Рецензия на фильм «Не в себе»: и ее вылечат

3 апреля 2018, 11:12

Рецензия на фильм «Не в себе»: и ее вылечат
Фото: youtube.com
В киноцентре «Вавилон» начался прокат триллера Стивена Содерберга «Не в себе».

Этот режиссёр известен самыми разными фильмами, в частности это он в 2002 году начал и далее продолжил серию про друзей Оушена, снял «Супер Майка», «Эрин Брокович» и «Заражение». «Не в себе» — не первый его триллер и, казалось бы, с не слишком звёздными актёрами получилось что-то странноватое и не шедевральное, но с другой стороны — всё равно интригующее и напряжённое, стоящее внимания. И, кстати, фильм полностью снят на «Айфон»!!! Не зная этого заранее, ты вот так ничего и не заметишь. Всё как обычно, как будто просто камера, традиционные технологии и так далее. Фильмы, снятые на телефон (или якобы на телефон), ранее уже бывали, но вот именно на «Айфон» что-то такое крупное — нет, не припомню.

Кадр из фильма «Не в себе»

Бывают триллеры, в которых нет ни грамма мистики, демонов и чудовищ, и на самом деле всё реально, объяснимо, но тем не менее всё равно страшно. «Не в себе» — как раз из этой серии. Реалистичный и в то же время эпизодами с таким стечением обстоятельств, когда остаётся крикнуть — «Да ладно, это слишком — одно к одному». Действительно, есть три-четыре штампа, которые применены для нарочитого обострения сюжета и усложнения жизни главной героине Сойер (вот странно, в книге у Марка Твена у мальчика Тома была такая фамилия, а тут — имя молодой женщины), которую играет Клэр Фой. Но простить это можно. Ладно.

Кадр из фильма «Не в себе»

Итак, по сюжету уже относительно успешная и все же ещё и перспективная в дальнейшем сотрудница банка Сойер под влиянием неожиданной встряски и стресса решает поискать место, где можно хотя бы показаться хорошему психологу — у неё мания преследования, инспирированная в прошлом реальным преследователем, и делать с этим что-то вроде бы надо, жить с манией не очень комфортно. Такое место находится — центр «Горный ручей», только тут-то всё и начинается. Помнится, в СССР была карательная советская психиатрия, а тут мы по сути увидим карательную психиатрию американскую. Только она базируется не на идеологии и борьбе с диссидентами, вместо диссидентов тут — обычные бедолаги, которые в основном тоже как Сойер, не вдумываясь, подписали какую-то бумажку, а она в том числе оказалась согласием на немедленную госпитализацию. Человек удивляется, сопротивляется — а уже поздно, его как буйного психа тащат под руки санитары и уже не вырвешься. Ну а что? Деньги люди зарабатывают кто как, вот владельцы «Горного ручья» и откровенно затаскивают к себе пациентов, на медицинском страховании которых можно тоже заработать. Капитализм-с. Ничего постыдного. И ты вполне веришь — режиссёр убедительно показывают, что в современной Америке такое возможно, напоминая, как в целом там построена система здравоохранения. Для объяснения чего-то Содерберг использовал флэшбэки — не то чтобы сверхоригинально, но уместно.

Кадр из фильма «Не в себе»

И ещё немного рассуждений о том, какие бывают фильмы. Картин о душевнобольных снято за историю кино, в том числе недавнюю, множество. Взять хотя бы шикарный и относительно свежий «Остров проклятых» с Ди Каприо. И, пожалуй, можно сказать, что когда режиссёр пытается показать нам происходящее глазами такого больного, в многих других картинах это снято более талантливо, чем здесь. Есть лишь одна вспышка — когда героине якобы по ошибке дают огромную дозу сильного лекарства, от которого случается приступ. Может, Содерберг не очень этого и хотел? Ведь по его версии пациентка Сойер не так уж больна, хоть и не совсем здорова — так, что-то среднее (ну допустим, в его реальности такое возможно). Может быть. Ведь главный сюжетный поворот там в другом — борьба с реальным преследователем (сталкером), который «вдруг» оказывается сотрудником центра (поначалу ты в это вообще не веришь). И в этой борьбе — буря чувств, нездоровая любовь сталкера, его попытки что-то доказать и страх и ненависть Сойер, различные их вариации и просто сопротивление тем силам, которые пытаются откровенно сломать её жизнь. То есть уже не попытки напугать зрителя, а мелодраматизм и психология. Тонко, но увы, кое-что портит впечатление от этого — ладно, есть там какие-то штампы (где-то там героиня не приканчивает вовремя злодея, оставляет его в живых, а потом сама и с пыхтением вынуждена от него в диком страхе убегать), но в каких-то сценах просто движения персонажей второго плана просто механические. Даже не как у актёров студенческого театра, а и похуже. И это в Голливуде и у вот такого режиссёра-мэтра! Удивительно! И он даже не может оправдаться, что так и было задумано — не убеждает.

Кадр из фильма «Не в себе»

Кстати, и в полной мере симпатий Сойер у зрителя не вызывает — она человек далеко не во всём положительный по тем или иным параметрам, да и поступки характеризуют её не как рационального и здравомыслящего человека, что тоже портит впечатление.

Так что в целом «Не в себе» — фильм, который не развлекает, он даже вводит в большой стресс, но и всё же затем выводит из него в катарсис. Заставляет ли он ещё задуматься о тонкой грани безумия и здоровой психики? Ну да, и это тоже. Если вам вообще интересна эта тема, то она изящно и относительно по-новому здесь обыграна и наблюдать за развитием событий — дело захватывающее, а в концовке и вовсе вплетаются элементы детектива. Эмоциональное воздействие картина оказывает довольно надолго и пусть это не артхаус, но и чуть качественнее, чем массовое кино — некий продуманный баланс, которого создатели явно пытались добиться и вроде бы добились.

Оценка: 8 из 10.

Кирилл Янчицкий

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)

Смотрите также