om1.ru
Куда проложат рельсы? Власти Новосибирска рассказали о перспективах развития трамвайного движения В последнее время популярность трамваев среди горожан растёт. Что муниципалитет планирует сделать для развития этого вида транспорта? Какие новшества стоит ждать уже в ближайшее время? Об этом — в материале портала Om1.ru.

Куда проложат рельсы? Власти Новосибирска рассказали о перспективах развития трамвайного движения

В последнее время популярность трамваев среди горожан растёт. Что муниципалитет планирует сделать для развития этого вида транспорта? Какие новшества стоит ждать уже в ближайшее время? Об этом — в материале портала Om1.ru.

Куда проложат рельсы? Власти Новосибирска рассказали о перспективах развития трамвайного движения
Фото: Om1.ru. Трамвай

Большинство новосибирцев регулярно пользуются трамваями. Этот вид транспорта особенно удобен в утренние и вечерние часы, когда на дорогах пробки. Вагоны движутся по рельсам и не стоят в основном потоке, что значительно сокращает время в пути.

Популярность трамваев растёт. По данным департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, число пассажиров на маршрутах №№2, 3, 13, 14, 15 и 18 существенно выросло.

На улицах города появились модернизированные современные уличные вагоны, ехать в которых, по мнению жителей, комфортно. Старые модели советского образца также остаются на линии, но их с каждым годом становится всё меньше. Время, когда трамвай загорался на ходу, терял колёсные пары или сходил с рельсов, постепенно уходит в прошлое.

Куда проложат рельсы?

В 2023 году городские власти планируют открыть трамвайное движение от кольца на улице Волочаевской до Новосибирского автовокзала — Главного на Гусинобродском шоссе и продлить популярный в городе 13-й маршрут. Кроме того, введение в эксплуатацию четвёртого моста через Обь даст возможность запуска трамвайной эстакады по улице Широкой в Ленинском районе. Об этом порталу Om1.ru сообщили в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии.

По словам главы департамента Константина Васильева, это повысит эффективность действующих маршрутов №№2 и 8, обслуживающих микрорайон Чистая Слобода.

Сумму затрат на эти цели определят только после утверждения соответствующего проекта и получения положительного заключения экспертизы, уточнили в подразделении.

Ставка на модернизацию

Трамвайное движение в Новосибирске продолжат развивать. Так, в 2022 году на модернизацию этого вида транспорта в бюджете города запланировано 70 млн рублей. На них отремонтируют пять вагонов. Два из них уже вышли на линию, три ожидают очереди, рассказал Om1.ru Константин Васильев.

В планах на 2023 и 2024 год модернизация ещё пяти вагонов на сумму 100 млн рублей, добавил он. Если из областного бюджета на эти цели поступят дополнительные средства, объём увеличат. Процесс предполагает замену кузовов, капремонт тележек и установку современного энергоэффективного электрооборудования.

«Модернизация трамвайных вагонов не решает вопроса пополнения парка, но позволяет сохранить имеющийся. Мэрия Новосибирска совместно с региональным Минтрансом сформировала и подала заявку в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Кроме троллейбусов, в неё включены 22 трамвайных вагона. По результатам рассмотрения комиссией федерального Министерства транспорта Новосибирская агломерация заняла первое место из 48. Заявку одобрили только в части приобретения 58 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, из них девять единиц поступят в текущем году», — уточнил Константин Васильев.

Мэрия Новосибирска прорабатывает возможность участия в других федеральных программах, предусматривающих обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта, добавил руководитель департамента городской администрации.

Независимый вид транспорта

Такие усилия не бессмысленны — трамваи имеют весомые преимущества перед автотранспортом. По словам Константина Васильева, у рельсового транспорта большая провозная способность, высокая скорость, и он более безопасен.

В Новосибирске трамвайные пути в большинстве случаев обособлены. Соответственно, эффективность этого вида транспорта высока. В момент пиковой нагрузки на дорогах трамвай может ехать со скоростью 15 километров в час, в то время как потоки по городским магистралям двигаются в среднем со скоростью 10 километров в час.

«Автомобили оказывают значительное влияние на работу безрельсового общественного транспорта. Трамвай же сохраняет независимость, обеспечивает надёжность сообщения. Обособленная трамвайная линия позволяет поддерживать более высокую эксплуатационную скорость, независимо от интенсивности движения автотранспорта», — пояснил Константин Васильев.

Трансформация скоростного трамвая

В 2014 году в Новосибирске заговорили о ренессансе трамвайного движения. Активно обсуждали возможность создания скоростных трамвайных веток до отдалённых микрорайонов Новосибирска. Возможность рассматривали как альтернативу строительству метро.

«Технико-эконмическое обоснование первых линий городского трамвая в 2014 году выполнено для двух направлений: левобережного, соединяющего Советский, Новосибирский сельский и Кировский районы с транспортно-пересадочным узлом на станции метро «Площадь Маркса», и правобережного, соединяющего микрорайоны Родники, Снегири, Пашино с транспортно-пересадочным узлом на станции метро «Заельцовская». В последнее время понятие скоростного трамвая изменилось. Ускоренной является любая строящаяся трамвайная линия, обособленная от прочих транспортных потоков», — прокомментировал Om1.ru Константин Васильев.

По его словам, трамвайная линия до микрорайона Родники включена в Генплан Новосибирска. Необходимые изменения внесены в проекты планировки территорий. Для их реализации ведут переговоры с застройщиками Калининского района, планируют совместно определить перспективы пассажиропотока и корректировки технико-экономического обоснования.

 
По опыту других городов, стоимость строительства километра современной трамвайной линии, включая затраты на обновление подвижного состава и создание инфраструктуры подстанций и депо, составляет порядка полумиллиарда рублей, без учёта затрат на освобождение земельных участков, добавил Константин Васильев.

Для комфорта пассажиров

Константин Васильев добавил, что в Новосибирске работают над обособлением трамвайных путей от автомобильных транспортных потоков. Это делается для повышения скорости вагонов и снижения аварийности на путях с участием постороннего транспорта. Начиная с 2019 года, работы выполнены на улицах Сибиряков-Гвардейцев, Дуси Ковальчук, Мичурина. По состоянию на 1 июля 2022 года протяжённость обособленных трамвайных рельсов в однопутном исчислении составила 116,76 километра, или 84,9% от общей протяжённости сети.

В городе также строят посадочные платформы для обеспечения безопасного ожидания транспорта, подхода к остановкам, посадки и высадки, а также доступности для маломобильных граждан. В приоритете, отметил Васильев, — обустройство трамвайных остановок, расположенных в середине проезжей части. В 2020–2021 году соответствующие требованиям посадочные платформы появились на 34 остановках. В 2022 году планируют обустроить ещё 11.

Глава профильного департамента мэрии заключил, что для обеспечения комфорта ожидания транспорта в 2022 году на трамвайных остановках появится 34 автопавильона, выполненных по новому стандарту, разработанному управлением архитектурно-художественного облика мэрии Новосибирска.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter