om1.ru
«Все знают, как учить и во что одеваться»: бывший омский педагог о том, почему учителя бегут из профессии Степан Кошкарёв в недавнем прошлом был сам учителем. О проблемах образования знает не понаслышке, как и о причинах ухода молодых учителей из профессии. На своем опыте он рассказал о том, почему молодые люди убегают из школы.

«Все знают, как учить и во что одеваться»: бывший омский педагог о том, почему учителя бегут из профессии

Степан Кошкарёв в недавнем прошлом был сам учителем. О проблемах образования знает не понаслышке, как и о причинах ухода молодых учителей из профессии. На своем опыте он рассказал о том, почему молодые люди убегают из школы.
4 февраля 2022, 06:40
Блоги

«Все знают, как учить и во что одеваться»: бывший омский педагог о том, почему учителя бегут из профессии
Фото: Om1.ru. Почему в Омске не хватает учителей?
 
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.

 

Об авторе:
Степан Кошкарёв
бывший учитель, 
публицист

Сегодня мы поговорим о причинах бегства молодых специалистов из образования. Обозначим главное: существуют различия в качестве подготовки самих педагогов (есть учителя по призванию, а есть и такие, которых нельзя пускать к детям), и в отношениях к ним со стороны детей и родителей, и с их нагрузкой и т. д. Мы будем говорить о ситуации, которая типична для школы, а не об исключениях. Свои аргументы я постараюсь подкрепить некоторыми объективными данными и своим личным опытом работы в школе (более 5 лет педагогического стажа).

Начнем с того, что проблем в современной системе образования достаточно много, они касаются совершенно разных областей. Но из-за каких конкретно причин молодые учителя уходят из профессии? На этот вопрос есть достаточно простой ответ.

Несоответствие заработной платы и нагрузки

Молодой учитель приходит в школу и получает первую зарплату, которая высчитывается исходя из базового оклада в размере чуть больше 8 900 рублей.

Базовая ставка выплачивается исходя из нагрузки 18 часов, то есть 18 уроков в неделю. Для учителя основная работа – это не сами уроки (хотя каждый урок, если его проводить качественно, требует уйму сил), а подготовка к ним. Чтобы подготовить интересный урок, требуется 2-3 часа.

Другими словами, рабочее время учителя не 18 часов в неделю, а значительно больше. Я бы сказал, что учитель 24 часа в сутки должен оставаться учителем. Это действительно призвание.
При нагрузке в 18 часов есть время хорошо готовиться к урокам, проверять работы учеников, развиваться и повышать квалификацию (для того, чтобы заинтересовать предметом, учитель сам должен быть интересным), отдыхать.

Но 18 часов сегодня – это буквально фантазия. Такого почти не бывает. Многие учителя работают при нагрузке 1,5-2 ставки или 27-36 учебных часов в неделю.

 
 
За свою практику я работал и при нагрузке 18, и при нагрузке 35 учебных часов. Количество уроков в неделю очень сказывается на качестве преподавания и работе с детьми. Более того, большая нагрузка быстро высасывает из учителя все его физические, моральные и психологические силы. Наступает быстрое выгорание.

И вот тут начинается самое интересное. Если брать небольшое количество часов, то получается, что зарплата будет маленькая (до 15 тысяч рублей), а если брать большое количество – то зарплата будет все равно не очень большой (25-30 тысяч рублей), но желание учить, жить и как-то развиваться отпадает совсем, поскольку такая нагрузка просто запредельная. Учитель буквально работает за двоих.

В Омске действует система поддержки молодых специалистов, но она не сильно спасает (+30 % от оклада в первый год, 40 % – во второй, 60 % – в третий, а потом они пропадают). Считается, что если человек задержался в профессии на 3 года, то он уже не уйдет. Но это совсем не так.
А если молодой специалист берет на себя классное руководство (а он, скорее всего, берет, поскольку не хватает классных руководителей), то он получает: 5 тысяч рублей в месяц из федерального бюджета, по 40 рублей из муниципального, классных детей (во всех смыслах), ворох бумаг и всяких задач, которые часто вообще никак не связаны с педагогической работой, а также родителей, которые не знают, что такое рабочее время и могут писать все 24 в сутки, потому что им так удобно.

Внимание, вопрос.

Являются ли деньги, которые предлагает профессия, хорошими для молодого специалиста, который в будущем должен купить себе, например, квартиру? Или у него появятся дети, которых также надо кормить, одевать и т. д.? Скорее нет, чем да.

Является ли нагрузка, которую получает учитель, если хочет получать более или менее нормальную зарплату, нормальной? Скорее нет, чем да. Эта нагрузка огромна.
Множество моих коллег, меняя сферу деятельности, скучают по школе, потому что они любили свою работу, но отмечают, что в другом месте нет и половины требований, которые были, когда они работали учителями.

Сегодня чаще всего нужно любить педагогику и иметь материальную «подушку», чтобы работать в школе.

Низкий социальный статус профессии

Профессия учителя в современной России имеет невысокий статус. Мерят «высоту» по деньгам, а как мы выяснили, денег у учителей не так много. Вот и отношение такое.

Учителя вообще, и тем более молодые специалисты, сталкиваются с тем, что все вокруг знают и стремятся рассказать педагогам, как правильно учить, воспитывать, одеваться, как себя вести. Сегодня вдруг каждый – педагог, психолог, страж морали и символ добродетели. Видимо, только учителя не такие…

Школы бывают разные, как и дети в них, но есть одно интересное наблюдение, которое объединяет всех.

 
 
Каждый знает, что должен учитель и какие есть права у ученика и родителя. Звучит неплохо, но на практике мы получаем историю, когда ученик искренне считает, что ничего не должен (а учитель, напротив, ему должен), что его права нарушают, когда предлагают учиться и т. д.

Более того, часто сами родители своим поведением, осознанно или нет, но создают образ врага в лице учителя. Мне часто приходилось слышать и видеть, как родитель, защищая своего ребенка (только вот от кого защищает), говорит, что мой сын/дочь не такой и так делать не будет, а когда показывали доказательство проступка ученика (например, видео), говорили: «ну, а что тут такого» или «он не виноват, его подставили».

Один из прикольных случаев, когда одна мама отреагировала на историю о курящем в классе подростке словами: «Ну он же не в затяг»!

Думаю, что мысль я донес.

Бюрократия

Есть такой анекдот. У учителей самое лучшее время в году – каникулы, поскольку можно спокойно и нормально поработать. Это очень печальная шутка, поскольку в ней много правды.

У учителей-предметников относительно немного бумажных дел (многое зависит от того, как построена работа в школе), зато мастера отчетности – классные руководители.

Причем с момента начала борьбы с отчетностью в школе этой самой отчётности стало больше.
Немалую роль сыграли и федеральные доплаты 5 000 рублей за классное руководство. Дело в том, что чиновничья логика – классный руководитель будет заниматься воспитательной работой (хотя учителя это делали и без доплаты, просто никому мы не говорили), мы платим деньги за это, поэтому:

А) должен быть план воспитательной работы;

Б) по нему нужны отчеты о каждом мероприятии.

И этот чисто бюрократический подход привел к тому, что реальную воспитательную работу заменяет формальная.

Более того, у меня сложилось впечатление, что школа стала выходом для реализации проектов и задач буквально каждого министерства или департамента, поскольку еженедельно приходит «добровольное» предложение принять участие в акции, мероприятии, вебинаре и т. д.

Помню, как после трагедии в Казани попросили провести «Урок мира» и сделать фото детей, которые выкладывают из листов слово «Мир». 

Короче, не до детей…

Грустный итог:

Получается, что многие молодые специалисты пользуются советом и уходят в бизнес.

Это приводит к очень печальным последствиям. В ноябре 2021 года, по данным департамента образования Омска, в омских школах не хватало 655 учителей (в регионе – всего чуть более 13 тысяч учителей). Еще 321 вакансия открыта среди непедагогических специальностей.

Эти данные рассчитываются, не исходя из 18 часов ставки. Вакансий должно быть значительно больше, но всё закрывается повышенной нагрузкой учителя (работают за себя и за того парня).
При этом количество учеников в регионе растет. По данным министерства образования, за последние четыре года, обучающихся в школах стало на 14 тысяч больше — с 205,8 тысячи человек в 2017 году до 219,8 тысячи человек в 2020-м.

Можно написать, кто на что учился, или чего эти учителя жалуются. Но важно помнить, что образование – это неотъемлемое право человека и дорога к социальному лифту. Учитель – это активный участник в воспитании и обучении ребенка. Чем лучше учителю, тем лучше ребенку.

Но складывается ситуация, когда завтра будет учить некому.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter