Новосибирская правозащитница Анна Тажеева прокомментировала ситуацию с поборами в школе №99, где девочку чуть не довели до самоубийства и назвали должницей из-за отказа матери сдавать две тысячи рублей. Общественница отметила, что произошедшее — повод для прокурорской проверки, от которой зависит, какие действия предпримут надзорные органы и руководство образовательного учреждения. Поведение учителей активистка считает недопустимым.
По словам общественницы, в Новосибирске проблема сборов средств в учебных заведениях стоит остро. Чаще всего, по её наблюдениям, родители не знают, что входит в право ребёнка об образовании.
Она уверена, что нужно бороться с дополнительными сборами в учебных заведениях, но часто родители, по её мнению, показывают, что могут платить за дополнительные блага и унижают тех, кто не способен это делать.
«Если эти родители самоутверждаются в чатах, унижая и оказывая давление на тех, кто не может и не хочет сдавать деньги, то почему бы таким родителям не делать это среди равных в частных школах?» — отметила активистка.
Она добавила, что проблему должен решать департамент образования мэрии Новосибирска. Но методы властей, по мнению Анны Тажеевой, неэффективны.
Она отметила, что с родителями не проводят работу и не объясняют, что многое из того, на что они сдают деньги, школа должна предоставлять бесплатно, в частности, рабочие тетради. Закон об этом действует с 2015 года.
«Запомните, дорогие родители. Образование финансируют из трёх бюджетов: федерального, регионального, муниципального. На эти цели выделяют больше, чем на культуру или спорт. На сайте учебного заведения должен быть размещён план финансово-хозяйственной деятельности. Что реально закупила школа на выделенные деньги, можно увидеть на сайте госзакупок и тендеров. Если нет прозрачной информации — это повод для прокурорской проверки», — отметила активистка.
По её мнению, родители могут заниматься благотворительностью, но не сдавать на то, на что выделяют средства из бюджета. В противном случае, считает Тажеева, это двойное финансирование, а директора могут привлечь к ответственности за махинации.
В 2015 году у Натальи начались материальные трудности. Она отказалась сдавать по две тысячи рублей и ежемесячно платила 250. После обнаружила, что дочь стала учиться хуже. В родительских чатах Наталью называли должницей. Изменилось и отношение учителей к девочке.
Наталья продемонстрировала несколько аудиозаписей, на которых слышно, как обсуждают поборы и давят на тех, кто не хочет сдавать деньги. Успеваемость у ребёнка продолжала падать. У девочки стали появляться мысли о суициде. На родительских собраниях, уверяет Наталья, её открыто спрашивали, всё ли в их семье в порядке с деньгами. Женщине объясняли, что все сборы обязательные. В итоге в 2021 году она забрала документы из школы №99 и перевела дочь в другую, где у неё сразу наладилась успеваемость.
Подпишитесь на нас