om1.ru
Роскошь, лед и танки: двухвековая история Юбилейного моста Портал Om1.ru изучил родословную главного городского моста по случаю его возрождения и нашел немало интересных подробностей.

Роскошь, лед и танки: двухвековая история Юбилейного моста

3 октября 2018, 17:02
спецпроект

Роскошь, лед и танки: двухвековая история Юбилейного моста
Портал Om1.ru изучил родословную главного городского моста по случаю его возрождения и нашел немало интересных подробностей.

Сегодня в Омске открыли, наконец, Юбилейный мост. Омичи ждали этого события без малого год, ведь началась масштабная реконструкция 7 октября 2017-го.

Открывали мост очень торжественно, на мероприятии присутствовали мэр города Оксана Фадина, губернатор Александр Бурков и полпред президента в СФО Сергей Меняйло. Прогремел фейерверк.

Казалось бы, что тут праздновать? Ведь это самый простой «мостик», всей красоты — запоминающийся, как будто плетеный, парапет да несколько высоченных «петербургообразных» фонарей.

Юбилейный мост сегодня.

Но есть нюанс! Ведь на самом деле Юбилейный — это живая история омского мостостроения. И он, как своеобразный символ нашего города, вполне заслуживает торжественного открытия.

Даже сегодня в Омске при низкой воде можно увидеть загадочные останки старых мостов.

Как писал в «Омской правде» историк Евгений Евсеев, расположение Юбилейного моста обусловлено исторически сложившейся испокон веков линией перехода из старой Омской крепости в новую. В дальнейшем этот путь определил и формирование улицы Ленина, и застройку исторической части Омска в целом, и направление дороги.

Кстати, пешеходный мост через Омь, о котором сейчас мечтают урбанисты, у нас уже был.

«Родословная» Юбилейного моста, уходящая в глубины XVIII века, отражает историю мостов: сначала деревянных, затем железных, а в наше время — железобетонных. Мосты-предшественники Юбилейного — это своеобразный градообразующий стержень города.

Устье Оми. Примерно 1905–1910 год.

Когда же он возник? Первым на месте современного Юбилейного появился старый деревянный мост, построенный в 1790-м. В 1826 году его перестроили и назвали Ильинским. Главной его проблемой, как и других деревянных мостов, была неустойчивость к ледоходу.

Деревянный Ильинский мост, предшественник железного Парижского. Примерно 1893–1901 год.

В 1903 году на этом же месте построили железный разводной мост, который омичи звали «Французским» или «Парижским». Правда, разводился он не вертикально, как мосты Северной столицы, например, а горизонтально — поворачиваясь вдоль реки.

Фото в тему: Легендарные омские наводнения. Остается радоваться, что сам Любинский не унесло вслед за мостом.

Он считается долгожителем среди омских мостов, так как прослужил целых 62 года (теперь-то у Юбилейного есть все шансы побить его рекорд!). История с Парижским мостом хороша тем, что, по одной версии, тогдашний городской голова Н.П. Остапенко впечатлился им на Всемирной выставке в Париже, с которой к нам и привезли мост. Есть также «городская легенда», что его звали «золотым», потому что Остапенко заплатил за него золотом по весу.

Правда в данном случае, в том, что мост был действительно слишком дорогим для Омска, особенно из-за того, что его сделали разводным. И это очень запомнилось современникам.

Парижский мост во всей красе

По другой версии, строили и проектировали его все же в России. Правда, единого мнения о том, кто именно, нет.

Имеется и третья, усредненная версия. Остапенко «подсмотрел» в Париже идею моста, а собрали его в Омске — то ли омские инженеры, то ли российские, то ли французские — разные источники выдвигают разные теории.

1918 год. У железного моста-долгожителя фотографий много!

Кто бы это ни был на самом деле, собрали железный мост в Омске довольно плохо, из-за чего с ним постоянно случались какие-нибудь приключения.

Последние годы жизни Парижского моста, примерно 1962–1965 гг. Обратите внимание на деревянные волнорезы, защищающие опоры моста от разрушения льдом.

Он регулярно ломался из-за наводнений, а после того как по нему провезли огромный котел весом в 21 тонну, разводную часть заклинило. Возникли проблемы с проходом кораблей по Омке.

Окончательно разводная часть сломалась в 1943 году, когда из-за Великой Отечественной войны в Омске возросли транспортные потоки к эвакуированным предприятиям и нагрузка на мост в разы увеличилась. А судоходство на Оми встало окончательно.

Железный мост. Омичи пишут, что в юности переходили мост по фермам внизу — когда его перекрывали, например, для демонстраций.

В 1936 году рядом с Парижским мостом построили Трамвайный мост — и теперь они страдали от весенних катаклизмов вдвоем.

Вот Трамвайный мост еще стоит…

 

…А вот уже нет. В 1947 году Трамвайный мост рухнул под напором льда. Фото: Семейный архив Олега Пирогова.

Омка разбушевалась и снесла мост.

Чтобы мост не уносило ледоходом, лед регулярно взрывали, а саму конструкцию держали стальными тросами. В 1960-е годы, когда угроза разрушения была сильнее всего, по весне мост держали не только тросы, но и танки.

Собственно, танки

Наконец, в 1966 году «старичка» отправили на покой. Разобрали. А на его месте построили, наконец, нашего современника — Юбилейный мост.

1966 год. Укрепление берега Оми перед постройкой Юбилейного моста.

Судя по всему, проектировщикам поставили сверхзадачу — больше никаких опор, ферм и волнорезов, которых сносит по весне!

1966–1967 гг. Понтонный мост, возведенный на время, когда Железный мост уже снесли, а Юбилейный еще не построили. Как пишут очевидцы, мост был очень низкий и «качался под ногами». Автор: Фрумгарц М.И.

И они с задачей справились — Юбилейный мост получился необычным и практически не имеет аналогов в нашей стране: две консоли с опорой на берега, внутри которых высокопрочная арматура, и железобетонная средняя часть, буквально парящая в воздухе между ними.

Ноябрь 1967 года — первое открытие Юбилейного моста.

Что мы знаем о Юбилейном еще? Он так называется в честь 50-летия Октябрьской революции. В Сети есть еще одна «городская легенда», мол, где-то там, под мостом — вход в некие подземные пещеры, правда, про них никто ничего не знает. Другое направление «мостовой мифологии» — это предсказания о том, что он все-таки рухнет.

Юбилейный мост с иллюминацией, 1972 год

Причем предсказывали это не только пользователи соцсетей, но и такие именитые специалисты, как экс-глава «Мостовика» Олег Шишов. Который в 2016 году писал в «Фейсбуке», что есть «очень большая постоянно нарастающая опасность, которая ведет к катастрофе». И крайне одиозно выглядит предсказание «казахстанской Ванги» — ясновидящей Веры Лион, которая предупреждала городские власти об «обрушении части моста в самом Омске».

Юбилейный до реконструкции, наши дни

Теперь мост обновили, и строители уверяют горожан, что бояться нечего.

При испытаниях, когда на мост вывели дюжину груженых КамАЗов, проверяющие ощутили волны вибрации. Но гендиректор фирмы-подрядчика «МостРемСтрой» Михаил Быков заявил, что это совершенно нормально.

Юбилейный мост сегодня, 3 октября 2018 год

 — Это живой организм, он и должен вибрировать. Если бы он был статичный и неподвижный, он бы сломался, — заверил подрядчик.

Так или иначе страшный «год без моста» закончился. Юбилейный официально открыт и вновь свяжет между собой северную и южную части центра города, а также главные пешеходные пространства Омска — Любинский, Валиханова и вторую часть улицы Ленина.

Юбилейный мост сегодня. Часть 2: Вечер.

За фото в проекте благодарим сообщество "Старый Омск" на ok.ru и другие онлайн-архивы. За ценные сведения - портал http://omsk.media и nashomsk55.ru, а также http://lib.omsk.ru и Ольгу Кортунову
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
avivan1937 8 января 2019 | 18:51
Да я проживая в студентческом общежитии СибАДИ в 1959 г возле Омки у нового деревянного моста построенного сол датами зимой и берегущего его в конце апреля от ледохода Омки и еще не вскрывшегося льда на Иртыше.Солдаты дкеь и ночь взрывали лед на Омке,чтобы он не повредил железный мост. 1 Мая 1959 года я шагая в рядах демонстрантов к улице Ленина видел как Железный мост держали тросами танка Т-34 с обеих сторон. Наше общежитие на Омке затопило до 3 этажа куда руководство СибАДИ организовало вход по деревянным мосткам и поставило дежурного педагога.И один наш студент напившись по канонам студентов автодорожников пройдя с высокого шоссе по мосткам на 3 этаж общаги пошел по лестнице к себе в комнату на 1 этаж и плавно погрузился в воду,хорошо дежурный педагог вытащил его из воды.
Гость 19 марта 2019 | 19:04
Спасибо, очень интересно!
Показать все комментарии (еще 0)