действительно не-по-ни-ма-ет. Все, что он понял в этой ситуации: «Я бездарь, не могу правильно слово «солнце» написать, пишу «сонце». Но тут приходит папа-следопыт и говорит: смотри, вот такое место в слове, это как развилка дорог — надо взять компас и понять, куда идти. Компас — правило орфографии. И ребенок сразу перестанет писать «сонце», потому что получил объяснение в тех понятиях, которые для него естественны. 

Ругать ребенка, у которого сложности, к примеру, с английским языком, значит снижать его способности. Говорить, что выгонят из школы, если провалит тест, — тот же результат. К взрослым это тоже относится. Допустим, вы прекрасно водите машину, любите это делать. И вот в экстренной ситуации садитесь за руль — реакции обостренные, вы маневрируете на бешеной скорости и, пока мчитесь, успокаиваетесь. Если же водить автомобиль для вас и без того ежедневный стресс, то малейший дисбаланс — и вместо газа вы жмете тормоз. Последнее, что нужно ребенку, у которого «западает» какая-то способность, — это стресс, связанный с такой способностью.

Объяснить ребенку, что неуспехи в школе вовсе не означают, что он дурак, — вот главная и единственная задача родителей, которые хотят вырастить умного ребенка. Способности — это имущество, которым надо правильно распорядиться. Вот этому и старайтесь учить детей.   

Источник: 66.ru

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter