om1.ru
В «Галёрке» играют в опасные игры Омский театр «Галёрка» традиционно в конце сезона выпускает премьеру. В этот раз – даже две, комедии «Провинциалка» Ивана Тургенева и «Игра со смертью» Аркадия Аверченко. Om1.ru побывал на показе второй из них и делится впечатлениями.

В «Галёрке» играют в опасные игры

21 июля 2017, 17:53

В «Галёрке» играют в опасные игры
Фото: предоставлено театром «Галёрка»
Омский театр «Галёрка» традиционно в конце сезона выпускает премьеру. В этот раз – даже две, комедии «Провинциалка» Ивана Тургенева и «Игра со смертью» Аркадия Аверченко. Om1.ru побывал на показе второй из них и делится впечатлениями.

Пьеса Аверченко, к слову, ставилась в России только один раз — в 1920 году в севастопольском театре «Ренессанс».

В центре сюжета — хитроумное «казанцевское дело», которое затевает прожектёр Андрей Талдыкин (играет его Артём Савинов, постоянно загорающийся «гениальными» идеями о том, как заработать кучу денег почти на ровном месте). По темпераменту герой похож на другого персонажа Артёма Савинова — Расплюева из прошлогодней премьеры «Свадьба Кречинского», он такой же беспокойный и неугомонный. Писатель Иван Казанцев (Дмитрий Цепкин) приходит к нему в гости и вдруг объясняет, что болен чахоткой и умрет максимум через три месяца.

С самого начала артист убедительно изображает, как говорится, измученного нарзаном. Сложив «один плюс один» — буквально до этого визита страховой агент Пётр Глыбович (Сергей Климов) настойчиво предлагал Андрею Андреевичу застраховать жизнь — Талдыкин решает застраховать писателя на 100 тысяч и и затем половину денег отдать его матери, а половину — взять себе.

Цитата:

— Да вы не знаете людей! Если он мне сразу по морде не дал, значит, с ним можно разговаривать.

Застраховать и договориться с проверяющим обычно здоровье клиентов врачом удаётся, но…. затем кое-что идёт не так. Здоровье Казанцева не ухудшается и смерть вдруг не наступает. Хитрая афера буксует, а платить большие взносы по полису надо. Выкрутится ли из подобной петли Талдыкин? Спасёт ли его уловный «бог из машины», как в древнегреческих комедиях? Это можно узнать, посмотрев спектакль… Чёрный юмор, обыгрывающий корыстолюбие и прожектёрство, поклонение «золотому тельцу» — пожалуй, ключевые мотивы спектакля.

Параллельно, оправдывая определение пьесы, — «комедия коварства и любви» — развивается любовная линия Казанцева и племянницы Талдыкина Зои (Екатерина Латыпова). Начавшись в насмешливом и язвительном ключе, она в той же манере и развивается — с обращениями «землячок» и «касатка». Почему-то при этом вспоминается непринуждённые типажи российского киноактёра Евгения Цыганова…

В спектакле много актёрских удач помимо образа Талдыкина. Работа Дмитрия Цапкина — это картина преображения несчастного человека в уверенного в себе барина и щедрого спонсора, ухаживающего за любимой девушкой, так сказать, по-американски. Бесподобна в своём комизме сцена «дуэли» страховых агентов — Ноткина (Александр Андрианов) и уже названного Глыбовича. Ну и Зоя — она убедительно сыграна как девушка весьма холодная, но очень правильная и порядочная.

Худрук «Галёрки» и постановщик спектакля Владимир Витько немного пояснил свой творческий замысел так:

 
 
 
 — Я вроде бы случайно вышел на эту пьесу, но потом понял, что ничего случайного не бывает. И когда прочитал, понял, что её надо ставить. Потому что Аверченко — очень острый комик, поднимает вопросы и философского порядка, человеческого бытия, добра, зла, человеческих слабостях… Иногда мы сами, увлекаясь какими-то вещами, забываем о тормозах, идём на компромисс в своих слабостях с правилами, которые не надо бы переступать. А человек легкомысленно их переступит и потом расплачивается за это. Хотя надо понимать, что есть красная черта, которую не надо переступать. А здесь даже не шутка со смертью, а денежный договор, связанный с ней. Казалось бы — ну какая разница, ну умрёт же всё равно? И тем не менее.
Я согласен, главный авантюрист тут — Талдыкин. Но, понимаете, он увлекающийся человек и уже потом, во втором акте он начинает понимать всю глубину падения. Так он успокаивается и… просто понимает, сколько бы он ни потерял на этом деле, пора остановиться. И как только он останавливается, тут и приходит счастье.
Владимир Витько, художественный руководитель театра «Галёрка»


Новый сезон театр теперь откроет 22 сентября.

Кирилл Янчицкий

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)