Критик Олег Лоевский: Есть штамп, что театр существует, чтобы глумиться и издеваться над классикой

2 марта 2018, 13:16

Критик Олег Лоевский: Есть штамп, что театр существует, чтобы глумиться и издеваться над классикой
Фото: rzn-tdm.ru
В омском Пятом театре объявили о начале нового проекта — серии эскизных показов «Молодые — молодым».

В них на сцене воплотят шедевры русской и мировой литературы и драматургии, включенных в школьную программу, спектр которых необычайно широк: от Ломоносова до Довлатова, от Шиллера до Джека Лондона…

Современный подход к классике в новом проекте будет осуществляться с двух точек зрения. Во-первых, это участие молодых режиссеров, зарекомендовавших себя в качестве новаторов в современном театре, которые готовы предложить публике не архаичное прочтение известных произведений, а новый взгляд, переложение на современный язык. Каждый эскиз предстоящей лаборатории — это попытка найти сегодняшнюю проблематику в вечных произведениях. Во-вторых, предполагается, что с классическими текстами будут работать молодые драматурги, которые создадут ряд инсценировок, соответствующих заявкам и замыслам режиссеров. Режиссёрам будет предоставлен выбор — обратиться за инсценировкой к драматургу или самостоятельно создать сценическую версию произведения.

Сегодня есть некоторые камлания вокруг темы классики. Позавчера я был с экспертным советом фестиваля «Сибирский транзит», мы сдавали его афишу. И на пресс-конференции встаёт девушка и спрашивает: «А в афише фестиваля будут неоднозначные спектакли? Будет глумление над классикой?» Понимаете, есть такой телевизионный штамп, что театр существует для того, чтобы глумиться, издеваться, портить классику, а не вступать с ней в диалог.

И этот диалог крайне необходим. Потому что действительно классические произведения — огромный источник мудрости, бесконечных и неожиданных открытий, причём именно в свете сегодняшнего времени. Потому что театр — это про время. Единственное, чем он занимается — это время. Только эта категория его волнует, это всё средства. И режиссёр — средство, и артист — средство, и драматургия. Для того, чтобы понять, в каком времени мы живём, и сделать всё, чтобы мы в этом времени ну хоть что-то понимали. Напомнить человеку, что жизнь сложна. Что может быть лучше классики, которая действительно вмещает в себя очень многие сложности, но по-другому прочитанные, потому что время меняет какие-то акценты, и это всё иллюзии, что можно поставить как написано. Мы уже не можем поймать то, как написано, у нас уже нет тех знаний, ассоциаций, того контекста, который был у Чехова, Островского, Шекспира, кого угодно… Мы совершенно по-своему прочитываем, а если пытаемся делать иллюстративный текст, надеть на всех длинные платья и заставить медленно говорить и томно вздыхать, то это будет музейный театр, который является частью какого-то… культурного проведения времени, когда артисты скучают на сцене, а зрители скучают в зале», — рассказал накануне на пресс-конференции театральный критик, член жюри фестиваля «Золотая маска», основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», художественный руководитель многочисленных режиссерских лабораторий и давний друг Пятого театра Олег Лоевский.

Олег Лоевский

Авторы проекта хотят восстановить классику как живую вещь и второе — молодые для молодых. Молодые зрители хотят видеть себя (или узнавать себя) на сцене, как и свои проблемы, свой возраст, например, «Вишнёвый сад» — история не совсем для молодых. Просто надо поймать время и как-то его трансформировать.

«Мой любимый пример — это «Три сестры», одна из первых фраз оттуда — «Отец умер всего год назад, а ты уже в белом платье». Для нас год траура — это немыслимо, мы уже по-другому существуем, в других взаимоотношениях со смертью, а пьеса написана всего 100 лет назад. И то, что она в белом платье, становится событием. Нарушила какой-то закон!

Спектакль «Три сестры»

Пьесы 60-х годов XX века — это всего было 60 лет назад, ну 65… «Утиная охота» — Зилов не едет на похороны отца, это событие, это ужасно, он монстр. Как можно не поехать на похороны отца? Нарушение табу и общественных норм. Сегодня пьеса «Тихий шорох уходящих шагов» — там героиня не приезжает на похороны отца, она вообще живёт в Канаде, отец умер в Белоруссии, билет дорогой, она послала телеграмму, написала СМС… Меняется отношение ко многим вещам. Сами вещи не исчезают, а отношение меняется. И в этом и есть суть времени.

Пьеса «Тихий шорох уходящих шагов»

Пытаясь обратиться к молодым режиссёрам, мы говорим, что пускай они работают с классикой как с современной пьесой. Как с тем, что волнует нас. А не является какими-то представлениями об истории взаимоотношений в другие времена.

Поэтому проект обращён к молодёжи и людям, которые размышляют о времени, о смысле, о жизни, а не просто существуют в вялотекущем процессе.

Очень много мозговых штампов. «Поставьте нам Чехова, как написано. Ну мы бы поставили. Он бы пришёл и уснул через пять минут. Зачем? Кому это нужно?»

Появляются ребята, которые совершенно по-другому смотрят на привычную драматургию и сценическую реальность, и вот мы решили собрать таких ребят. Среди них — вот Антон Маликов, который работает и в России, и за границей. В том числе не современную драматургию, но с современным прочтением. Потому что классика — это всегда какие-то огромные объёмы осмысления жизни.

Спектакль «Горе от ума»

А дальше у нас есть список режиссёров, их семь человек, они совсем разные, разных школ, с разным опытом, но единственное, что их объединяет — они грызут всё, включая железо. И то, что у них есть желание вступить в серьёзный диалог с собеседником. Потому что без собеседничества классика тоже бессмысленна», — добавил Лоевский.

Озвучим: показ «Горя от ума» будет делать Евгения Беркович. Алексей Забегин возьмётся за «Оливера Твиста», звезда современного театра, лауреат «Золотой маски» Дмитрий Волкострелов, который сам сочиняет свои спектакли — либо за «Таблицы Брадиса», либо за «Евгения Онегина» — точно ещё неизвестно. Дмитрий Зимин поставит «Над пропастью во ржи», а Елена Невежина выбирает между «Старшим сыном» Вампилова и «Женитьбой» Гоголя. Кроме того Надия Кубалат из Иордании, которая учится на курсе у известного режиссёра Сергея Женовача, подготовит «Дуэль» Чехова.

Никита Гриншпун

Как подчеркнул худрук театра Никита Гриншпун, важное условие проекта — «пристегнуть» драматурга к режиссёру. То есть если режиссёру вдруг для работы с иногда архаичным текстом понадобится другой — современный — драматург, то театр идёт навстречу, приглашает драматурга и вместе они адаптируют материал к сегодняшнему дню.

Первый же показ проекта — «Гроза» Островского — подготовил Антон Маликов из Питера. Он пройдёт сегодня, 2 февраля, в 15:00 на камерной сцене.

Напомним, ранее — с прошлого сезона по текущий — в Пятом театре прошёл проект эскизных показов работ молодых российских режиссёров «Режиссура без цензуры». В его программе в том числе прошли показы пьес «Шутники» Островского, «Пьяные» Вырыпаева, «ShЛЮxИ — He oGoHЬ» Шергина и «Неодушевлённая Галина № 2» Колосова. И кроме «Шутников» все эти произведения далее были выпущены на сцене уже как полноценные спектакли. Почему-то при том, что зрительское голосование было очень благосклонно и к «Шутникам» — голоса «против» них не было подано ни одного.

Кирилл Янчицкий

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)

Смотрите также