om1.ru
Один день из жизни: чего стоит быть спасателем МЧС Спасение людей на крупных ЧС и спасение котят по доброте душевной — невыдуманные истории пожарных. Чтобы узнать, как и чем живут те, кто, рискуя жизнями, готов прийти на помощь другим, портал Om1.ru побывал в пожарно-спасательной части (ПСЧ) №2.

Один день из жизни: чего стоит быть спасателем МЧС

Спасение людей на крупных ЧС и спасение котят по доброте душевной — невыдуманные истории пожарных. Чтобы узнать, как и чем живут те, кто, рискуя жизнями, готов прийти на помощь другим, портал Om1.ru побывал в пожарно-спасательной части (ПСЧ) №2.
Один день из жизни: [чего стоит быть спасателем МЧС]
30 апреля 2016, 11:40

Каждый из четырех караулов части заступает на дежурство в 8 утра. И первое, с чего начинается день — проверка оборудования.

Максим Янкус, начальник караула:

 — Рабочая смена начинается с этой комнаты — здесь находятся аппараты на сжатом воздухе, которые защищают пожарных от дыма. Поэтому необходимо их проверят и, если они опустошены после выезда на пожар, снова наполнять. Среднее время их действия — 45 минут, за которые надо найти и вывести пострадавших, а также потом выйти самим.

Испытательный стенд «Скат» как раз служит для ежедневной проверки аппаратов, чтобы они были в рабочем состоянии и не подвели. Кроме того, лупой проверяется герметичность баллонов, не появились ли трещины.

Вызовы поступают в диспетчерскую. Нажимая на спрятанный сбоку стола выключатель, диспетчер объявляет тревогу. Тогда личный состав выбегает из учебных, комнат для отдыха, надевает боевую одежду, и через минуту машина уже должна выехать. Для нас спасатели продемонстрировали, как звучит сигнал, предварительно добавив по громкой связи, что тревога учебная. Сирена была нарастающей, немного схожей с сайлентхилловской. Пожарные заверили, что ее слышно на всей обширной территории части, после чего в зависимости от того, что горит и где, выезжают необходимые подразделения и техника.

Карта подконтрольной территории.

Одно из главных мест в пожарной части — гараж боевых машин, ярко-красных гигантов. Некоторые возят по 2,5 тонны воды, а некоторые бывают пяти-, семикубовые. Есть автомобиль, на котором установлен пенообразователь. Он привлекается для тушения горючих веществ, в основном — нефтепродуктов. Так, пена, оставаясь на поверхности, так как она легче бензина или мазута, изолирует подачу кислорода, необходимого для горения.

Здесь же есть машины с трехколенными лестницами на 12 метров, коленчатый подъемник на 50 метров КП-50 с грузоподъемностью в 200 кг. На последнем не везде удобно подъезжать, поэтому машина привлекается, когда необходимы спасательные работы выше третьего этажа дома. А самая высокая лестница — 52 метра — на боевой машине в распоряжении первой пожарной части, которая расположена вблизи «Детского мира».

 — Она платформе «мерса» 90-х годов, но самая живая. Хватает для подъема на самую высокую часть Пушкинской библиотеки, — делится начальник караула.

Пульт оператора КП-50.

То, какую технику из каких подразделений направлять на пожар, какой может потребоваться запас воды, определяет диспетчерский пункт, расположенный на улице Интернациональной, который обрабатывает всю информацию о происшествиях.

После же выезда необходимо в течение 10 минут помыть рукава, поставить машину в расчет, проверить аппараты и быть готовыми к следующему вызову:

 — Раз тушили пожар на 5-й Северной, крыша горела. Только приехали оттуда в часть, начали наполнять водой баки, боевки мокрые насквозь, и нас снова посылают тушить крышу другого дома. Пришлось ехать так, не успели набрать. Для этого по городу есть гидранты, от которых можно заправиться. Бывают такие периоды, что приезжаешь с одного пожара и едешь сразу на другой, с третьего приезжаешь — и опять на пожар. По неофициальной статистике, около 20 часов, не заезжая в часть, работала команда.

На первом этаже части также расположены все основные помещения: учебный класс для теоретических занятий, столовая с чайничками и плитой, комната отдыха с кроватями, где спасатели могут прилечь после объявления отбоя, но должны быть готовыми немедленно встать и ехать на вызов. Поэтому никакого пожарного шеста, как, например, в «Дневнике Бриджит Джонс», здесь нет. Зато в ПСЧ, в отличие от других, есть спортзал, теннисный стол, стадион, что позволяет спасателям заниматься спортом, и полигон для практических учений с башней, психополосой, дымокамерой, на которые съезжаются спасатели и из других частей.

Учебная башня для пожарно-прикладного спорта. Норматив по подъему при помощи лестницы-штурмовки (ручная лестница) — 26 секунд, но мастера могут добраться до верха, оперативно перевешивая штурмовку с одного окна на другое, за 13 секунд. Зачеты сдаются раз в месяц, чтобы никто не терял форму.

В этом строении раз в квартал проходит подготовка газодымозащитников (газодымозащитая служба, ГДЗС). Дымокамера «до краев» наполняется дымом от сжигания горючих материалов, и в нее запускаются спасатели.

 — Топится до такой степени, что, когда заходишь, там вообще ничего не видно. Имитируется горящая квартира или иные помещения. Не каждый человек может зайти в закрытое пространство, сориентироваться, — делится начальник караула. — У меня было один раз подобное. Когда зашел проверить комнату, мне дыхания хватило чтобы дойти до окна, но оно не открывалось, разбить тоже не получилось. Пошел обратно — проволока запуталась на ноге, а дыхания нет уже. И начала подходить паника. Не знаю как, но успокоился, подумал и смог выпутаться. Правда, дыма надышался.

В этом плане крайне важна командная работа. Звено ГДЗС идет по 2–4 человека со стволом (пожарным рукавом), они должны всегда вместе держаться.

Максим Янкус:

— Когда заходят в помещение, пожарные наблюдают друг за другом, если одному плохо становится, то все сразу должны выйти. Связь поддерживается по рации, каждые 10 минут передаются показатели давления по манометру. Со временем начинаешь людей чувствовать, с кем работаешь. Знаешь, кто куда пойдет, как поступит. И указания отдавать не всегда надо: люди понимают, что надо делать, и ты предугадываешь их действия. В этом, наверное, и прелесть командной работы.

Учебный тренажер с имитацией железнодорожной цистерны для отработки аварий. Такие ЧП ликвидируются большим количеством сил и средств.

«Полоса психологической подготовки несильно сложная, — рассказывают бывалые пожарные. — В лотки наливаются горючие вещества и поджигаются. Главное, она служит для того, чтобы узнать, насколько у молодых сотрудников развита смелость. Ничего страшного в принципе нет, на тебе боевая одежда, аппарат, но сам факт прохождения сквозь огонь и дым, с точки зрения психологии, сильно влияет».

Отдельного внимания, конечно, заслуживают истории спасения людей, накопившиеся у пожарных. Хотя сами они считают — это их обычные будни, и потому рассказывают неохотно. 

 — Было, горел павильон. Хороший случай. Выгорело все, половину еще унесли, и неделю еще бомжи лазили, — полусерьезно начал один из сотрудников МЧС. — Как тушили? Стояли, курили, павильон горел. А что рассказывать? У нас все одно и то же каждый день.

 — Ну а из серьезного — Химико-механический колледж тушили, — подключился другой спасатель.

 — Да, шесть человек спасли. Они хотели нам благодарность объявить, а руководство сказало: «Не надо, это их работа».

Начальник караула: «По боевке можно посмотреть, как работает человек: хорошо — грязная боевка, нехорошо — чистая».

 — День на день не приходится. Сегодня тихий, а случается и всякое. Когда Химмех загорелся, обычный спокойный день был, а поехали и, скажем так, попали, — пояснил начальник караула. — Мы подъехали, но было много дома, ничего не видно, я сказал, куда примерно ставить лестницу, и как раз она рядом с девушкой оказалась. Та сидела на подоконнике седьмого этажа и прыгать хотела, ее парень не пускал. Лестница была в полуметре от нее, она боялась перейти, уговаривали, но никак. Пришлось брать на руки и перетаскивать. А парни зашли в помещение, и там лежали без движений пять тел. Спасатели закрыли двери, сорвали шторы с окон, смочив из умывальника, подоткнули щели, проветрили помещение, привели в себя студентов, дав свои аппараты со сжатым воздухом. Спустя несколько лет один из сотрудников еще поступал учиться и встретил там в группе того спасенного студента.

Добавим, крупное ЧП случилось в 2008 году. В самый разгар занятий загорелось кафе, примыкающее к восьмиэтажному колледжу. На тушение были привлечены несколько частей, пожар был повышен до 4 уровня. В итоге из здания эвакуировали более 600 человек, а затем ликвидировали огонь и задымление.

 — Нефтезавод тушили тоже. Цистерна горела, взорвалась. В 2000 году было, — продолжили разговор спасатели.

 — В 2000-м — это на перевалочном бочка взорвалась. 125 тонн. Санитарка скорой помощи сгорела.

О культуре уступать дорогу, когда машина спешит на пожар, спасатели рассказали: «Случалось, и подрезают, и бабушки переходят дорогу, а потом пальцем показывают, мол, что вы на красный свет едете. К счастью, такое нечасто. Сложнее со «скорыми», если полицию, пожарных пропускают, то у врачей намного хуже дела обстоят».

Так, помимо рядовых происшествий случаются и трагические. Поэтому где-то избежать самых печальных последствий помогают опыт и закаленная интуиция.

Максим Янкус:

— Когда в Омск перевелся, в один из первых выездов два ребенка погибли и бабушка. В 2004 году на Северных было. Просто выбраться не смогли, решетка на окне была. А были случаи, когда просто интуиция срабатывала. Тушили дом бревенчатый на улице Декабристов, двое пожарных подавали ствол для тушения в оконный проем. Тут сработало что-то в голове, говорю: «Отойдите отсюда, стена может обрушиться». И только они отошли, минуты не прошло, как бревна рухнули. Вообще, без травм не всегда обходится. Как-то спасатель залез на крышу, защищал соседнее строение от пожара, и провалился. Перелом ноги получил, но потом вернулся на работу.

На вопрос о том, не хотелось ли уйти из пожарных, последовал встречный вопрос: «Как это?» Вместе с тем служба спасателей подразумевает многие ограничения. Как то: выезд за границу запрещен; пока на службе, выезжать за пределы Омского района можно только по согласованию; а в случае ЧС вызываются все. Например, так было при обрушении казармы летом 2015 года:

 — Наша часть не выезжала, но была готова. Весь личный состав, который есть, подняли и держали в готовности.

Такова работа МЧС. Но нашлась у спасателей и история про котенка:

 — На севере еще работал, в Ноябрьске, — вспомнил Янкус. — Был случай, когда приехали, и нас попросили «спасти» котенка с дерева. Закинули кошку (крюк), чтобы подняться. Ну и все, котенка достали, пожарные крюк срывают, и он летит в лобовое стекло автомобиля.

Это не просто хлам, как может показаться, а учебные тренажеры по спасению людей при ДТП. Один автомобиль уже совсем бывалый, а другой, когда его привезли в часть, был даже на ходу.

 

Вообще, в возникновении происшествий многое зависит от самих людей, уверены пожарные. Если человек заботится о себе и близких, то сделает все, чтобы пожара не было. Так, часто воспламеняется старая или неисправная проводка, еще чаще люди допускают ЧП в нетрезвом состоянии или ложатся спать с непотушенной сигаретой.

 — Сколько ни пытаемся объяснять, а все равно каждый год находятся люди, которые засыпают, окурок падает на подушку, и они просто умирают во сне, — сетуют спасатели. — Есть категории граждан, которые не знают о правилах безопасности, но когда им расскажешь, они прислушиваются и делают то, что рекомендуют. А есть те, кто категорически не воспринимает обращения. Они в основном становятся жертвами пожаров или их дома.

 

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter