om1.ru
Хватит транжирить! Депутаты Заксобрания выступили за отмену концессии по поликлиникам в Новосибирске В Новосибирске до сих пор не построены поликлиники по концессионному соглашению. Подрядчик выполняет работы лишь на средства, выделяемые из областного бюджета. Концессионер не вложил в объекты ни рубля собственных средств. В следующем году Новосибирская область должна начать перечислять концессионные платежи. Парламентарии намерены инициировать процесс отмены соглашения и предлагают строить объекты здравоохранения за счёт средств областного бюджета. Получится даже дешевле, уверены они.

Хватит транжирить! Депутаты Заксобрания выступили за отмену концессии по поликлиникам в Новосибирске

В Новосибирске до сих пор не построены поликлиники по концессионному соглашению. Подрядчик выполняет работы лишь на средства, выделяемые из областного бюджета. Концессионер не вложил в объекты ни рубля собственных средств. В следующем году Новосибирская область должна начать перечислять концессионные платежи. Парламентарии намерены инициировать процесс отмены соглашения и предлагают строить объекты здравоохранения за счёт средств областного бюджета. Получится даже дешевле, уверены они.

Хватит транжирить! Депутаты Заксобрания выступили за отмену концессии по поликлиникам в Новосибирске
Фото: zsnso.ru. Строительство поликлиники

Цены подскочили в 2,5 раза

Вопрос увеличения стоимости строительства семи поликлиник по концессионному соглашению обсудили депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области на заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам. Тема вызвала возмущение со стороны парламентариев. Они пришли к выводу, что власти недостаточно контролируют деятельность концессионера.

Как рассказал и. о. министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков, стоимость объектов с момента заключения соглашения увеличивалась несколько раз. При последнем пересчёте она выросла в среднем на 30%.

«В сентябре 2020 года на экспертизу поступили проекты четырёх поликлиник — №27, 7, 22 и 2. Первоначальная стоимость строительства 27-й поликлиники на улице Ереванской составляла 1,559 млрд рублей, после пересчёта она выросла до 2,161 млрд, поликлиники №7 с 1,8 до 2,488 млрд, поликлиники №22 на улице Виктора Уса с 2,025 до 2,835 млрд, поликлиники №2 с 1,832 до 2,631 млрд рублей. Другие три поликлиники также существенно изменились по стоимости строительства. В среднем цены выросли на 30%», — пояснил Алексей Колмаков.

Депутат по округу №24, член комитета Вячеслав Илюхин заявил, что цифры, которые называет исполняющий обязанности главы Минстроя, далеки от реальности.

Вячеслав Илюхин

«Зачем вы дезинформируете депутатов? Изначально стоимость строительства оценивалась в 7,843 млрд рублей. А вы называете цифру в 14 млрд рублей, это было в предпоследнюю индексацию. У меня на руках письмо первого зампреда правительства Новосибирской области Владимира Знаткова на имя председателя Заксобрания Андрея Шимкива. В нём сказано, что в предпоследнюю индексацию стоимость объектов увеличилась до 14 млрд рублей, в последнюю почти до 20 млрд. Вы заявляете, что удорожание произошло не более чем на 30%, а по факту в 2,5 раза! Вы хотите сказать, что отыграли конкурс на семь миллиардов, и победитель должен был уложиться в эту сумму и оговорённые сроки. А после экспертизы сумма вдруг стала 14 миллиардов. Зачем тогда нужен конкурс, если концессионер не придерживается стоимости и не соблюдает сроков? Как мне известно, поликлиники должны быть введены в августе этого года. Депутаты не просто так тут сидят, мы тоже читаем документы», — обозначил позицию Вячеслав Илюхин.

Парламентарий высказал непонимание по поводу того, за что должен получать деньги концессионер, если он не выдержал сроки, «а его за это никак не наказали, ещё и сумму капитального гранта увеличили».

Депутат Дмитрий Козловский (фракция «Единая Россия») акцентировал внимание на том, что ранее вопрос обсуждался на комитете по социальной политике и здравоохранению. Ответственные министры на заседание не пришли. И после комитета региональное правительство выделило концессионеру капитальный грант в размере 1,580 млрд рублей.

 
 
 
«То есть мы возмущались, поднимали шум, а правительство к 3,206 добавило ещё полтора миллиарда. Сколько в итоге мы выделили концессионеру из областного бюджета? Не пора ли остановиться?»
Дмитрий Козловский, депутат Заксобрания

Представитель Минстроя вместо ответа на вопрос предложил провести круглый стол с участием всех ответственных сторон. На что депутаты областного парламента не согласились.

Почему увеличили площади?

Зампред комитета Вадим Агеенко (фракция КПРФ) обратил внимание на изменение площадей в проектах строительства учреждений здравоохранения, что недопустимо:

Вадим Агеенко

«Есть постановление №2945 от 31 декабря 2021 года, которое внесло поправки в постановление о проведении госэкспертиз. Там сказано, что повторная экспертиза допускается, но не допускается изменение физических и конструктивных элементов. Судя по вашим расчётам, вы, перед тем как сдавать проекты на экспертизу, увеличили площади. Как вы это собираетесь разъяснять? И почему, зная про это постановление, вы не на 30% увеличили стоимость, а более чем в два раза?»

Руководитель ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» Алексей Свинарчук пояснил, что стоимость объектов выросла в среднем на 30%. Повторная экспертиза проводилась без превышения полномочий. Над ней работали 20 штатных и 10 внештатных специалистов. Объёмы работ не изменились, произошло только повышение стоимости объектов. Его доводы подтвердил и. о. главы Минстроя Алексей Колмаков.

Депутат Вячеслав Илюхин добавил, что соглашение составлено таким образом, что даже несмотря на отсутствие поликлиник область со следующего года должна начать отчисление концессионных платежей.

Депутаты за людей

Вице-спикер Законодательного Собрания Новосибирской области Ирина Диденко отметила, что задавать вопросы по концессионному соглашению некуда и некому. Конкретики депутаты пытались добиться ещё в 2019 году.

«Не забывайте о том, что мы говорим о людях, которые уже должны были начать получать услуги системы здравоохранения. Список объектов сформирован ещё до 2015 года, и уже тогда обсуждался вопрос, что поликлиники должны строиться на средства из бюджета. Но было решено пойти по пути государственно-частного партнёрства. И что мы имеем в итоге? Отыграны торги, цена не устроила. Обиделись, пошли, пересчитали в июне 2022 года. Начали строить три из семи поликлиник, которые на сегодня даже не в периметре обозначенных территорий. Обсуждать по сути нечего. Ответьте, пожалуйста, вы выезжали на объекты ранее, протокольно фиксировали, что строительство не начато? Каким образом осуществлялся контроль?» — обратилась парламентарий к Алексею Колмакову.

Глава Минстроя отметил, что несоответствие объёмов работ графику фиксировал Минздрав. Качество строительных материалов среднее.

Последняя фраза и. о. министра возмутила депутата Вячеслава Илюхина. Он отметил, что если бы на его объекте прорабы работали таким образом, он «гонял бы их сутками». По поводу качества материалов парламентарий заметил, что оно не самое лучшее.

Строить на средства бюджета

В выступлении депутат Вячеслав Илюхин отметил отношение властей к поликлинической концессии и работе депутатов. По его словам, всё выглядит так, будто мнения народных избранников не слышат и делают по-своему:

«За 17 лет своей депутатской деятельности я не припомню такого отношения. Нас на работу никто не нанимал, нас выбрали люди, чтобы мы представляли их интересы. Я считаю, что Минздрав должен лечить людей, а не заниматься строительством поликлиник. Губернатор Андрей Травников чётко обозначил, кто отвечает за реализацию постановления — его первый зампредседателя правительства Владимир Знатков. Предлагаю вынести этот вопрос на ближайшую сессию и спросить с него, как всё это было, сколько изначально стоило и почему вдруг увеличилось».

Парламентарий предложил оставшиеся поликлиники строить за счёт областного бюджета. Он отметил, что землю, на которой стоит инфекционная больница в центре Новосибирска, можно выгодно реализовать, а средства вложить в строительство учреждений здравоохранения.

 
 
 
 
«Я предлагаю поднять вопрос о расторжении соглашения в части строительства оставшихся поликлиник. Итоговая сумма должна уменьшиться. И чиновники, и депутаты должны быть государственными людьми. Подобными решениями мы сами роем себе яму. Правительство России во главе с Михаилом Мишустиным даёт возможность развивать регионы, оставлять у себя деньги. Вместо этого мы берём и раздаём их частным инвесторам. За это рано или поздно придётся платить. Никаких круглых столов быть не должно, вопрос нужно рассмотреть на сессии».
Вячеслав Илюхин

Член комитета Ашот Рафаелян отметил, что пора принимать политическое решение в части концессионных соглашений. Ни одно из них не дало эффекта. Стоимость поликлиник вышла за пределы экономической целесообразности.

В подтверждение его слов Дмитрий Козловский назвал стоимость квадратного метра в концессионных поликлиниках:

«Сейчас квадратный метр элитного жилья в Новосибирске стоит порядка 180 тысяч рублей. В поликлиниках — 346 тысяч! В инфекционной больнице — 441 тысяча за квадрат. Её строят из сэндвич-панелей. Да в Новосибирской области склады есть лучше!»

Ни копейки собственных средств

Зампред комитета Вадим Агеенко акцентировал внимание на том, что строительство поликлиник ведётся в размере средств, выделенных бюджетом Новосибирской области. Концессионер не вложил ни рубля.

«Меня удивляет, почему этого не увидели в правительстве? Получается, выделили грант, на него и построили. Своих денег инвестор, похоже, не нашёл. Пора заканчивать с такими концессиями. Ладно, начали строить три поликлиники, пусть хотя бы их закончат. А остальные надо строить на бюджетные деньги. Это и дешевле выйдет, и контроль будет совершенно другим», — заметил депутат.

Вице-спикер облпарламента Ирина Диденко отметила, что представители Минэкономразвития уверяли, что поликлиники появятся к концу 2022-го, в крайнем случае, к началу 2023 года.

 
 
 
 
«Где уверенность, что их построят в 2024-м? Это про людей, а не про строительство. Федеральный закон о ГЧП говорит о привлечении средств и создании качественной услуги. Инвестиции есть? Нет! Услуга создана? По моему мнению, это нарушение законодательства. Ровно такая же ситуация по школам. До конца года осталось три месяца. За это время возможно их построить? Год назад мы говорили, что нет, и тем не менее ушли в это соглашение. А там федеральный грант, который мы обязаны вернуть. Это чистый убыток для бюджета Новосибирской области. Поэтому нужно рассмотреть вопрос строительства поликлиник в рамках 44-ФЗ за счёт областных средств. Это будет несколько дешевле», — обозначила позицию Ирина Диденко.

Первый вице-спикер Заксобрания Новосибирской области Андрей Панфёров отметил, что рассуждения о концессиях идут таким образом, будто Новосибирск имеет бюджет Москвы.

«Уроки обсуждения проблем строительства четвёртого моста ни к чему не привели. Как мы будем обсуждать бюджет на 2023 год, если у нас с концессионными соглашениями нет никакой ясности? Как мы будем голосовать за бюджет, когда в нём миллиардная дыра?» — отметил Андрей Панфёров.

По словам председателя комитета Александра Терепы, вопрос отказа от концессионного соглашения по поликлиникам требует детального изучения. Нужно учесть все юридические и финансовые риски. Комитет принял к сведению информацию о сметной стоимости объектов и намерен инициировать проведение повторной экспертизы проектной документации. Правительству в связи со срывом сроков рекомендовано отказаться от механизма ГЧП при строительстве четырёх из семи поликлиник, а также шести школ и предусмотреть возможность возведения объектов за счёт регионального бюджета. Комитет рекомендовал рассмотреть возможность отказаться от подписания допсоглашения о выделении капитального гранта концессионеру в размере 1,580 млрд рублей.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter