om1.ru
Депутаты Заскобрания Новосибирской области потребовали учесть опыт ошибок в «мусорной реформе» 15 июня состоялось совместное заседание комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности; по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.

Депутаты Заскобрания Новосибирской области потребовали учесть опыт ошибок в «мусорной реформе»

15 июня состоялось совместное заседание комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности; по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
15 июня 2022, 16:49

Депутаты Заскобрания Новосибирской области потребовали учесть опыт ошибок в «мусорной реформе»
Фото: zsnso.ru. Заседание комитетов

Как отметил первый заместитель председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Панфёров, возможность проведения совместных заседаний комитетов предусмотрена региональным Законом «О Законодательном Собрании Новосибирской области» и Регламентом Законодательного Собрания.

«Ранее у нас были совместные выездные заседания комитетов, но в таком формате как сегодня заседание двух комитетов будет проводиться впервые», — акцентировал Андрей Панфёров.

Председательствующим на совместном заседании комитетов был избран председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев.

 
В повестку дня по решению 22-й сессии Законодательного Собрания Новосибирской области был внесён первый вопрос — «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключённого 22 июля 2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск». Напомним, эта концессия предполагала возведение двух крупных мусоросортировочных комплексов и двух полигонов на территории в Новосибирской агломерации.

С кратким докладом выступил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников:

«Соглашение было расторгнуто по соглашению сторон, обоюдно. С точки зрения финансовых последствий, то, что обсуждается, — про 300 миллионов рублей, стоит заметить, что эти обязательства возникают только тогда, когда уже построен объект. Так как у нас объекты никакие не построены, на наш взгляд, эти нормы применить нельзя. Мы считаем, что упущенная выгода возникает в том случае, когда идёт производственная деятельность. А производственная деятельность идёт, когда есть предприятие».

Содокладчиком по первому вопросу выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов. Он подтвердил, что никаких дополнительных условий по расторгнутому соглашению нет, а какие-либо претензии могут быть выдвинуты только в судебном порядке.

Вадим Агеенко. Фото: zsnso.ru.

Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко отметил, что ответы министров «хотелось бы услышать пошире». Он напомнил, что концессионное соглашение 2016 года касалось огромных объёмов — 77–78% всего мусора в регионе:

«Строили на этих объёмах по этой концессии всю мусорную реформу. На это рассчитывали, всем докладывали. А в конечном итоге оказалось, что реализовать её нельзя. С другой стороны, когда рабочая группа детально посмотрела и разобралась в этой концессии, мы поняли, что она не только не может быть реализована, но ещё и опасна экономически для бюджета Новосибирской области, потому что там слишком много лишних обязательств для региона».

Вадим Агеенко привёл пример, что в одном из пунктов концессионер требовал от области подтверждения кредитного рейтинга региона по оценкам иностранных агентств:

 
 
 
 
«С июля 2017 года поняли, что никогда эту концессию не реализуем. И даже в этом случае вы пять лет её не расторгали. И вопрос, который мы задаём: «Как же так? Концессионер, как собака на сене, сидел на нашей области, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти». И все наши программы рушились. Ведь уже в 2019 году должны были обрабатывать на двух этих мусорных полигонах 400 тысяч тонн мусора, сортировать его. В итоге этого не сделано. Сегодня мы говорим про последствия этого нерешённого вопроса для нашей области. Последствия! В соглашении было написано: когда будут построены эти два новых полигона, четыре закроют. Было бы всё красиво и хорошо. Почему же пять лет не расторгали то, что невозможно реализовать? Как на это смотрят Министерство экономического развития и губернатор?»

Также Вадим Агеенко напомнил, что концессия в течение полугода согласовывалась в шести министерствах и департаментах регионального правительства. Между тем общий объём мусора, который поступал бы на мусоросортировочные комплексы, составлял 610 тысяч тонн, рассказал зампредседателя комитета со ссылкой на официальные документы, в подписанной концессии фигурирует цифра в 800 тысяч тонн.

Отвечая на вопрос о разных цифрах в объёме мусора, Денис Архипов сказал, что на момент заключения концессии достоверных цифр не было, исходили из оценочных. А сейчас есть достоверная статистика, которая опирается на цифры весов на полигонах.

Андрей Шимкив. Фото: zsnso.ru

«Понятно, что всё это нас очень волнует. На протяжении пяти лет звучали жёсткие выступления депутатов, ещё более острые вопросы задавали жители области, в ответ — успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с губернатором, и с Сергеем Николаевичем Сёмкой. Услышали, что всё-таки раздел по концессии произойдёт на две-три-пять-шесть — это в процессе обсуждения. Но время-то упущено, это факт. Считаю, что группа компаний «ВИС» должна извиниться перед населением Новосибирской области. Пусть извинятся хотя бы! Пять лет все ждали», — взял слово председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив.

Спикер регионального парламента отметил, что до ближайшей сессии — 7 июля — могут быть проведены внеплановые заседания комитетов по этому вопросу. До этого времени Минэкономразвития региона должно представить экономическую модель.

Андрей Панфёров. Фото: zsnso.ru.

Первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров высказал свою позицию:

«Выступления на сессии, на комитетах должны подвести черту. Для всех нас и для наших избирателей должна наступить ясность, как будет вывозиться мусор в Новосибирской области. И верх цинизма, если те же самые люди, которые шесть лет морочили нам голову, снова выступят в качестве концессионеров. Большая просьба к правительству: учесть наши пожелания».

Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко уверена, что «правильное обозначение задачи — это полпути к её решению»:

«Нужно сделать выводы, чтобы не допустить больше ошибок. Констатирую, что ответы мы не получили. Убытки — это не только 300 миллионов штрафов. Затраты, которые понёс концессионер, будут ли они выплачены?»

 

Фёдор Николаев. Фото: zsnso.ru.

Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев озвучил решение совместного комитета, поддержанное депутатами единогласно:

«Принять информацию Решетникова Л.Н., министра экономического развития Новосибирской области, Архипова Д.Н., министра жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по вопросу «О финансово-экономических и правовых последствиях расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, заключённого 22.07.2016 года между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск», к сведению.

Отметить, что во исполнение норм федерального законодательства в государственных программах Новосибирской области предусмотрено к реализации с 2015 года совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления. Вместе с тем указанные мероприятия, прежде всего, внедрение глубокой обработки твёрдых коммунальных отходов, образующихся в Новосибирской области, не реализованы в полной мере, что позволяет сделать вывод о несостоявшейся «мусорной реформе» в Новосибирской области. Основными причинами этого стали заключение заведомо невозможного к реализации концессионного соглашения, а также длительный период его расторжения.

 

 
Заслушав выступления участников совместного заседания отметить, что полученный результат реализации указанного концессионного соглашения во многом обусловлен недостаточной проработкой проекта концессионного соглашения, в том числе в связи с неурегулированностью порядка межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, неразграничением ответственности за принимаемые ими решения, а также отсутствием правовой экспертизы на этапе разработки, рассмотрения, принятия решения о заключении концессионных соглашений.

Рекомендовать правительству Новосибирской области учесть сложившуюся негативную практику при заключении соглашений в сфере создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры — объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов в Новосибирской области, а также в отношении иных соглашений в сфере государственно-частного партнёрства, в том числе концессионных соглашений».

Если увидели или узнали что-нибудь интересное, расскажите нам, и мы напишем об этом.
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter