При обсуждении повестки дня 22-й сессии Законодательного Собрания Новосибирской области слово взял заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко. Его выступление касалось расторжения 18 мая 2022 года «самой скандальной и самой дорогой мусорной концессии». Это, по мнению Вадима Агеенко, подтверждает, что мусорная реформа в Новосибирской области, которая стартовала в 2019 году, окончательно провалена.
«Вопреки мнению и рекомендациям депутатов Заксобрания, по решению правительства нашей области мы в 2016 и в 2019 годах получили двух монополистов: концессионера «Экология-Новосибирск», обещавшего построить два мусоросортировочных комплекса с объёмами переработки около 70% всех ТКО в области, который за пять лет так ничего и не построил, и регоператора «Экология-Новосибирск» от ГК ВИС, которому достались 100% всего оборота ТКО в нашей области и 4 миллиарда от жителей нашей области», — акцентировал законодатель.
Вадим Агеенко обратил внимание на то, что 25 марта на совещании у заместителя губернатора неожиданно для депутатов принято решение организовать новое акционерное общество, в котором 80% получает ГК ВИС, 10% — Российский экологический оператор и 10% — Агентство инвестиционного развития Новосибирской области.
Вадим Агеенко
Вадим Агеенко пояснил, что на том же совещании Российскому экологическому оператору поручено направить Министерству экономического развития Новосибирской области проект типового концессионного соглашения в рамках частной концессионной инициативы.
«А нам говорили, что область сама будет обсуждать параметры будущих концессионных соглашений и сама будет выставлять концессии на честные и открытые торги. Получается вроде как «продали Новосибирскую область москвичам» на кормление, точнее конкретной Группе ВИС, на обычном совещании у заместителя губернатора, где присутствовали два представителя Российского экологического оператора и два представителя самой Группы ВИС, включая гендиректора нашего регоператора «Экология-Новосибирск» Ларису Анисимову. Я так понимаю, этот вопрос не обсуждался ни в правительстве, ни в Законодательном Собрании», — возмущён депутат.
По информации Вадима Агеенко, именно на совещании 25 марта 2022 года было предписано Группе «ВИС» в срок до 30 марта 2022 года, то есть через пять дней, предоставить заместителю губернатора Сергею Сёмке информацию о расторжении концессионного соглашения.
Заместитель председателя комитета регионального парламента по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Яков Новосёлов выразил недоумение:
«У нас в стране, если строитель или ремонтник, или поставщик продуктов допускает нарушения при выполнении своих обязательств, его включают в чёрный список. По словам Вадима Алексеевича, здесь происходит обратная ситуация. С какой целью? Протокольное предложение: рассмотреть, возможно ли, учитывая законодательство и общепринятую практику, направить предложение в правительство Новосибирской области о включении компании ВИС в чёрный список?»
Председатель комитета регионального парламента по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа предположил:
«Видимо, у правительства есть какой-то план с обозначенными целями, задачами и мероприятиями. Было бы уместно, если бы на нашей сессии прозвучал комментарий произошедшего. Это бы улучшило подготовку последующих заседаний комитетов. А так у нас пока есть только собственное представление о происходящем. Видимо, у правительства есть по этому поводу доводы, рекомендации».
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко напомнила историю шестого созыва, когда депутаты в 2016 году погрузились в механизм государственно-частного партнёрства, в том числе и концессионные соглашения:
Ирина Диденко
«Тогда мы впервые столкнулись по большому счёту с двумя проблемами: первое — то, что соглашение уже было заключено, и мы «били по хвостам», второе — его условия были заведомо невыполнимы. Поэтому совершенно очевидно, что оно сегодня расторгнуто, и мы снова на нулевой стадии».
Когда речь идёт о формировании целой отрасли по обработке и утилизации ТКО, речь не может идти о частной инициативе, уверена Ирина Диденко:
По мнению Ирины Диденко, следует разбивать мусорную концессию как минимум на 3–4 объекта по агломерационной части:
«Это позволит сформировать конкурентную среду как на стадии отбора инвесторов, так и сформировать конкуренцию на стадии реализации и эксплуатации. Формировать понятный прозрачный конкурс по каждому отдельному из них, прописывать справедливое распределение рисков и выгод между публичным и частным партнёром. Уважаемые коллеги! Мы стали умнее на пять лет и опытнее на десяток соглашений. Наша задача в связи с этим не отмахиваться от собственного опыта и тем более от интересов жителей региона. Иначе говоря, не нужно наступать на одни и те же грабли».
Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив резюмировал:
«Хочу напомнить всем, что если в вопросе реализации мусорной реформы будет подразумеваться концессия, то она будет согласовываться с нами. Надеюсь, что вариантов, как нас обойти, больше не возникнет. Ровно о том, что сегодня говорили выступающие, мы говорили шесть лет назад. Мы говорили об этом и при заключении концессий других. К сожалению, мы оказались правы. Депутаты всегда просили создать конкурентную среду во всех этих вопросах! Это большие деньги, большие бюджетные обязательства. Подход наш не изменился. Предлагаю сессии пойти по пути рассмотрения ситуации на совместном заседании двух комитетов, бюджетного и строительного, с приглашением министров и всех, кто к этому причастен».