Вакцинация от коронавируса: ряд новосибирских учёных сделали сенсационные заявления Как прививка от коронавируса может повлиять на человечество? Доверять ли неоднозначной вакцине? И стоит ли «колоться», если ковид-препарат не гарантирует стопроцентной защиты от инфекции? Новосибирские учёные развенчали мифы о самых наболевших ковид-вопросах.

6 июля 2021, 21:04
Спецпроект

Новосибирское издание при СО РАН «Наука в Сибири» опросило учёных о вакцинации в регионе. Публикуем мнения:

Почему так легко доверяют вакцине «Спутник V», которая разработана очень быстро и ещё не прошла полного цикла клинических испытаний?

Сергей Седых, научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН:

«Пандемия коронавирусной инфекции показала, что даже в XXI веке нет других способов контролировать вирусную инфекцию кроме карантина, вакцины и лекарств. Про карантин и масочный режим, в принципе, всё понятно. Разработка лекарственного препарата обычно занимает 5—10 лет. Начинается всё с подбора органического вещества с предположительно терапевтическими свойствами. Далее идёт стадия доклинических исследований, в которой анализируют токсичность, безопасность, терапевтический эффект сначала на культурах клеток, потом — на модельных животных. Затем три фазы клинических исследований. Всё это очень долго и дорого, но это цена за безопасность и эффективность.

Разработать новый противовирусный препарат в течение одного года просто невозможно и не факт, что он будет эффективен против мутирующих штаммов вируса. Внести какое-то изменение в молекулу — значить начать новый цикл исследований. Поэтому закономерно, что разработчики новых вакцин в 2020 году оказались более востребованными.

Вакцина Гам-КОВИД-Вак («Спутник V») разработана очень быстро именно благодаря её платформенности. В Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи уже сделаны прототипы вакцин на основе аденовирусов 5 и 26 типа, в них просто заменили один ген на ген S-белка SARS-CoV-2 и получили работающий продукт. В условиях «военного времени» не было возможности пройти полный цикл клинических исследований. Тем не менее, результаты опубликованы в престижном журнале Lancet. Повторю, что работоспособность и безопасность этой аденовирусной конструкции давно доказана».

Какие побочные эффекты бывают у векторных вакцин?

Сергей Седых:

«До середины 2020 года ни одна из аденовирусных вакцин не была разрешена для использования, хотя потенциал применения аденовирусов для генной терапии был показан ещё в 1990-е годы. В основном в качестве векторов берут аденовирусы человека 5 и 26 серотипа («Спутник V» и «Johnson & Johnson»), в вакцине «AstraZeneca» использован аденовирус шимпанзе. Аденовирусы человека могут вызывать ОРВИ, гастроэнтериты, конъюнктивит и другие инфекции. Однако вирус, используемый в вакцине, не способен к репликации в клетках человека. Он не содержит фрагментов генома, необходимых для размножения (эти гены есть в культуре клеток, в которых его нарабатывают). Зато после вакцинации в организме человека работает ген S-белка, встроенный в аденовирус. В результате синтезируется белок, необходимый для выработки нейтрализующих антител и защиты от коронавируса. Природные аденовирусы размножаются в верхних дыхательных путях и кишечнике. Вакцинация проводится путем инъекции в мышцу, в которой аденовирус размножаться в принципе не способен.

Таким образом, вирус, используемый в вакцине, не может вызывать ОРВИ и кишечные расстройства. Но даже введение в мышцу вызывает у некоторых людей достаточно выраженную реакцию (сильную головную боль, температуру, слабость в течение нескольких дней). Пока трудно сказать, сказывается ли она положительно на иммунном ответе и выработке антител. Мы видели хорошие титры антител и у тех доноров крови, которые тяжело перенесли вакцинацию, и у тех, кто «почти ничего не заметил».

Надо сказать, что мРНК-вакцины (к которым относятся «Pfizer» и «Moderna») представляют собой матрицу для синтеза белка в липидной оболочке, то есть похожи на вирус только отдаленно. Хотя мРНК-вакцины не содержат на своей поверхности вирусных белков, они тоже часто вызывают у вакцинированных повышение температуры и плохое самочувствие. Есть мнение, что наработка антител в организме в принципе должна сопровождаться такой реакцией.

Сказать, что никаких отдаленных побочных эффектов у векторных вакцин нет и точно быть не может, на сегодняшний день нельзя. Однако такие способы иммунизации давно известны ученым и были достаточно подробно изучены, правда, в основном на лабораторных животных.

Получается, что мы все участвуем в большом эксперименте, но цена, которую мы за это платим, несопоставима с пользой. Известно, что среди тысяч пациентов ковидных отделений и палат интенсивной терапии единицы получили вакцину от коронавирусной инфекции. Вакцинация аденовирусными и мРНК-вакцинами уже спасла миллионы жизней и спасет еще больше, когда человечеству удастся справиться с пандемией. А это, как мы видим, невозможно без прививок».

Может ли вакцина (в частности, векторная) повлиять на геном и серьёзно изменить ДНК вакцинированного?

Маргарита Романенко, научный сотрудник лаборатории биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук НГУ:

«Аденовирусы по своей природе не могут встраиваться в ДНК человека, поскольку у них нет таких ферментов. В том числе поэтому они и были взяты в качестве основы для векторных вакцин. Прививка на основе аденовируса не может ни серьезно, ни слегка повлиять на ДНК, это абсолютно исключено. Работы с аденовирусами ведутся уже более 30 лет, их всесторонне изучили и применяют на людях уже более 20 лет. Учёные никогда не наблюдали их встройки в геном ни напрямую, ни по косвенным признакам».

Может ли вакцина повлиять на геном будущих детей?

Маргарита Романенко:

«Чтобы повлиять на будущих детей, нужно чтобы какая-то чужая ДНК выстроилась в яйцеклетки или сперматозоиды. Этого с вакцинами не происходит. Во-первых, потому что ДНК аденовируса не может встраиваться в наш геном ни в каких клетках. Во-вторых, аденовирусы попросту не доходят ни до семенников, ни до яичников, поскольку их нахождение ограничено только местом введения вакцины. Это мышцы и соседний лимфатический узел, в котором будет производиться вся последующая иммунологическая работа. Именно там сидят многие наши иммунные клетки. Поэтому при вакцинации вирус или его части доставляются туда, чтобы лимфоциты узнали патоген и выработали против него защиту.

Даже введенный внутривенно, аденовирус не оказывает на организм никакого негативного воздействия. Так, существует специализированное лечение онкологии, основанное на внутривенном введении вируса. По всему миру тысячи человек получили инъекции больших доз аденовируса, но никаких опасных последствий учёные не обнаружили. Здесь захват клетками-чистильщиками только мешал терапевтическому эффекту.

Не важно — до или после зачатия сделана вакцина, это никак не повлияет на будущих детей. Если вы поставили прививку и обнаружили, что беременны, не стоит переживать и делать аборт. Наоборот, нужно радоваться, что теперь коронавирус если и угрожает вам, то только в легкой форме».

Может ли вакцина вызвать бесплодие?

Маргарита Романенко:

«Вакцина не размножается в половых органах, не умеет встраиваться в геном, не влияет ни на какие системы организма таким образом, чтобы это вызывало бесплодие. Не затрагивает она и гормональную систему. Ведь чтобы воздействовать на последнюю, нужно, чтобы вирус поразил какие-то клетки, отключение которых потом повлечёт за собой гормональную перестройку у женщины или физическое повреждение половых клеток».

Насколько безопасна вакцина для пожилых людей?

Сергей Кулемзин, старший научный сотрудник Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН:

«Исследования показывают, что чем старше человек, тем легче переносится иммунизация вакцинами против SARS-CoV-2 на основе аденовирусных векторов (к таким относится «Спутник V»). У людей старшей возрастной группы побочных эффектов чаще всего нет никаких. Естественно, риски остаются, однако пользы несравнимо больше, особенно для пожилых людей».

Почему некоторые люди заболевают коронавирусом после вакцинации?

Сергей Кулемзин:

«Эффективность наиболее распространенной в России вакцины «Спутник V» была исследована в обширных испытаниях и составляет более 91%. Это значит, что некоторые люди всё-таки могут заболеть после вакцинации, однако вероятность этого для вакцинированных сильно ниже, чем для не привитых. Более того, если привитый человек заразится, болезнь чаще всего протекает в легкой форме.

Появляющиеся варианты вируса SARS-CoV-2 (в том числе индийский вариант) несколько отличаются от Уханьского штамма, S-белок которого был взят за основу для разработки большинства вакцин. В связи с этим, вероятнее всего, эффективность имеющихся прививок против новых вариантов будет снижена, однако иммунная система привитых людей все равно в значительной степени готова к борьбе с мутантным вирусом».

Существует мнение, что второй компонент «Спутника V» переносится тяжелее. Правда ли это?

Сергей Нетёсов, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук НГУ:

«Второй компонент «Спутника V» основан на аденовирусе 5-го серотипа (Ад5), который встречается среди аденовирусных ОРВИ наиболее часто. Люди чаще всего инфицируются им уже в первые годы жизни. В китайской провинции Цинхай, например, 70% детей с 10 лет и старше имеют к нему антитела, да и в других странах цифры похожие.

Разумеется, в случае заражения Ад5 никто не делает диагностику, потому что это лёгкое ОРЗ (острое респираторное заболевание). Поэтому тяжелая реакция на вторую прививку Спутником встречается крайне редко».

Может ли привитый человек быть заразным для окружающих?

Сергей Нетёсов:

«Это не исключено в том случае, если он заразится коронавирусом после прививки. Сама прививка не содержит коронавируса. Поэтому привитый человек, сам не зараженный коронавирусом, не может заразить других людей. Тем более, что оба компонента вакцины «Спутник V» не могут размножаться в человеческом организме. Дело в том, что у содержащихся в вакцине аденовирусов 26-го и 5-го серотипов убрана часть генов, которые ответственны за размножение в нормальных клетках человека. Не исключено, что заразившийся коронавирусом после прививки человек может выделять вирус, но это количество будет незначительным».