Что такое русский стиль: в Омске показали этническую моду, которая может быть актуальной

26 марта 2018, 10:20
репортаж

Что такое русский стиль: в Омске показали этническую моду, которая может быть актуальной
Фото: Екатерина Чаплинская
Национальный костюм представили в его подлинном старинном виде и в современных дизайнерских интерпретациях.

В парке «Россия — моя история» прошел перформанс «ЭтноМодно», ставший завершающим событием форума «Академия русской культуры». Национальный костюм, о котором до этого говорили на лекциях и дискуссионных площадках, вышел к зрителю в формате театрализованного дефиле.

На показе переплетались этнографические мотивы и современные интерпретации традиционной одежды. Он был разделен на две части: дефиле крестьянских костюмов 19 века из коллекции Андрея Боровского — образцы подлинной русской старинной культуры — и презентация бренда Varvara Zenina, автор которого создает актуальную одежду с этническим характером.

Перед началом зрителям показали дизайнерские платки с омского конкурса «Образы покрова», который проходил в рамках Арт-резиденции.

Первая часть представляла собой перформанс с показом настоящей крестьянской одежды, привезенной в Омск известным собирателем Андреем Боровским. Правда, те образцы, что были на подиуме, — все же тщательная реконструкция: оригиналы слишком хрупки и хранятся практически в музейных условиях. Восстанавливали их современные мастера в старинной технике, вручную и из аутентичных материалов.

Я себя коллекционером не позиционирую, в лучшем случае собирателем. Мне интересен сам процесс — исследовать, находить. У меня небольшое собрание, в котором находится то, что нужно для работы, или настолько прекрасные комплексы, с которыми просто невозможно расстаться. Говорить, сколько времени ушло на сбор, тяжело. Плотная работа с русским народным костюмом — это последние 20 лет. А временные рамки коллекции не такие уж большие — всего лишь 100 лет назад носились эти костюмы. Это то время, которое еще реально застать в предметах.
Андрей Боровский

Перформанс раскрывал костюмы в хронологической последовательности жизни русской женщины: от детства до замужества и последующей супружеской жизни.

Самая юная модель показала платье своей ровесницы начала 20 века из Вологодской губернии. Это большая редкость для коллекционеров, потому что детские костюмы, как правило, не сохранялись.

Следующий этап — девичество. Красный цвет в одежде — это сигнал того, что девушка на выданье. Особой гордостью крестьянок была покупная яркая ткань — деревенские женщины того времени тоже гнались за городской модой.

Центральным стал наряд невесты Мезенского края — самый парадный костюм девушки накануне свадьбы. «В таком виде невеста представала в момент смотрин, когда окончательно решалось, кто будет избранником и скажет ли она ему «да». А другого варианта тогда для девушки не было», — отметил Боровский.

Каждый костюм — это энциклопедия, которую просто нужно уметь читать. Я приверженец подхода, когда исследуется не выкройка, не внешняя красота и богатство декора, а взгляд изнутри. Что человек думал и ощущал, кода надевал его. Традиционный костюм действительно помогает понять, что думали наши предки.
Андрей Боровский

Наряд состоит из венца, украшенного речным жемчугом, тяжелых украшений из перламутрового зерна, парчового сарафана и легкой шелковой фаты.

Следующая стадия — крестьянка превращается из девушки в женщину и становится молодухой — время от замужества до рождения первого ребенка.

«Это некий компромисс между подражанием городской моде и проверенными кроями народной одежды. Эта молодуха не ошиблась в выборе суженого. Она попала в богатую семью и любящие руки своего мужа. Он не жалеет для нее ни модных новинок, ни тафты, ни богатую шаль», — комментировал коллекционер.

Подруги невесты — гостьи из южно-русских губерний, одетые в поневы (домотканная шерстяная юбка) и расшитые рубахи с монисто (вариант бус).

В Нижнем Новгороде писком моды в начале прошлого века был головной убор с пушкáми, которые крепятся серебряным наушником.

Очень часто костюм приходит через третьи-четвертые руки, некоторые отслеживаются десятилетиями. Ты ездишь в одни и те же села, принимаешь людей не только как тех, от кого можно что-то взять, но когда вы становитесь близкими друзьями, практически родственниками. В моей коллекции есть несколько костюмов, которые стали для меня реликвиями, потому что их мне завещали умершие — бабушки, к которым я ездил год за годом. Я понимаю, что я выбран хранителем.
Андрей Боровский

Второй частью дефиле стали современные интерпретации по мотивам русского костюма. Дизайнер Варвара Зенина шьет вещи в русле актуальной городской моды, но вдохновляется русской этникой: традиционными силуэтами, национальными вышивками и узорами.

Хит бренда — повседневные мужские косоворотки.

Варвара Зенина и Андрей Боровский лично представили свои коллекции.

Эпиграфом к проекту стало открытие выставки «Русский мир в небесном и земном» в иторическом парке, которая будет работать еще некоторое время.

Фото: Екатерина Чаплинская
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)

Смотрите также