Омск
Заразились
22074 +242
Выздоровели
14687 +112
Умерли
615 +8
Россия
Заразились
2242633 +27100
Выздоровели
1739470 +27296
Умерли
39068 +510
om1.ru
Новосибирск — город барьеров: почему мегаполис недоступен для инвалидов? Доступная городская среда в Новосибирске отстает от темпов развития мегаполиса. Пандусы под правильным углом наклона, светофоры со звуковым сигналом, тактильная плитка, низкопольные автобусы, троллейбусы и трамваи… Все это в Новосибирске есть, но не в том количестве, чтобы обеспечить комфортное перемещение людей с ограниченными возможностями здоровья. И доступность различных учреждений для инвалидов весьма мнимая.

Новосибирск — город барьеров: почему мегаполис недоступен для инвалидов?

5 ноября 2019, 14:45
эксклюзив

Новосибирск — город барьеров: почему мегаполис недоступен для инвалидов?
Фото: их архива портала Om1.ru
Доступная городская среда в Новосибирске отстает от темпов развития мегаполиса. Пандусы под правильным углом наклона, светофоры со звуковым сигналом, тактильная плитка, низкопольные автобусы, троллейбусы и трамваи… Все это в Новосибирске есть, но не в том количестве, чтобы обеспечить комфортное перемещение людей с ограниченными возможностями здоровья. И доступность различных учреждений для инвалидов весьма мнимая.

Мы видим… желтые круги

Изменения в доступной среде города происходят постоянно. По крайней мере, так считают в мэрии. Городские власти мониторят муниципальные объекты, отслеживают изменения в законодательстве. Делают паспорта объектов и услуг в приоритетных сферах жизни людей с ограниченными возможностями. А также обучают руководителей МУПов и определяют «минимальный перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры».

 — Сегодня мы часто видим в городской среде Новосибирска пандусы с правильным углом наклона, желтые круги на стеклах дверей для слабовидящих, кнопки вызова ситуативной помощи для людей на инвалидных колясках. При этом на сегодняшний день это есть не только в крупных организациях, но и у предприятий среднего и малого бизнеса, — рапортуют в департаменте соцполитики мэрии Новосибирска.

После такого пандуса прямая дорога в больницу

Не забыли в департаменте пояснить, почему так происходит. Оказывается, «мэрия уделяет особое внимание просветительской работе в этом направлении». Чиновники вместе с волонтерами садятся в инвалидные кресла и «в прямом смысле тестируют доступность среды». А потом систематизируют полученные данные и делают выводы. И еще формируют у граждан «грамотную позицию по отношению к людям с особыми потребностями». В частности, департамент по социальной политике «регулярно проводит уникальные «уроки добра». На них люди с инвалидностью рассказывают детям об особенностях своей жизни.

Делается это для того, чтобы подрастающее поколение не влилось в ряды «общества потребления». А заодно чтобы «вырастить поколение сибиряков, не просто жалеющих людей с особенностями, а знающих, как им помочь».

Мнимая доступность

Только инвалиды, а вместе с ними и руководители общественных организаций, говорят, что город для людей в колясках, с белой тростью, слабослышащих и слабовидящих доступен не в полной мере. Так сказать, местами.

Директор общественной организации помощи семьям с детьми-инвалидами «Лучик света» Екатерина Реутт в качестве примера приводит Новосибирский метрополитен.

Екатерина Реутт:

— Я ехала на экскурсию с ребятишками-колясочниками, у меня было большое желание привязать того человека, который делал пандусы, скотчем к коляске и заставить его спуститься, а потом подняться без посторонней помощи. Это невозможно. Переживала за своих ребятишек, было очень страшно. Поэтому колясочников в метро нет в принципе. Конечно, есть учреждения с пандусами, но порой такое ощущение, что делаются они для галочки — ну не под большим же углом наклона он должен быть!

Пандусы в новосибирском метро для инвалидов не предназначены. Для спуска и подъема инвалидов есть ступенькоходы, но их мало

В мэрии по этому поводу поясняют, что люди в инвалидных креслах могут спуститься в подземку при помощи ступенькоходов (мобильных гусеничных лестничных подъемников, — прим. Om1.ru). В распоряжении метрополитена таких целых три.

Городские улицы, продолжает Екатерина Реутт, для инвалидов-колясочников также плохо доступны. Если летом по тротуарам проехать можно, то весной и осенью это весьма затруднительно. А в холодное время года невозможно — их практически не чистят.

 — В городе мало тактильной плитки, светофоров со звуковыми сигналами, их можно по пальцам перечесть. Я считаю, если что-то делается, то должно делаться нормально, — уверена Реутт.

Без единой концепции

Доступная среда в Новосибирске создается, но не в таких объемах, как хотелось бы. Взять, к примеру, муниципальный транспорт. Низкозольных автобусов и троллейбусов, в том числе с аппарелями (наклонная площадка для ввоза, — прим. Om1.ru), для инвалидов-колясочников всего 179. Автоматическими аудиоинформаторами оборудованы более 600 автобусов, 201 троллейбус и 69 трамваев. Бегущая строка есть в 76 автобусах, 85 троллейбусах, 65 трамваях и нескольких поездах метро. И это в городе, население которого перевалило за два миллиона человек!

Как человеку на инвалидном кресле или с белой тростью взобраться по мокрым и местами обледенелым ступенькам?

Муниципальная программа по созданию условий для организации транспортного обслуживания населения пока находится в стадии зародыша и должна стартовать в 2020 году. Изменит ли она что-нибудь, неизвестно. По ней планируется закупить всего 80 единиц пассажирского транспорта и модернизировать 10 трамваев. На все про все 979,5 млн рублей.

Доступная среда в Новосибирске представлена эпизодически, считает председатель ассоциации инвалидов «Интеграция» Ирина Федорова. Это касается транспорта, общественных учреждений и пространств. Хорошо, если при строительстве нового здания застройщик возьмет консультантом специалиста по доступной среде. Но переоборудовать старые здания весьма проблематично. К тому же не все, что делается для инвалидов, доступно для них же самих.

Ирина Федорова:

— Допустим, делают в школе туалет для ребят с инвалидностью. Отрапортовали, а потом его закрывают на ключ. Но попасть туда может только колясочник и никто другой. Да и для самого колясочника это проблема — ключ где-то лежит, до него надо добраться, потом обратно. И не факт, что туалет понадобится.

Подобные кнопки есть далеко не в каждом  учреждении

Доступную среду, считает собеседница Om1.ru, нужно создавать с поправкой на территориальные и климатические условия. К примеру, укладывать в Новосибирске тактильную плитку бессмысленно. Хватает ее на три, максимум на пять месяцев:

Весной и осенью у нас дожди и грязь, зимой все засыпано снегом. Остаются козьи тропы, и эти направляющие не видны. Когда чистят снег, их попросту сбивают. Я считаю, тактильная плитка для Сибири бессмысленна, нужны другие решения — мы должны с пола поднять их. Закон не запрещает создавать иные тактильные формы, но этим никто не занимается: надо же думать, отходить от принятых стандартов.

Полной концепции доступной среды в Новосибирске нет, как нет и ее самой, считает Ирина Федорова. Человек с инвалидностью находится один в океане людей. Зато есть другое — публичная демонстрация «достижений» с иллюстрациями и цифрами:

Говорят, установлено столько-то пандусов. А то, что у пандуса угол неправильный, или дерево посередине дорожки асфальтом обложено, или дверь открывается не в ту сторону, это мало кого волнует. Нет человеческого подхода, а если и есть, то формальный. Взять, к примеру, вращающиеся двери в торговых центрах. Колясочнику или слепому в них так просто не попасть. Надо нажать на кнопку замедления. Но пока ее найдешь, нажмешь и вернешься, двери снова вращаются с прежней скоростью. Про кафе вообще говорить не приходится. Там если что-то и можно сделать, то только с помощью прокуратуры. Перемещение инвалидов — вообще рулетка. Если попался хороший человек, значит, повезло. Если нет, не обессудьте.

Тактильная плитка — бесполезный для Сибири способ. На фото — плитка, уложенная в 2017 г. в районе остановки транспорта «Станция метро «Гагаринская»

По словам Ирины Федоровой, доходит до того, что социальные службы отказываются от людей. К примеру, в семье незрячих родился ребенок, а родителям говорят: «Приходите, заполните документы».

Нет социальной доступности, иначе таких примеров не было бы. Люди с двумя высшими образованиями, у каждого свое дело, оба дееспособны, но они не видят. Специалисты просто некомпетентны, не смогли грамотно организовать работу с этой семьей. А человек, каким бы он ни был, должен получать услуги без преград.

Пока в мэрии занимаются мониторингом, видят пандусы с правильным углом, желтые круги на дверях да проводят «уроки добра», где-то в Новосибирске люди с инвалидностью сталкиваются с барьерами безбарьерной среды, о которой так много и долго говорят с различных площадок. В городе даже проводится форум «Новосибирск — город безграничных возможностей», который, как говорят власти, направлен на «создание городской среды, лояльной ко всем жителям, независимо от их возраста и состояния здоровья». Только сегодня городская среда лояльна далеко не ко всем новосибирцам. А к инвалидам порой жестока.

Александр Ярошевский

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новости.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)