Как отметил первый заместитель председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Панфёров, возможность проведения совместных заседаний комитетов предусмотрена региональным Законом «О Законодательном Собрании Новосибирской области» и Регламентом Законодательного Собрания.
«Ранее у нас были совместные выездные заседания комитетов, но в таком формате как сегодня заседание двух комитетов будет проводиться впервые», — акцентировал Андрей Панфёров.
Председательствующим на совместном заседании комитетов был избран председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев.
С кратким докладом выступил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников:
«Соглашение было расторгнуто по соглашению сторон, обоюдно. С точки зрения финансовых последствий, то, что обсуждается, — про 300 миллионов рублей, стоит заметить, что эти обязательства возникают только тогда, когда уже построен объект. Так как у нас объекты никакие не построены, на наш взгляд, эти нормы применить нельзя. Мы считаем, что упущенная выгода возникает в том случае, когда идёт производственная деятельность. А производственная деятельность идёт, когда есть предприятие».
Содокладчиком по первому вопросу выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. Он подтвердил, что никаких дополнительных условий по расторгнутому соглашению нет, а какие-либо претензии могут быть выдвинуты только в судебном порядке.
Вадим Агеенко. Фото: zsnso.ru.
Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко отметил, что ответы министров «хотелось бы услышать пошире». Он напомнил, что концессионное соглашение 2016 года касалось огромных объёмов — 77–78% всего мусора в регионе:
«Строили на этих объёмах по этой концессии всю мусорную реформу. На это рассчитывали, всем докладывали. А в конечном итоге оказалось, что реализовать её нельзя. С другой стороны, когда рабочая группа детально посмотрела и разобралась в этой концессии, мы поняли, что она не только не может быть реализована, но ещё и опасна экономически для бюджета Новосибирской области, потому что там слишком много лишних обязательств для региона».
Вадим Агеенко привёл пример, что в одном из пунктов концессионер требовал от области подтверждения кредитного рейтинга региона по оценкам иностранных агентств:
Также Вадим Агеенко напомнил, что концессия в течение полугода согласовывалась в шести министерствах и департаментах регионального правительства. Между тем общий объём мусора, который поступал бы на мусоросортировочные комплексы, составлял 610 тысяч тонн, рассказал зампредседателя комитета со ссылкой на официальные документы, в подписанной концессии фигурирует цифра в 800 тысяч тонн.
Отвечая на вопрос о разных цифрах в объёме мусора, Денис Архипов сказал, что на момент заключения концессии достоверных цифр не было, исходили из оценочных. А сейчас есть достоверная статистика, которая опирается на цифры весов на полигонах.
Андрей Шимкив. Фото: zsnso.ru
«Понятно, что всё это нас очень волнует. На протяжении пяти лет звучали жёсткие выступления депутатов, ещё более острые вопросы задавали жители области, в ответ — успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с губернатором, и с Сергеем Николаевичем Сёмкой. Услышали, что всё-таки раздел по концессии произойдёт на две-три-пять-шесть — это в процессе обсуждения. Но время-то упущено, это факт. Считаю, что группа компаний «ВИС» должна извиниться перед населением Новосибирской области. Пусть извинятся хотя бы! Пять лет все ждали», — взял слово председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив.
Спикер регионального парламента отметил, что до ближайшей сессии — 7 июля — могут быть проведены внеплановые заседания комитетов по этому вопросу. До этого времени Минэкономразвития региона должно представить экономическую модель.
Андрей Панфёров. Фото: zsnso.ru.
Первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров высказал свою позицию:
«Выступления на сессии, на комитетах должны подвести черту. Для всех нас и для наших избирателей должна наступить ясность, как будет вывозиться мусор в Новосибирской области. И верх цинизма, если те же самые люди, которые шесть лет морочили нам голову, снова выступят в качестве концессионеров. Большая просьба к правительству: учесть наши пожелания».
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко уверена, что «правильное обозначение задачи — это полпути к её решению»:
«Нужно сделать выводы, чтобы не допустить больше ошибок. Констатирую, что ответы мы не получили. Убытки — это не только 300 миллионов штрафов. Затраты, которые понёс концессионер, будут ли они выплачены?»
Фёдор Николаев. Фото: zsnso.ru.
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев озвучил решение совместного комитета, поддержанное депутатами единогласно:
«Принять информацию Решетникова Л.Н., министра экономического развития Новосибирской области, Архипова Д.Н., министра жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по вопросу «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключённого 22.07.2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск», к сведению.
Отметить, что во исполнение норм федерального законодательства в государственных программах Новосибирской области предусмотрено к реализации с 2015 года совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления. Вместе с тем указанные мероприятия, прежде всего, внедрение глубокой обработки твёрдых коммунальных отходов, образующихся в Новосибирской области, не реализованы в полной мере, что позволяет сделать вывод о несостоявшейся «мусорной реформе» в Новосибирской области. Основными причинами этого стали заключение заведомо невозможного к реализации концессионного соглашения, а также длительный период его расторжения.
Рекомендовать правительству Новосибирской области учесть сложившуюся негативную практику при заключении соглашений в сфере создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, а также в отношении иных соглашений в сфере государственно-частного партнёрства, в том числе концессионных соглашений».