om1.ru
Вещи в унитазе, «тёмная» за кофту и оскорбления от учителя. Невыдуманные истории травли омских школьников «Буллинг» — термин относительно новый, но явление старое. С ним можно столкнуться в школе, на работе и даже дома. Причиной для травли одного человека всем коллективом может стать всё что угодно. И именно в школьные годы буллинг выражается наиболее ярко.

Вещи в унитазе, «тёмная» за кофту и оскорбления от учителя. Невыдуманные истории травли омских школьников

«Буллинг» — термин относительно новый, но явление старое. С ним можно столкнуться в школе, на работе и даже дома. Причиной для травли одного человека всем коллективом может стать всё что угодно. И именно в школьные годы буллинг выражается наиболее ярко.
4 сентября 2022, 21:05
Спецпроект

Вещи в унитазе, «тёмная» за кофту и оскорбления от учителя. Невыдуманные истории травли омских школьников
Фото: pxhere.com

Несформированные подростки самоутверждаются за счёт более слабых детей с помощью угроз, оскорблений, физического и психологического насилия. Мы расскажем пять реальных историй, происходивших в школах. Об этом мы поговорили с Кариной Махровой, психологом-консультантом, логотерапевтом, который поможет разобраться в этом.

Почему молчат о травле? У кого искать поддержки? Как родителям понять, что их ребёнка обижают? На все эти вопросы мы нашли ответы.

«Тыкали мокрой водолазкой в лицо»

«У меня за свою жизнь было две школы. Всё началось, когда родители купили квартиру в другом районе и пришлось переехать. Это был третий класс. В школе был танцевальный ансамбль, куда ходили все одноклассницы. И вот одной из них я на уроке ИЗО краской запачкала водолазку. Решив застирать её, девочка намочила запачканную вещь холодной водой и стала тыкать ею мне в лицо. Потом мне устроили «тёмную» после школы. Я просила учительницу по ИЗО, чтобы она меня проводила домой. После этого на протяжении семи лет меня дразнили, обижали. Могли до одежды докопаться, шоколадку отобрать, смеялись над моими оценками. Я пыталась им понравиться, но всё тщетно. Это продолжалось до 11-го класса. Я до сих пор чувствую себя неуверенной. Восемь лет прошло с выпуска, а ощущение такое, что все люди продолжают разглядывать меня».

Эксперт
Карина Махрова
психолог-консультант, логотерапевт

«Если личность ребёнка сильная, то он гиперболизирует свои недостатки в плюс, не будет обращать внимание на усмешки. Это ещё больше придаёт уверенности в себе. Всё зависит от поддержки родителей, друзей и от внутреннего стержня, который привился с детства».

«Выкинул обувь из окна»

«Я проучилась в одной школе все 11 лет. Наш класс был достаточно дружный, но все в основном разделились на свои группы. Всё поменялось в седьмом классе, когда к нам пришли новенькие — два брата. И на протяжении двух лет один из них травил меня за любую мелочь: зимой носила валенки, была самой высокой в классе даже среди мальчиков. Это были глупости, я на них не обращала внимания, но в девятом классе уже из оскорблений всё пришло в действие. Кабинет английского языка находился на третьем этаже, на дворе — май, окна открыты. Я не помню, в чём была наша с ним «словесная перепалка», он психанул, подошёл, взял мою сумку со сменной обувью и выкинул её в окно. Тогда моё терпение лопнуло и я впервые от обиды заплакала. Мы отсидели урок и с моей подругой побежали за обувью. После этого он меня больше не трогал и после девятого класса ушёл совсем из школы».

Эксперт
Карина Махрова
психолог-консультант, логотерапевт

«Чтобы ребёнок себя не винил в буллинге, родителям нужно почаще с ним беседовать. Если у него есть ощущение, что он нормальный и насилие — это нездорово, тогда у него даже вопроса не возникнет, что со мной не так. Плюс учитель играет большую роль. Внимательный педагог интересуется жизнью класса и сеет нравственные идеи в голову детям».

«Моё любовное письмо прочитали все»

«В средней школе я встречалась с мальчиком из параллельного класса. Он меня бросил, и я решила написать ему письмо про хорошие и плохие воспоминания. Распечатала, отдала на перемене, но не учла, что он пустит моё письмо по всем партам класса. На следующей перемене я увидела эти листочки в руках его одноклассников. Они всё прочитали и ещё долго надо мной подшучивали и задевали за живое. Мне ещё долго, казалось, что меня все ненавидят. А потом от своего друга, который учился в этом классе, я узнала, что они рассказали про это письмо учителю информатики. Он решил тоже его почитать при всём классе. Обиднее всего было то, что учитель поступил по-детски, хотя, казалось бы, взрослый человек, педагог. Потом ко мне подходили девочки из этого класса, успокаивали и говорили, что мальчики поступили неправильно и многие это понимают и нормально ко мне относятся».

Эксперт
Карина Махрова
психолог-консультант, логотерапевт

«Огородить своего ребёнка от травли никак нельзя. Это было, есть и будет, к сожалению. Как можно защитить ребёнка? До школы помогать ребёнку социализировать, коммуницировать, учить строить контакты с разными детьми, учить дружить, не бояться подходим первым. Это поможет ребёнку не бояться отстаивать своё мнение, границы, решать вопросы без драк, тогда проблем в школе не должно быть».

«Выкинули одежду в унитаз»

«Во втором классе к нам перешёл мальчик, он был замкнутый и вёл себя неряшливо. Коллектив его не принял, и его сильно травили. Мама перевела его в параллельный класс, там ситуация усугубилась. Над ним всячески издевались, ничем не помогали, отказывались с ним сидеть. Как-то раз одноклассники выкинули все его вещи из рюкзака в унитаз. А вообще, тема с припрятыванием вещей одноклассников (обувь, шапки, пеналы, тетради и т. д.) в другой конец школы, батареи, мусорки была распространённой там. Сейчас я понимаю, мало того что это ужасная психологическая травма в том возрасте, когда твое мировоззрение активно формируется, так многие ещё жили бедно, был кризис, и все эти вещи детям покупали родители чуть ли не на последние деньги».

Эксперт
Карина Махрова
психолог-консультант, логотерапевт

«Если ребёнок не хочет ходить в школу, у него начинаются истерики или он систематически прогуливает уроки, отмалчивается — это один из признаков того, что ребёнка в школе травят. Ребёнок может избегать школьных туалетов или мест вокруг школы, пустых кабинетов. Обычно буллинг проходит там, где учителя не смогут увидеть издевательств. Можно заметить по вещам, если они пропадают, портятся».

«Толстая крыса»

«Во втором классе я начала ходить на кружок по танцам. Его преподавала мама моей одноклассницы. Я ходила на танцы десять лет, и это было больше морально тяжело, нежели физически. В 14 лет у меня начались проблемы со здоровьем, последствие этому — я поправилась на 15 килограммов. Руководительница коллектива по танцам, мама моей подруги, говорила, что мне нельзя теперь с моим весом стоять в первой линии, а в третей, и желательно где-нибудь за кулисами. Когда я ругалась с подругой, её мама-преподаватель назвала меня «толстой крысой». Нам на танцевальные номера шили очень дорогие костюмы. Мои родители иногда не могли позволить такие лишние затраты на костюмы. Меня из-за этого убирали из номера и сказали, что, когда мои родители разбогатеют, тогда я смогу участвовать в танце. Сейчас мне уже 25 лет, а отголоски прошлого дают о себе знать. Если поправляюсь на пару килограммов, начинается паника. Во мне ещё осталась та маленькая зашуганная девочка».

 

Эксперт
Карина Махрова
психолог-консультант, логотерапевт

«Важен контакт ребёнка и родителя, так как он выстраивается до школы первые семь лет. Ребёнок должен усвоить, что родитель всегда за него, что его любят и у него нет сомнений, его всегда поддержат и не осудят. Так что, если что-то произойдёт в школе, он всегда обратится к близкому человеку».

 

Страшно, когда ребёнок идёт в школу, а возвращается со слабым ментальным здоровьем. Главная причина травли в школе, которую, на мой взгляд, иллюстрируют все эти истории, — желание ученика самоутвердиться за счёт тех, кто слабее. Агрессоры всегда выбирают в жертву беззащитного человека, так они чувствуют сильнее.

Автор иллюстраций: Илья Шперлинг
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter