Омск
Заразились
35299 +229
Выздоровели
22257 +240
Умерли
1032 +9
Россия
Заразились
3655839 +21887
Выздоровели
3054218 +26902
Умерли
67832 +612
om1.ru
Омский недо/строй. Можно ли спастись от недобросовестных подрядчиков? Омск уже не удивить тем, что нерадивые подрядчики срывают сроки сдачи объектов. Горожане и даже чиновники привыкли и к некачественной работе: плитку приходится перекладывать, асфальт – перестилать.

Омский недо/строй. Можно ли спастись от недобросовестных подрядчиков?

Омский недо/строй. Можно ли спастись от недобросовестных подрядчиков?
Фото: Om1.ru. Ремонт. Дорога
Омск уже не удивить тем, что нерадивые подрядчики срывают сроки сдачи объектов. Горожане и даже чиновники привыкли и к некачественной работе: плитку приходится перекладывать, асфальт – перестилать.

Каждый год в СМИ появляются десятки материалов на эту тему:

  • «Недобросовестные подрядчики портят репутацию крупным инвесторам»
  • «Недобросовестные подрядчики капремонта массово довели объекты до «инвалидности»
  • «Заев устроил разнос подрядчикам за плохой ремонт дорог в Омске»

И ещё куча подобных заголовков. Интернет завален хроникой неудачных омских ремонтов и реконструкций. И каждый год ситуация повторяется: не сдали в срок, не прошли контроль качества, заплатили штраф.

«Галёрка» и «Эрмитаж»

Александру Буркову в наследство от предшественников достались неприятные долгострои, которые сильно били по имиджу власти. Притча во языцех – омское метро, гидроузел; обещанные к трёхсотлетию «Галёрка» и «Эрмитаж-Сибирь».

Но если метро и гидроузел – это проблемы сверхкрупного масштаба, на простаивание которых повлияли распад СССР, смена экономического курса, общественный дискурс и ситуация с экологией, то срыв сроков по «Галёрке» и «Эрмитажу» – вина как раз таки подрядчиков.

Эти два объекта прежние омские власти обещали сдать к трёхсотлетию города. Но обещания не сдержали, поэтому радость от крупного юбилея города у омичей мешалась с недоумением и всё понимающим смирением.

Лишь когда нынешний губернатор Александр Бурков взял оба долгостроя под личный контроль, дело сдвинулось с мёртвой точки. «Галёрку» сдали в 2018 году, «Эрмитаж-Сибирь» год спустя.

Работают только через суд

В 2019 году омской власти пришлось судиться с недобросовестными строителями. Оказалось, что новые дороги, проложенные в 2016-2017 годах в рамках программы «Безопасные и качественные дороги», требуют переделок. Проблемных объектов насчиталось 90 штук. Но подрядчики не торопился исправлять недочёты, выявленные при проверке. Справедливости пришлось добиваться через суд, который удовлетворил иски властей и обязал подрядчиков провести работу над ошибками.

Конечно, в такой ситуации уже никто и не думал о соблюдении сроков, которые изначально ставились. Дороги сдали с месячными опозданиями.

Прошлый год отметился ещё и небывалой наглостью подрядчиков, которые не удосужились сделать качественные дороги даже напротив администрации города, что сразу же заметили чиновники во время проверки.

 
Министр строительства и дорожного хозяйства тогда устроил настоящий разнос подрядчику, который занимался ремонтом улицы Гагарина – её сдали в начале августа 2019 года: оказалось, что подрядчик ООО «СибДОР» не установил в некоторых местах новые ограждения, а лишь покрасил старые (притом, краска за месяц успела слезть); плитка на тротуарах неровная, бордюры как после обстрела. В итоге на улице Гагарина под окнами администрации насчитали 20 нарушений.

Ободрать - ободрали

Увы, проблемы с подрядчиками не остались в прошлом году, а перекочевали в нынешний. Так, в Центральном округе ООО «Градстрой» ещё в начале октября должен был закончить ремонт придомовых дворов. Стоимость контракта – 9,3 млн рублей. Однако работы выполнены лишь чуть больше чем на половину. 

А в Ленинском округе в этом году подрядчики пытались провести капремонт.


Девять многоэтажек были в ведении уральской компании ООО «Гром Екатеринбург», чьи специалисты, выяснилось, ничего не смыслят в сметной документации, да и специалистами их было назвать сложно. Когда дело дошло до банковской гарантии, которая необходима в случае авансовых платежей, то оказалось, что у «Гром Екатеринбург» ужасная кредитная история. А потом компания и вовсе пыталась подделать банковскую гарантию, потеряв надежду на получение настоящей.

В итоге жильцы назвали деятельность подрядчика из Екатеринбурга вандализмом. Один дом ободрать - ободрали, а ремонт не закончили. Жильцы остались с изуродованным фасадом и голыми стенами, которые не защищают от холода. Другой дом покрасили вместе с окнами. А с фасада третьего остался свисать оголённый электрический кабель. С четвёртого сняли водосточную систему и не вернули на место – трубы благополучно исчезли, а появились уродливые подтёки.

 
Причин у такого ужаса несколько. Во-первых, частенько торги выигрывают компании-однодневки, которые совершенно не подготовлены к масштабным строительным работам: нет ни техники, ни квалифицированных рабочих. Как выигрывают? – Очень просто: достаточно предложить наименьшую сумму контракта. Во-вторых, длительные простои могут объясняться перебоями с выплатой авансов подрядчику.

В поисках решения

Власти города пытаются найти способ повлиять на подрядчиков. Подумывали уже о предварительных отборах стройкомпаний. Но это нелегитимно. Нынешнее законодательство строго следит за наличием конкуренции в сфере торгов. По ФЗ-44, подрядчику нужно лишь собрать необходимый пакет документов и предложить наиболее выгодную сумму – и контракт у него в кармане. Такая практика как раз таки и приводит к неприятным последствиям: срыв сроков, дефекты на объектах, суды, взыскания, штрафы.

Эта сумбурная волокита бьёт по всему: по имиджу власти, по облику города, по настроению горожан, которым явно нерадостно наблюдать облезлые фасады, треснутый асфальт, крошащуюся плитку.

Безответственный подрядчик в погоне за заветным контрактом не рассчитывает свои силы и масштаб предстоящей работы, которую рано или поздно нужно будет сдавать.


Наконец власти, как им показалось, нашли выход – укрупнять лоты. Например, в этом году 20 дорог, которые требуют ремонта, поместили в шесть лотов. Таким образом, справиться с подобным заказом сможет только крупный подрядчик, у которого есть собственное производство и штат сотрудников.

Но, увы, не сработал и этот план. Так, компания «АртРемСтрой» занималась ремонтом дороги на Октябрьском мосту и на улице Орджоникидзе. Контракты нельзя назвать маленькими – в сумме около 424 млн рублей. Улицу Орджоникидзе сдали в срок. А вот с мостом были проблемы: трижды на нём перестилали асфальт. Объект не сдали вовремя, за что компания поплатилась штрафом в полмиллиона.

Кстати, «АртРемСтрой» уже не в первый раз переоценивает свои силы, набирая огромные контракты. Годом ранее эта компания также не успела в срок сдать объект – улицу 10 лет Октября. Тогда «АртРемСтрой» набрал контрактов на 400 млн.

С одной стороны мелкие организации, которые то появляются, то исчезают; с другой – крупные компании с большим опытом. И те, и другие не могут гарантировать работу без дефектов. Что же делать? 

Сейчас в Омске решили ввести дополнительные критерии в тендерах, чтобы исключить участие недобросовестных подрядчиков. Впредь торги будут осуществляться не путём аукционов, а через конкурс. Подрядчики-претенденты должны будут соответствовать нескольким критериям.

  • Во-первых, у компании-подрядчика должны быть финансовые и материальные ресурсы, а также оборудование и опыт работы с предметом контракта.
  • Во-вторых, у работников компании должен быть определённый уровень квалификации; в штате обязательны сотрудники инженерно-строительных специальностей;
  • В-третьих, компания-подрядчик не должна фигурировать в судебных делах, связанных с неисполнением договорных обязательств.

«Мы применяем эти дополнительные «фильтры» для участников конкурса, чтобы исключить участие в торгах недобросовестных подрядчиков, которые выигрывают аукционы, значительно демпингуя в цене. Такие подрядчики, на деле не располагая достаточными финансовыми и людскими ресурсами, не могут выполнить взятые на себя контрактные обязательства», – отмечают в департаменте городского хозяйства.

Так, на электронной площадке РТС-тендер объявлены восемь лотов на благоустройство омских улиц в 2021 году в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Стартовая цена всех лотов 207 млн рублей. Подрядчиков на эти объекты будут искать с помощью уже новой системы отбора. Заявки от компаний на конкурс принимают до 22 декабря.

В будущем станет ясно, оправдается ли новая система отбора подрядчиков или нет.
 

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)