om1.ru
«Ходим с диктофонами, не знаем, где искать защиту»: омские учителя рассказали о травле детьми и их родителями Проблема буллинга в омских школах существует, говорить об этом стали чаще. Страдают от травли не только ученики, но и учителя. Малолетние хулиганы делают жизнь педагогов невыносимой. К травле преподавателей нередко подключаются и родители. Где искать поддержку педагогам? Как защищают представителей профессии в других странах? И почему в нынешней ситуации учителя вынуждены молчаливо терпеть агрессию в свой адрес? Подробности – в нашем материале.

«Ходим с диктофонами, не знаем, где искать защиту»: омские учителя рассказали о травле детьми и их родителями

Проблема буллинга в омских школах существует, говорить об этом стали чаще. Страдают от травли не только ученики, но и учителя. Малолетние хулиганы делают жизнь педагогов невыносимой. К травле преподавателей нередко подключаются и родители. Где искать поддержку педагогам? Как защищают представителей профессии в других странах? И почему в нынешней ситуации учителя вынуждены молчаливо терпеть агрессию в свой адрес? Подробности – в нашем материале.

«Ходим с диктофонами, не знаем, где искать защиту»: омские учителя рассказали о травле детьми и их родителями
Фото: Om1.ru «Ходим с диктофонами и не знаем, у кого просить защиты». Омские учителя рассказали о травле со стороны учеников и их родителей

Редакция портала Om1.ru продолжает серию публикаций о буллинге в школах. Ранее мы рассказали историю омской учительницы, которую обвинили в травле пятиклассника. Резонансным конфликтом заинтересовались прокуратура и мэр города Омска Сергей Шелест.

После публикации в редакцию Om1.ru начали писать омские педагоги с просьбой рассказать о другой стороне проблемы. Когда объектом буллинга становятся не ученики, а сами учителя. Мы собрали несколько историй. Публикуем их анонимно. Так попросили наши герои. Все они работают в омских школах и опасаются лишних проблем.

Когда невозможно молчать

Учительница математики из Омска в профессии — уже 10 лет. Преподавать мечтала с детства. В педагогический университет поступила целенаправленно. Планировала после окончания вуза сеять разумное доброе и вечное. Только вот романтический флёр профессии развеялся в первый год работы.

«Я все свои занятия теперь пишу на диктофон, чтобы потом никто не мог мне предъявить, что я это не задавала или мы это не проходили. Многие сейчас стараются писать на диктофон. Пишем беседы с родителями. Других доказательств правоты просто нет. Иначе мы вообще беззащитными оказываемся», — поделилась педагог.

Всегда виноват учитель — такой позиции придерживаются многие современные родители и школьники. Педагог категорически с этим не согласна. Учительница математики рассказала историю, с которой столкнулась на практике.

«Длится это уже 2,5 года. С пятого класса один из моих учеников начал играть в компьютерные игры. Вытащить мама его не могла. В шестом классе он пропал на год. Звонили, писали, ходили на дом с социальным педагогом. Мама в итоге начала писать в прокуратуру, обвиняя в случившемся учителей. Мол, это мы гнобим её ребёнка и не хотим его учить. Но это ведь не так. Мы стараемся дать знания, но не можем водить детей за ручку в школу», — сокрушается учительница.

В итоге, как выяснилось позже, мама стала доплачивать сыну по 50 рублей в день за то, чтобы тот ходил в школу. Какое-то время мальчик, по словам педагога, появлялся, но ничего не делал и хамил учителям. Как только мама платить деньги перестала, ребёнок снова исчез. В школе его хотели оставить на второй год. Только вот, как оказалось, не имеют на это права.

«Согласно закону об образовании, ребёнку школа должна предоставить так называемый индивидуальный маршрут. Эту информацию нам подтвердили и в департаменте образования. Сказали: «Да, вы должны». Получается, что я должна найти и выделить время, чтобы заниматься с ребёнком, который отказывается учиться. Дать ему срок на усвоение материала и предоставить минимум три попытки для сдачи контрольных. То есть по факту получается, что учитель должен бесплатно заниматься с такими детьми репетиторством. И это при полной загрузке! Но мы на это согласились», — поделилась педагог.

Горе-ученику и его маме в очередной раз пошли навстречу. Чтобы подтянуть школьника по учёбе, составили индивидуальный маршрут, рассчитанный на 20 недель. Семиклассник в итоге появился только на двух занятиях и снова исчез. Что дальше? Учительница не находит ответа.

«Класс очень хороший. Другие дети не понимают, почему этого мальчика не оставляют на повторное обучение. Спрашивают меня, мол, вы нам говорите, если будем плохо учиться, то нас оставят на второй год, а почему он до сих пор учится с нами? И что я могу на это ответить?».

Папа-начальник

Учительница литературы и русского языка из пригорода Омска уверена, нынешний разгул оскорблений и вседозволенности среди учеников давно превысил все мыслимые и немыслимые нормы. Для многих современных подростков учитель — не авторитет. Так, в школе, где работает педагог, один из семиклассников ведёт себя на уроках как вздумается. А все потому, что его папа — большой начальник.

«Мальчик днями на планшете играет, в телефоне. Ему всё рано на учителя, а мама потом требует хороших оценок и предъявляет — почему не четвёрка по русскому языку, а тройка. И учитель под давлением ставит эту четвёрку. Потому что вынужден поставить, ведь папа — большой начальник. А ребёнок на четвёрку не знает, он даже на двойку не знает, если у него спросить».

 
По данным исследований Высшей школы экономики, каждый третий учитель в России сталкивался с буллингом. Ситуация близка к критической. В последние годы педагоги всё чаще становятся жертвами детской агрессии. Одна из причин — низкий социальный статус профессии в обществе. «Кто внушает такие мысли школьникам, понятно и без объяснений», — говорят учителя.

«Стулья я поднимать не буду, потому что у нас есть технички в школе, которые за это зарплату получают. С доски стирать не буду, потому что не обязан это делать. Вот такие рассуждения. Если начинаешь повышать голос, сразу слышим: «А что вы на нас голос повышаете? Вы не имеете права».

Насмешки, нарушение дисциплины, мат, публичное обсуждение личной жизни и внешнего вида педагогов давно стали нормой среди учеников. Учительница английского языка одной из северных школ области уверена, большую негативную роль в этом вопросе играют соцсети.

«Детям нравится узнавать о биографии учителей, мониторить их странички в соцсетях. Нет ли там фото с алкоголем, с сигаретами или в бикини. Сейчас позиция такая — высмеять. Нет никаких авторитетов. Но родители не понимают одного: это верхушка айсберга. Ведь дети со временем будут относиться так и к другим людям, а в конечном счёте и к самим родителям», — уверена учительница.

Повальное увлечение блогингом — ещё одна проблем современных детей. В погоне за дешёвой популярностью и авторитетом среди сверстников подростки переходят все нормы морали. Вот один из примеров, который произошёл в Омске.

«Один из учеников однажды снял про школу видео. Нашёл дырку в деревянном полу на каком-то этаже школы и забивал её... хлебом. Видео он комментировал следующим образом: «Хоть так немного школу починить, вот какая она у нас ужасная». Всё это в итоге он выложил в соцсети. Родители приходили потом и извинялись, но ребёнок даже не понял, что он сделал не так. Продолжал хамить, вести себя отвратительно», — рассказала одна из учителей.

Раньше, чтобы нерадивые ученики задумались о своём поведении, достаточно было сделать запись в дневнике и пригласить родителей в школу. В 90 % случаев это работало. Сейчас, говорят учителя, даже комиссия по делам несовершеннолетних школьников не пугает. Единственная надежда у педагогов на законодательство. Но и с ним не всё так просто.

Кто защитит учителя?

 
Во Франции школьников старше 13 лет за буллинг могут посадить на полгода в тюрьму. В Англии за безопасностью педагогов во время уроков следят видеорегистраторы. В Норвегии разработали целую программу по защите учителей от травли и за несколько лет снизили количество случаев вдвое. В соседнем Казахстане за оскорбление педагога введён штраф и административный арест до 5 суток, а случаи травли рассматриваются на специально созданных Советах отцов.

В нашей же стране этим вопросом на регулярной основе никто не занимается. Реалии таковы: от юных провокаторов и агрессивных родителей российский учитель законодательно сейчас никак не защищен.

«Уголовного наказания никакого нет, специальных административных статей и штрафов тоже. Учитель может пойти в суд с гражданским иском, как простой гражданин, и требовать компенсации морального вреда. Но это затратно, поэтому очень мало кто идёт на такое. Лично я не знаю таких случаев», — рассказала Ольга Мирясова, оргсекретарь профсоюза «Учитель».

Юные хулиганы прекрасно понимают, что им ничего не грозит, поэтому продолжают терроризировать учителей. Чтобы решить вопрос, уверны педагоги, необходимо законодательное закрепить понятие буллинга или травли. Кроме этого, приравнять статус учителя к госслужащим. Подобный нормативный акт принят во Франции. И там оскорбление учителя равносильно унижению чести и достоинства полицейского. В 2020 году в комитете по образованию и науке Госдумы начали разрабатывать подобный законопроект. Что с ним сейчас, выяснить нам так и не удалось.

На введении новой статьи по защите педагогов в Уголовный кодекс давно настаивают в общероссийском профсоюзе образования. Предлагается наказывать самых агрессивных обидчиков сроком до трёх лет лишения свободы. Кроме этого, в профсоюзе требуют ввести штраф за оскорбление педагога. Только вот Ольга Мирясова считает, что меры эти не решат проблему.

«Чтобы хоть как-то решить эту проблему, нужно, чтобы администрация школ больше ценила учителей и была готова разбираться в конфликтных ситуациях. Нужны комиссии, которые бы работали со сложными детьми — комплексно и долго, а не на уровне одной консультации психолога. Нужны психологические службы для учителей — с тренингами, программами профилактики выгорания и устранения проблемы выгорания у тех, у кого оно есть. Нужна достойная зарплата за нормальную нагрузку. Сейчас учителя не успевают отдыхать, у них нет времени на создание профсоюза и помощь коллегам», — уверена экспет.

Как правило, учителям сложно справиться с буллингом со стороны школьников. И дело не только в том, что педагоги ограничены в действиях по статусу. Многим сложно признаться, что их обижают ученики. Эти случаи воспринимаются учителями как нечто постыдное. И тут возникает желание ответить агрессией на агрессию. Только вот такое поведение неэффективно, считают психологи. Ведь насилие порождает насилие.

Каждую конкретную ситуацию, уверены учителя, нужно разбирать внимательно. Важно не перейти грань и не сделать учителя и ученика врагами. Решать проблему с буллингом в школах нужно совместно и на всех уровнях власти. Причем в ближашее время — убеждены педагоги. Ситуация уже накалена до предела. И что будет дальше, если вопрос продолжат игнорировать, сложно представить.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter