om1.ru
Рецензия на фильм «Салют-7»: Подвиг вне расписания В киноцентре «Вавилон» состоялся предпремьерный показ российского фильма о подвиге российских космонавтов, который выходит в прокат с 12 октября.

Рецензия на фильм «Салют-7»: Подвиг вне расписания

В киноцентре «Вавилон» состоялся предпремьерный показ российского фильма о подвиге российских космонавтов, который выходит в прокат с 12 октября.
9 октября 2017, 17:30
рецензия

На этот раз показ был дополнен коротким документальным сюжетом студии Роскосмоса о подлинной истории со станцией «Салют-7», а также общением с участником отряда космонавтов в 70–80-х годах и затем сотрудником Центра управления полётами Юрием Исауловым. Он является живым очевидцем описанных в фильме событий.

Юрий Исаулов, сотрудник Центра управления полётами:

— Володя Джанибеков был одним из лучших космонавтов у нас в отряде. Он упорный, настойчивый, пунктуальный, немного замкнутый человек. Его характер диктует ему скрупулёзный подход к людям, своему делу. Он пока не докопается до всех тонкостей — не остановится. По знаниям он и Юра Маненко отличались от всех нас в самую лучшую сторону. Юра от природы одарён очень многими качествами, а Володя выделяется терпением и усидчивостью. Это подтверждали и его полёты. И то, что его выбрали для этой программы, когда стоял вопрос не о самих космонавтах, а о престиже нашей страны.

Дополнила представление фильма и народный учитель СССР Лидия Кичигина, рассказав и пригласив всех в музей космонавтики, который она создала уже давно в омской школе № 55, и в целом о связях Омска с космической тематикой.

Сам фильм режиссёра Клима Шипенко (это явно самая масштабная его работа и раньше он вообще занимался фильмами совершенно другого плана) получился большим и в самом хорошем смысле пафосным полотном с рельефными характерами героев, настоящим зрелищем, даром что довольно большая часть действия происходит в весьма замкнутом пространстве — собственно на космической станции.

Не совсем понятно лишь одно — почему космонавтам дали вымышленные фамилии, не совпадающие с реальными участниками события. Хотя и не изменили при этом имена. Джанибеков тут стал Фёдоровым (Владимир Вдовиченков), Савиных — Алёхиным (Павел Деревянко), Светлана Савицкая — Лазаревой (Оксана Фандера). И за это — «минус».

Некоторой «клюквой» казалось предположение властей о том, что вышедшую из строя станцию могли похитить с помощью своего корабля «Челленджер» американцы. Но тот же Юрий Исаулов подтверждает — такая опасность действительно вполне предполагалась. И в реальности всё так и было на грани успеха и провала. А то, что режиссёр передал это в фильме, заставляет по-настоящему сопереживать персонажам Вдовиченкова и Деревянко, даже заранее зная, что окончилось всё благополучно.

К слову об исполнителях главных ролей. Вдовиченков в полной мере не тащит за собой багаж своих криминальных ролей в «Бумере» и «Бригаде», по которым он больше всего известен зрителям до сих пор. У него тут совершенно самостоятельный герой с сильным характером, немного ироничный и настоящий профессионал своего дела — стыковку корабля и станции он проводит со второй попытки там, где все остальные космонавты на тренажёрах неизменно (!) терпели фиаско. Павел Деревянко же, играющий инженера, хотя и несёт привычные ему комические нотки, по большому счёту также выдал серьёзную и масштабную работу. В итоге у актёров получается настоящая «химия», в задуманном месте — убедительный конфликт персонажей, а в целом — успешная работа в команде.

По-своему интересны и работы Александра Самойленко, Марии Мироновой, Александра Ратникова. С небольшими ролями холодных чиновников успешно справились Валерий Хаев и Игорь Угольников, в последние годы редко появляющийся на экране.

В отдельных моментах операторская работа проделана так, что зритель видит космос от первого лица — глазами космонавта. Находка очень интересная. А вот для съёмок «невесомости» использовались не компьютерные технологии, а реальные декорации и уникальный метод движения для актёров и каскадёров.

Отдельным добрым словом надо отметить работу четырёх (!) композиторов — Ивана Бурляева, Дмитрия Носкова, Святослава Курашова и Влада Жукова. Их музыка в полной мере создаёт атмосферу космоса — то тягуче, то пугающе и тревожно, то просто уводит в релаксацию. Какие-то мелодии тут прямо хоть бери и крути на радио — готовые хиты, хоть и совершенно неформатные. Ну а из музыки прошлого здесь звучат «Земляне», Алла Пугачёва, а на титрах — «Я, конечно, вернусь» Высоцкого.

Можно ли считать «Салют-7» нашим ответом, например, нашумевшей голливудской «Гравитации»? Может быть. Хотя, конечно, понятно, что и задачи такой не ставилось, а ставилось — рассказать собственную историю о реальных собственных героях с родным колоритом. Когда персонажи и водку пьют (в космосе-то!), и курят, и ругаются — словом, не рафинированные супермены (но подвиг способны). И это удалось в полной мере. Фильм получился и вдохновляющим, и патриотическим, и заставляющим задуматься.

Цитата

 — На Земле же вроде «сухой закон»?

 — Так то на Земле…

Оценка: 9 из 10.

Смотрите в киноцентре «Вавилон» с 12 октября.

Кстати

В реальности после устранённого в 1985 году ЧП станция «Салют-7» «прожила» на орбите ещё шесть лет, затем всё же выйдя из строя из-за усилившейся в 1991 году солнечной активности. Не сгоревшие в атмосфере обломки упали в основном в малонаселённых районах Южной Америки.

Кирилл Янчицкий

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter