om1.ru
Учителей нет и не будет. Бывший педагог о кадровом дефиците в сфере омского образования Расскажу о кадровом дефиците учителей в регионах. В пример приведу родную Омскую область, которая является мощным индустриальным центром России.

Учителей нет и не будет. Бывший педагог о кадровом дефиците в сфере омского образования

Расскажу о кадровом дефиците учителей в регионах. В пример приведу родную Омскую область, которая является мощным индустриальным центром России.

Учителей нет и не будет. Бывший педагог о кадровом дефиците в сфере омского образования
Фото: Om1.ru. Учителей нет и не будет. Омский блогер – о кадровом дефиците в сфере образования
 
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Степан Кошкарёв
блогер

Сам я проработал учителем в школе 6 лет и пока поставил свою преподавательскую деятельность на паузу. Но вопросы образования для меня остаются значимыми, более того, недавно я стал отцом и всё чаще думаю о том, куда пойдёт учиться мой сын, а главное, к кому!

Для начала сухие факты:

В Омской области сегодня работает чуть более 13 600 учителей, из них около 4 тысяч (примерно 30 %) — пенсионного или предпенсионного возраста с учётом повышения планки выхода на пенсию. Доля учителей моложе 35 лет — 20-25 %, при этом профсоюзы отмечают, что у нас очень слабый процент закрепления молодых специалистов после 3-х лет работы. Средняя нагрузка по городу — 2,01 ставки, в регионе этот показатель — 1,8. Из 151 школы города 117 работают в две смены.

По данным омского министерства образования, потребность в педагогических кадрах составляет 1 150 позиций, из них в Омске — 580.

Вроде ничего страшного, но…

…если мы подсчитаем не по количеству поданных ставок от школы, а по реальной нагрузке, то показатель потребности будет значительно выше! Можно смело говорить о нехватке 4-5 тысяч учителей.

 
Среди моих коллег есть, например, учителя русского языка со стажем более 20 лет, которые преподают 50 часов русского языка в неделю, у них есть классное руководство, а их просят взять ещё один класс, потому что больше некому предложить.

Или вот другой пример, в одной очень хорошей школе сегодня открываются 5 первых классов, а их просят открыть 6, но учителей «началки» — всего 2. Сам директор этой школы говорит о том, что через 5-7 лет, если не изменится тенденция, то преподавать вообще будет некому.

При такой нагрузке и потребности в учителях средняя зарплата предлагаемой вакансии в бюджетных учреждениях, по данным сервиса «Зарплата.ру» — 25 000 рублей, примерно такие же показатели и на других сервисах. Реально же учитель при нагрузке 30 часов + классное руководство получает в лучшем случае 30 000 рублей, при средней зарплате в регионе — 42 000 рублей.

Это при учёте, что учитель работает за себя и за того парня. А если будут работать только за себя? То его ждёт ставка 10 000 рублей. Для молодых специалистов (до 3-х лет работы в школе) ставка в регионе увеличена на 100 %, а что делать после 3-х лет?

Ну и какое может быть качество преподавания и мотивация к работе?

Быть учителем — призвание, вряд ли можно поспорить, но сегодня это звучит скорее как издевательство, а не факт, подчеркивающий значимость профессии в общественном устройстве. Поэтому учителя уходят:

  • низкая зарплата;
  • несоответствие награды за ответственность, нагрузку и требования;
  • низкий социальный статус профессии;
  • лучшие условия вне бюджетного образования и вопрос: «А зачем мне это всё надо?».

А дальше мы можем принимать любые программы и вносить изменения в образование, но это не будет иметь смысла, если не будет учителя, который стоит в центре организации образовательного процесса.

Кадровый дефицит приводит к снижению доступа качественного образования, снижает планку качества самих учителей. Бывает, что в школе сегодня работают люди, которые не должны там находиться, потому что не соответствуют высокому званию, но других нет…

Про Год педагога:

2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника. Видимо, государственная политика в сфере образования всё же понимает стратегическую значимость этого направления. Но есть ли реальные предпосылки к тому, что проблемы начнут решать?

 
В основе всего лежит экономика, школа создаёт будущего инженера, учёного, строителя… но только если есть в этом потребность.
Есть ли сегодня в стране массовое создание рабочих мест, которые требуют высокую квалификацию? Строятся ли заводы и предприятия? На мой взгляд, скорее нет…

С высокой трибуны мы слышим, что нужны инженеры и рабочие, но таким специалистам надо где-то работать? И сколько их в реальности требуется? То, что я вижу сейчас на рынке труда, и тот ажиотаж вокруг работников промышленности — это желание сыграть в быструю, закрыть потребность сейчас. Это не планирование развития науки, промышленности и образования.

При этом, по данным сервисов поиска работы, наиболее популярными вакансиями на рынке труда по-прежнему остаются продавец и охранник. Нужно ли заниматься доступностью качественного образования, если вашей экономике это не требуется?

Или вот, сегодня зазывают всех в IT, но это ситуативная история, связанная с отъездом большого количества специалистов из страны и задачей снизить стоимость рабочей силы в этом секторе.

Есть ли публичное признание проблемы со стороны государства?

Я такого не слышал. Чаще рапортуется ситуация успеха, а не проблем. Главный вопрос, который поднимают сегодня чиновники, — строительство новых школы. Вопрос, безусловно, важный, но кто будет работать в этих новых школах?

Есть ли запрос общества?

У профессионального сообщества — скорее да, чем нет. Проблема ясна и о ней говорят.

У общества в целом — скорее нет. Сохраняется потребительское отношение к школе и учителям. «Вы нам сделайте» — один из главных тезисов многих родителей, приводящих детей в школу.

Мероприятия, которые запланированы на Год педагога и наставника, очень аккуратно обходят тему зарплаты, а с учётом отсутствия предпосылок по решению проблемы дефицита кадров мой прогноз пессимистичен.

Самые ценные ресурсы для нас сегодня — время и люди! Очень не хочется их терять просто так.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter