om1.ru
Это вам не игрушка! Кто такие киберспортсмены и почему им платят миллионы в Новосибирске Россия — одна из первых стран мира, официально признавшая киберспорт. Какие перспективы открываются перед игроками, решившими посвятить жизнь виртуальным сражениям? Об этом корреспонденту портала Om1.ru рассказали представители отрасли.

Это вам не игрушка! Кто такие киберспортсмены и почему им платят миллионы в Новосибирске

12 мая 2022, 08:20

Это вам не игрушка! Кто такие киберспортсмены и почему им платят миллионы в Новосибирске
Фото: pglesports.com. Новосибирские киберспортсмены
Россия — одна из первых стран мира, официально признавшая киберспорт. Какие перспективы открываются перед игроками, решившими посвятить жизнь виртуальным сражениям? Об этом корреспонденту портала Om1.ru рассказали представители отрасли.

Чем отличается киберспорт (компьютерный или электронный спорт, командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных видеоигр, — прим. Om1.ru) от любого другого вида спорта? В первую очередь, инвентарём. Борцам для тренировок нужны маты, футболистам мяч, боксёрам перчатки. Основное орудие киберспортсменов — клавиатура, мышь и компьютер.

Ещё одна важная особенность — отсутствие привязки к местности. Чтобы участвовать в соревнованиях, любителям этого занятия не нужно специального куда-то ехать — сражаться в виртуальных боях можно из любой точки мира.

Киберспорт в Сибири

История мирового киберспорта началась в 1997 году. Тогда в США появилась первая лига спортсменов Cyberathlete Professional League. С развитием технологий стали создавать всё больше сетевых компьютерных игр, а игроки начали устраивать соревнования, которые со временем переросли из любительских в профессиональные.

Первые киберспортивные соревнования в США

Россия — одна из первых стран мира, признавшая киберспорт официальным. Это произошло в 2001 году. Позже, в 2006-м, вступил в силу Всероссийский реестр видов спорта. Виртуальные сражения в него не попали из-за несоответствия нескольким критериям. Только в 2017 году киберспорт снова внесли в список официальных дисциплин.

Развитием отрасли в России занимается Федерация компьютерного спорта страны (ФКС РФ). Эта некоммерческая организация, которая проводит всероссийские и региональные соревнования по киберспорту, обучает и аттестовывает судей, подготавливает образовательные проекты и методички, развивает секции и клубы. Всё это позволяет игрокам вырасти из любителей в профессионалов. Финансируют ФКС исключительно спонсоры и партнёры.

В Новосибирске много талантливых начинающих игроков и команд, поэтому первую в России государственную школу по киберспорту планируют открыть именно здесь. Об этом журналисту портала Om1.ru рассказал председатель новосибирского областного отделения ФКС Павел Ревердатто.

 
 
 
«В 2022 году приняли документ, который регламентирует, как будущие киберспортсмены должны тренироваться. Благодаря этому стало возможным выстроить систему их обучения. В Новосибирске администрация города и департамент культуры, спорта и молодёжной политики заинтересованы в развитии киберспорта. В планах открыть здесь первую в России школу по дисциплине «боевая арена» (игры Dota2, League of Legends, — прим. Om1.ru). Уже разрабатывают проект, тренеры и методисты заканчивают обучение. Планируем дать старт идее летом 2022 года», — рассказал он.

По словам Ревердатто, задача Федерации — направить молодёжь в спортивное русло. В такой ситуации важно чётко различать обычных геймеров и киберспортсменов. Первые просто получают удовольствие от прохождения видеоигры, а вторые хотят участвовать в соревнованиях, улучшать свои результаты, тренироваться и стремиться к победам.

Государство поддержит киберспорт?

Зачастую политики негативно высказываются о киберспорте и перспективах его развития. Они считают, что такое увлечение отрицательно влияет на молодёжь. Почему же, несмотря на такую точку зрения, государство называет виртуальные сражения перспективной сферой?

Павел Ревердатто считает, что это результат многолетней работы представителей отрасли. Соревнования по киберспорту с годами привлекают всё больше спонсоров, которые вкладывают в призовые фонды приличные суммы денег. Начинающие команды борются за несколько тысяч рублей, но повышая навыки и выходя на мировой уровень, они могут выигрывать миллионы. Например, в 2021 году российская команда Team Spirit победила в чемпионате мира по компьютерной игре Dota2. Награда участников составила 18,2 миллиона долларов. Победа россиян вдохновила многих молодых людей всерьёз заняться киберспортом, а некоторые скептически настроенные люди перестали считать такую деятельность несерьёзной.

Победа российской киберкоманды Team Spirit в чемпионате мира по Dota2

Cовмещение спорта и развивающихся цифровых технологий — основные составляющие современной жизни. Власти предлагают вводить в вузах РФ дисциплины по киберспорту. К декабрю 2022 года в некоторых учебных заведениях внедрят курсы по анализу данных, разработке компьютерных игр и использованию технологий при создании кинофильмов и другого контента.

 
«Технологии развиваются очень быстро. Не всегда общество успевает за ними. Они приходят в жизнь людей и укореняются. Эффект начинают осознавать через пять-десять лет. Это же случилось с киберспортом. Многие молодые люди увлекаются им с юных лет. Подростки будут играть в компьютерные игры вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Остаётся принять этот факт, начинать искать в нём плюсы и перспективы», — считает Павел Ревердатто.

Важен интеллект, а не физическая сила

Эксперт считает, что основные качества для профессионального киберспортсмена — самоанализ и упорство.

«Работа над собой, как и в любом спорте, стоит во главе угла. Это всегда связано с большими умственными и волевыми усилиями. У большинства ребят, которые посвящают тренировкам большое количество времени, есть мечта достичь в киберспорте успехов. Они на неё опираются. Без мечты и цели невозможно расти», — говорит Павел Ревердатто.

Ещё одно необходимое для спортсмена качество — стрессоустойчивость. Как и в любых соревнованиях, психологическая нагрузка при игре в компьютерные игры очень сильна. Не поддаться и выдержать давление — один из залогов успеха.

Тренер новосибирской команды QUAZAR.NSK Дмитрий Дзуцев рассказал Om1.ru, что в некоторых командах присутствуют специалисты, помогающие справиться со стрессом.

«В киберспорте нужна не физическая сила, а интеллект. По умственной нагрузке его можно сравнить с шахматами. Перед тем как начать игру, команда обсуждает логические схемы, стратегию, перемещения по карте. После сражения просматривает записи и анализирует ошибки. Сам процесс игры может заставить понервничать. Мы с командой пытаемся справиться с этим, поддерживая хороший ментальный климат. Каждый из игроков кого-то поддерживает в определённые моменты игры. К слову, во всех известных профессиональных командах есть психологи, у некоторых ещё и физиотерапевты. Они помогают спортсменам разгрузить организм от стресса», — отметил он.

Киберспорт — дело молодых

21-летний Николай Шамов с ником Frothe начал увлекаться компьютерными играми из-за большого количества свободного времени. Увлечение переросло в профессию после попадания в команду QUAZAR.NSK.

«Я вырос в городе Тайга Кемеровской области, где в целом развлечений и интересных секций не было. Вместо того чтобы пить пиво в подъезде, как некоторые сверстники, я играл в компьютерные игры. С годами понял, что можно зарабатывать на этом, и начал участвовать в соревнованиях. Родственники изначально плохо относились к моему увлечению, а когда я стал иметь с этого доход, изменили мнение. Деньги — аргумент», — рассказал спортсмен.

По мнению молодого человека, киберспорт стремительно развивается. Об этом, например, говорит тот факт, что у команд стали появляться молодёжные составы. Теперь в соревнованиях принимают участие лица от 15 лет.

«В молодых спортсменов стали вкладываться. Замечают таланты, помогают им в обучении, поддерживают. Сейчас 16-летние участники показывают результаты, о которых в наши годы мы и подумать не могли», — вспоминает Шамов.

Николай мечтает, чтобы его команда вошла в топ-50 лучших в мире по рейтингу. Для этого необходимо выигрывать турниры. На недавних соревнованиях в Румынии команде удалось подняться на 69 позиций и занять 80-е место. Для сравнения, в сентябре 2021 года они занимали 321-е место.

Начинающим игрокам Николай советует не сидеть за компьютером по 12 часов и не бросать учёбу ради киберспорта. Подходить к сфере нужно ответственно и психологически быть готовым к неудачам, так как конкуренция огромная.

19-летний участник команды QUAZAR.NSK Дмитрий Кутовых под ником Spirit занимается киберспортом уже пять лет. Сначала, как и многие, он любил играть в Counter-Strike, а спустя два года решил сделать увеличение профессией.

«Финансовая составляющая сильно привлекает. Это стимул развиваться и добиваться целей. Получить титул — круто, но если вместе с ним нет денежного приза, мотивация небольшая», — считает спортсмен.

По мнению Дмитрия, киберспорт развивается. Если раньше в призовые фонды на соревнованиях закладывали 5000 рублей или купоны на скидку в магазины (например, на приобретения девайсов), то теперь с командами заключают крупные контракты.

«В Новосибирске открыли много компьютерных клубов, этот бизнес процветает. С каждым годом всё больше и больше команд образуется. Люди видят перспективу и следуют за мечтой», — отмечает сибиряк.

Дмитрий советует начинающим игрокам смотреть профессиональные матчи, играть с разными людьми, отрабатывая навыки. Он говорит, что важно повышать медийность, чтобы привлекать спонсоров и становиться известным среди большого количества спортсменов.

Дайте детям шанс

Взрослое поколение продолжает считать киберспортсменов несерьёзными людьми, предлагая им устроиться на «нормальную» работу. Некоторые стараются на корню пресечь желание ребёнка заняться профессионально этим видом спорта. Председатель новосибирского областного отделения Федерации компьютерного спорта Павел Ревердатто уверен, что это неправильный подход.

 
«Основная проблема, которая стоит перед развитием киберспорта, — информированность поколений. Вокруг компьютерных игр есть много мифов, в частности, об их вреде. Исследования говорят, что это не так. Есть статистика, согласно которой многие дети, получая определённые навыки в киберспорте, перестают им заниматься — уходят в более традиционные дисциплины или же начинают больше внимания уделять учёбе. Играть спокойно дома — одно, а тренироваться в поставленных рамках — другое. Попробовав 600 раз отработать одну и ту же манипуляцию в игре, желание заниматься всерьёз киберспортом у детей пропадает. Родителям нужно дать свои чадам шанс попробовать. Если этого не сделать, ребёнок может и дальше думать, что это просто и легко», — считает Павел Ревердатто.

Киберспорт стремительно меняется. Из любительской малоизвестной отрасли он обретает уровень классического вида спорта с разрядами. Не все игроки понимают, как включаться в обновлённую систему. Они привыкли, что команды сами организуются и пробиваются. Теперь же государство может помочь решить эту проблему, выстраивая чёткую вертикаль и карьерную лестницу. «Дворовый спорт» уходит на задний план, впереди школы, курсы, тренировочные программы и занятия с тренерами.

Как проходят соревнования по киберспорту

Соревнования по киберспорту схожи с любыми другими спортивными состязаниями. Есть одиночные турниры, где играют один на один, есть командные. Существует общий зачёт, куда входят все заработанные за бои очки. По итогам игр формируют рейтинг спортсменов на региональном, федеральном и мировом уровне.

Общего регистра команд нет, поэтому точных данных о количестве киберспортсменов не существует. На соревнования часто регистрируются любители. Чтобы повысить свой уровень или попасть в команду, некоторые идут в частные киберспортивные школы. Её воспитанники попадают во все информационные системы в качестве спортсменов и получают право участвовать в соревнованиях.

Всего в киберспорте шесть официально признанных дисциплин:

«Боевая арена» — две команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида с целью уничтожения главного здания команды соперника (Dota 2, League of Legends, Heroes of the Storm).

Соревновательные головоломки — решение логических задач участниками соревнований, результат которого зависит от скорости логического мышления и сообразительности (Hearthstone, Clash Royale).

Спортивный симулятор — воссозданная с помощью компьютерных технологий игра на арене по правилам вида спорта, признанного в установленном порядке (NHL 21, FIFA).

Стратегия в реальном времени — противоборствующие стороны участников соревнований на арене в реальном времени позиционируют и маневрируют игровыми персонажами для защиты районов карты и/или уничтожения активов соперников (Warcraft 3, StarCraft 2, Total War: WARHAMMER II, Clash of Clans).

Технический симулятор — участники соревнований, имитируя физическое поведение и управление техническими средствами, достигают победы в соответствии с техническими правилами дисциплины (iRacing, Project CARS 2, Gran Tourismo Sport).

Файтинг — дисциплина, имитирующая процесс единоборства на арене с помощью видеоигры, в которой участнику необходимо снизить до нуля параметр энергии (здоровья) объекта управления соперника за отведённое время (Mortal Kombat, Street Fighter V, Injustice 2).

Шутер/тактический трёхмерный бой — дисциплина, пока не включённая в компьютерный спорт в РФ. В этой игре тактику и осторожность ставят выше скорости реакции, которая важна для большинства экшн-игр. Тактические шутеры, посвящённые войсковым операциям, иногда называют «симуляторами солдата» (CS: GO, Overwatch, PUBG, Call of Duty, Fortnite, World of Tanks).

В Новосибирске около 60 команд по официально признанным дисциплинам. По трёхмерному бою — порядка 120–130.

Среди самых знаковых событий новосибирского киберспорта — первое место сборной НГТУ в 2020 году во Всероссийской студенческой лиге. В соревнованиях приняли участие 6 589 студентов из 43 регионов Российской Федерации. Совокупный призовой фонд составил 2 340 000 рублей.

Новосибирская команда QUAZAR.NSK в апреле 2022 года отправилась в Бухарест (Румыния) на международный турнир PGL Major 2022 EU RMR по CS: GO. Сыграв три игры с топовыми командами, победить не удалось. Но сам шанс поучаствовать в таком уровне соревнованиях — успех для сибиряков.

Читайте нас «ВКонтакте»!

Фотографии и видео: sportrg.ru, pglesports.com, dota2.ru, vk.com/teamquazar
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)