om1.ru
Библия, БАДы и фальшивая девушка: изучаем новые приёмы омских мошенников В стремлении заполучить ваши деньги преступники идут на невообразимые ухищрения. Разбираемся, как им противостоять.

Библия, БАДы и фальшивая девушка: изучаем новые приёмы омских мошенников

В стремлении заполучить ваши деньги преступники идут на невообразимые ухищрения. Разбираемся, как им противостоять.
26 ноября 2019, 23:31

В Омске в последнее время участились случаи дистанционного мошенничества. О том, какими приёмами пользуются злоумышленники и как не попастся на их удочку, мы поговорили со старшим оперуполномоченным управления уголовного розыска УМВД России по Омской области, майором полиции Андреем Пичугиным.

 — Андрей Сергеевич, расскажите, чем обусловлен рост подобных преступлений?

 — Сейчас общество и технологии стремительно развиваются, постоянно делают широкие шаги вперед. Люди стали больше пользоваться интернетом, больше совершать платежей во Всемирной паутине. Мошенники не дремлют и находят новые уязвимости в системах защиты. Схема, которой пользуются злоумышленники, её внешняя оболочка, бывает абсолютно разная, но суть всегда одна. Преступники всеми возможными путями стараются получить доступ к личному кабинету, либо совершить какую-то онлайн покупку. Для этого им необходимо «вытащить» из жертвы полный номер банковской карты и CVV (CVC2) код, размещенный на обратной стороне пластиковой карточки, срок ее действия и остальные реквизиты. После того как злоумышленник завладеет этими данными, он просит жертву сообщить СМС-пароль, который придет на мобильный телефон.

Несанкционированное списание

Раньше злоумышленники представлялись сотрудниками различных банков. Совершали звонки или отправляли смс-сообщения потенциальным жертвам, в которых сообщали, что «их карта заблокирована». Сейчас, по словам Андрея Пичугина, преступники придумали новую схему.

«Гражданину поступает звонок от якобы сотрудника банка, который сообщает владельцу карты о списании средств со счета. В ходе телефонного разговора злоумышленники активно используют специальную банковскую терминологию, с помощью которой стараются завязать диалог с жертвой. В ходе беседы пострадавшие зачастую впадают в панику и не понимают, что нельзя сообщать третьим лицам реквизиты банковской карты».

 
Даже сотрудники банка не имеют права спрашивать у вас пароли, присланные в смс-сообщениях.

Со временем мошенники модернизировали свои методы: сейчас они представляются сотрудниками пенсионного фонда. Злоумышленники имеют в своем арсенале базу данных, где уже указаны личные данные гражданина, включая его имя, фамилию и дату рождения. В ноябре В Омске было зафиксировано три случая подобного дистанционного мошенничества. Преступники звонили омичкам и рассказывали о том, что за хорошую работу на прежнем месте им полагается пособие. В ходе диалога узнавали данные карты и потом производили списание денежных средств.

Классическая схема: ДТП и БАДы

Одиннадцать уголовных дел в этом году было возбуждено по факту мошенничества, совершенного посредством телефонных звонков. Группа преступников звонила пожилым омичам и рассказывала о том, что их ребенок или внук попал в дорожно-транспортное происшествие. Один злоумышленник играл роль жертвы, а второй — полицейского или следователя.

«Бабуль, привет. Я попал в аварию, мне срочно нужны деньги» — примерно с такого сообщения начинался разговор с потенциальными жертвами. Далее якобы родственник передавал трубку полицейскому, который говорил, что уладит дело за определенную сумму. В ходе расследования мы выяснили, что звонки были совершены с территории города Омска. Ими оказались жители Самары, которые приехали для трудоустройства на один из заводов города, работали под «прикрытием». На самом деле один из них уже был ранее судим за совершение аналогичных преступлений, а его подельник выполнял роль курьера. В итоге преступники были задержаны, в ходе обыска в их жилище были изъяты все необходимые доказательства».

Помимо прочего, у некоторых преступников в распоряжении может оказаться база данных.

«Раньше в Москве работала фирма по продаже биологически активных добавок, обанкротилась, а все сведения о клиентах продала. Злоумышленники, завладев личными данными, стали обзванивать бывших клиентов и, представляясь сотрудниками полиции или прокуратуры, говорить жертвам о полагающейся им компенсации. Для получения внушительных сумм, жертвам было необходимо оплатить представительские расходы. Люди верили и переводили на счета мошенников денежные средства. Был такой случай: человек заплатил 5 млн рублей, чтобы получить компенсацию в размере 300 тысяч рублей. Однажды к нам пришел потерпевший, написал заявление на мошенничество. Мы возбудили уголовное дело, а потом выяснилось, что даже после того, как гражданин написал заявление, понял, что его обманывают, он все равно продолжал отправлять деньги мошенникам».

По словам Андрея Пичугина, верхушка этой преступной группировки находилась в Узбекистане. Преступники обладали целым колл-центром, в котором работало несколько человек, занимающихся обзвоном граждан. Сейчас в отношении злоумышленников возбуждено уголовное дело, один из них задержан и находится в Омске под следствием.

 
В том случае, если вам звонит родственник и говорит, что попал в беду, удостоверьтесь, что это именно он. Задайте какие-нибудь вопросы, ответы на которые знаете только вы. Сбросьте вызов и перезвоните на его личный номер.

Подмена номера

За 10 месяцев 2019 года на территории Омской области было совершено 459 преступлений под предлогом блокирования или списания денежных средств с банковской карты. Злоумышленники звонили потенциальным жертвам с номеров телефонов, начинающихся на 8–800 и 8–495.

«В Москве есть несколько компаний, которые раздают в аренду или продают такие номера для каких-то крупных компаний. Ими пользуются и мошенники. Отдельно хочу отметить случаи, когда злоумышленники на интернет-сайте скачивали специальную программу, которая меняла номер телефона. Преступники меняли свой номер на официальный номер банка, указанный на обороте карты или в документах, а затем звонили потерпевшим».

 
Если вы сомневаетесь в том, что разговариваете с реальным представителем банка или другой организации, необходимо завершить вызов и перезвонить на этот номер. Если вызов запрещен, то наверняка это мошенники.

Помните, что мошенники будут «давить» на вас в психологическом плане. Не впадайте в панику, тщательно анализируйте ситуцацию и всегда проверяйте телефонный номер. Позвоните в банк и спросите у другого сотрудника о возможных проблемах с вашей картой.

Объявление-ловушка

Зачастую злоумышленники на популярных интернет-сервисах для размещения объявлений выставляют некое объявление-ловушку. В нем преступники предлагают пользователям приобрести какой-то товар по существенно заниженной стоимости.

«Продавец говорит, что для оформления покупки необходимо отправить предоплату, либо оплатить полную стоимость товара. После того как, жертва отправила деньги на карту мошенники пропадают. Бывали случаи, когда злоумышленники отправляли доверчивым покупателям вместо телефона «Библию».

 
За 10 месяцев текущего года было зарегистрировано 2890 мошенничеств, из которых 1942 были совершены дистанционным способом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта цифра увеличилась на 769 преступлений. Рост подобных деяний наблюдается каждый год: в 2015 году доля дистанционных мошенничеств составляла 29% от общего числа преступлений, в 2016 — 50%, в 2017 — 53%, в 2018 — 58%.

Под угрозой оказываются и реальные продавцы каких-либо товаров. В этом случае преступники пользуются совершенно иной схемой, но цель у мошенников всегда одна — получить реквизиты банковской карты жертвы.

«В том случае, если вы что-то продаете или оказываете услугу по сдаче в аренду квартиры, преступники могут войти в доверие к жертве и сказать, что готовы внести предоплату. Делать акцент на том, что товар или квартира очень понравились. Злоумышленники могут представляться военнослужащими, говорить, что скоро приедут в Омск в командировку по контракту. Убедить собеседника в том, что готовы внести предоплату на несколько месяцев вперед и попросить реквизиты карты для денежного перевода».

 
Никогда не сообщайте третьим лицам реквизиты своей банковской карты. Для денежного перевода достаточно указать номер карты, написанный на лицевой стороне карточки.

Социальные сети

За 10 месяцев текущего года на территории Омской области было совершено 130 случаев взлома личных страниц в социальных сетях. Зачастую злоумышленники от чужого имени пишут сообщения, в которых просят в долг небольшую сумму денег у друзей жертвы.

«Не так давно в Омске молодой человек в приложении «Друг вокруг» выставил фотографии своей девушки и «разводил» одиноких мужчин на деньги. Преступник приветливо общался с жертвой, и рассказывал заведомо ложные сведения: представлялся одинокой девушкой с ребенком и говорил, что сильно нуждается в деньгах. Жертвы мошенника из-за жалости переводили ему различные денежные суммы. В итоге молодой человек был нами пойман, он уже дал признательные показания. Теперь ему грозит до 5 лет лишения свободы».

Похожий случай произошел в городе Калачинске. Полицейские выследили и привлекли к уголовной ответственности молодого омича, который занимался продажей в Инстаграме брендовой одежды по очень низкой стоимости. Потерпевшие отправляли ему деньги, а взамен не получали ничего.

 
Для совершения интернет-покупок необходимо удостовериться в том, что это безопасно. Почитать отзывы, посмотреть контактную информацию на различных сайтах и только после положительных ответов отправлять предоплату.
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter