om1.ru
Омский режиссер Ким Дружинин: «У нас не «Сталинград» – мы использовали 95 % рабочего материала» Накануне в киноцентре «Вавилон» состоялся предпремьерный показ российского фильма «Танки».

Омский режиссер Ким Дружинин: «У нас не «Сталинград» – мы использовали 95 % рабочего материала»

25 апреля 2018, 12:59
интервью

Омский режиссер Ким Дружинин: «У нас не «Сталинград» – мы использовали 95 % рабочего материала»
Фото: vokrug.tv
Накануне в киноцентре «Вавилон» состоялся предпремьерный показ российского фильма «Танки».

В центре сюжета картины — проверочный пробег прототипов легендарного Т-34 в 1940 году, который прошел по инициативе и с участием его главного конструктора Михаила Кошкина. Режиссер ленты — выходец из Омска Ким Дружинин, ранее в 2016 году большой резонанс получил его фильм «28 панфиловцев». После нынешнего показа Ким пообщался со зрителями и журналистами, узнав об их впечатлениях и ответив на все вопросы.

Действительно вот так можно вытащить танк из ямы мотоциклами, как это происходит в одном эпизоде?

 — Ну вы же увидели, что можно. Да, мы это сделали, тщательно все просчитав и подготовив. Снимали мы в основном в Подмосковье, но при этом хотели показать большое разнообразие природы в нашей стране. Поэтому там есть и сосновый бор, и березовые рощи, хлебные поля — это была одна из задач.

Кадр из фильма «Танки»


Танки там настоящие?

 — Да. Это два тягача на базе Т-34 1962 года выпуска, их нам предоставил «Мосфильм». Мы их переделали. Потому что это уже поздние образцы даже ходовой. И надо было приблизить их к прототипу. Специалисты, конечно, увидят, что траки гусениц там немного отличаются, задний лючок не квадратный, как на прототипе, а круглый и так далее. Но пусть эксперты не думают, что мы вот так по незнанию это допустили. Просто еще точнее переделать сложно технологически, конечно.

Кроме Аглаи Тарасовой, были другие варианты на главную женскую роль?

 — Были. Была масса вариантов, и на другие роли тоже. Единственный, по поводу которого сразу не было сомнений — это Андрей Мерзликин. Мы его утвердили сразу по фотографии. Вы видели фото Кошкина — Андрей действительно на него похож и потом он замечательный артист, который может это сыграть, и он тоже Ильич, кстати. Такое совпадение надо было использовать.

Кадр из фильма «Танки»


Минобороны вам как-то помогало?

— Мы консультировались с экспертами, в частности, в музее истории Т-34. Минобороны, конечно, помогало. Перемещать танки с одной площадки на другую — очень недешевое удовольствие. Без военных это специализированные траки, согласования, сопровождение — а они приехали, погрузили и поехали.

Вообще же бюджет у нас был небольшой, поэтому мы постарались уложиться в малое количество съемочных дней. Всего их было 35. Это весьма немного, особенно для приключенческого кино. Смены были очень насыщенные и тяжелые, права на ошибку по сути не было. Приходилось планировать все очень четко.

Поэтому в окончательный монтаж по сути вошло 95% снятого материала. Это и позволило сделать фильм недорого. Ничего лишнего. Это не «Сталинград» с его масштабами, где, как я знаю, 2/3 материала пошло в корзину просто потому, что его было очень много.

Готовиться к этой работе я начал в январе 2017 года. Далее в течение него прошли съемки.

Также в титрах указано, что автор идеи — министр культуры Владимир Мединский. Помимо такого авторства он просто интересовался, как у вас идут съемки, как-то следил за ними?

 — Понятно, что министр — человек занятой. У него не один наш проект, вся культура. Но он выбрал один день, когда мы снимали на Красной площади, он, так сказать, спустился к нам (улыбается). Посетил площадку, пожелал нам удачи.

Съемки фильма «Танки»

Сколько топлива сожгли танки на съемках?

 — Точно мы это уже не посчитаем. Вообще «жрут» они его будь здоров, я уже на радио сегодня говорил, что танком быть очень хорошо. Потому что когда у тебя заканчивается топливо, не ты едешь на заправку, а заправка едет к тебе.

Бывший актер омского драмтеатра Юрий Ицков тоже сыграл у вас одну из ролей. Это потому что он тоже из Омска или есть другие причины?

 — Так сложилось, что… он на самом деле же не омич, просто мы уже привыкли считать его своим, омичом, и я с ним и в питерском Театре сатиры очень много пересекались, я учился при этом театре, а он там играл. Ну и просто Юрий Леонидович очень подходит на эту роль, просто замечательно.

Как считаете, насколько ему интересна была эта работа?

 — Да вы знаете, ему вообще все интересно. Он очень живой, подвижный, любит работать… все одно к одному. А тут такая необычная история — сказочная, можно сказать. Поэтому он с удовольствием согласился.

Кадр из фильма «Танки»

При этом весь эпизод с его героем странноват. Некие белогвардейцы-казаки, какие-то махновцы, которых советская власть в лесах 20 лет не может найти и истребить — не думаете, что именно тут получилась некая «клюква»?

 — Я вспомню фильм «Неуловимые мстители». Там вы верите? Там огромное количество выдумки, но при этом есть Махно и другие реальные люди и столкновения. Это исключения и такой жанр. Просто у нас этот жанр — приключений умер. На «Мстителях», «Пиратах XX века» и в современном нашем кино он отсутствует. Никто в нем не снимает. Вот мы и выполняли такую тяжелую задачу совместить реальные факты и приключенческий жанр. Чтобы завлечь молодого зрителя в кинотеатр и рассказать, что были такой конструктор и эпоха, как это бывает, какие вообще бывают люди и так далее.

Я и перед показом предупредил сразу, что на полный историзм фильм не претендует. Есть замечательные документальные фильмы. Есть художественный байопик и одновременно производственная драма «Главный конструктор» 1982 года про этот же пробег. Там все очень правдиво рассказано, и в том числе, что он на самом деле проходил зимой.

Кадр из фильма «Танки»

А в реальной истории там был такой же предатель внутри экипажей?

 — Я знакомился с архивными документами. Там есть очень подробное описание пробега. Буквально до минуты. Конечно, там ничего такого не было. И вообще чего-то интересного. И они шли по шоссе все время. Ломались, чинились, снова ломались, Кошкина с середины пробега сняли, потому что ему нужно было вернуться на завод, на два дня на смотр они опоздали. Потом в Москве он их нагнал, танки Сталину все-таки показали. Но эта фраза Сталина «Это будет «ласточка» наших бронетанковых сил» — подлинная. Он так и сказал. Но на этом испытания были не закончены. Танки поехали обратно из Москвы в Харьков. И это расстояние Кошкин решил пройти полностью, убедиться во всем лично. К тому времени он был очень сильно простужен. Они провалились под лед, он получил воспаление легких и через несколько месяцев, к сожалению, скончался. Не дождавшись серийного выхода своего детища. Так что история трагическая. Но мы рассказываем историю победы, пути в Москву. Сознательно не затрагиваем трагический эпизод жизни, потому что все-таки жанр есть жанр.

Кадр из фильма «Танки»

В конце этого года выйдет еще и фильм «Т-34». Как считаете, что это — такое совпадение? Многих так заинтересовала эта тема?

 — Ну это всегда так в искусстве. Если в одном театре выходит «Чайка», то обязательно еще два-три театра «Чайку» поставят. Если кто-то снимает про 1917 год — сразу еще выходит куча фильмов про 1917 год. Как-то, видимо, мысль материализуется и, надо сказать, что здесь мы в съемочный период вошли позже всех. Другие фильмы уже сняты, но еще на стадии обработки. Это и «Т-34», и «Танкисты», и еще один, название которого я не знаю. У них всех съемки запустились раньше нас. Но мы вот уже в прокате, а они еще на пути туда.

Про что будет у вас следующий фильм?

 — Не хочу пока раскрывать, но скоро начну над ним работать.

Кадр из фильма «Танки»

Это может быть также военная тема?

 — Да не хотелось бы. Но не знаю, как получится. На подходе сейчас несколько сценариев, которые мы дорабатываем — не знаем, какой пойдет первым. Не исключено, что военная история. Но тогда уже последняя (улыбается). Есть же масса других интересных тем и историй. А про космос, например, кто будет рассказывать?

А взрыв грузовика в одном эпизоде был настоящим?

 — Конечно. Слава богу, никто не пострадал. Сначала, как вы заметили, из ЗИСа вылетела бочка, она приземлилась, куда запланировали, потом в сторону артистов полетело большое бревно, в этот момент мы стояли вместе с руководителем каскадеров и постановщиком трюков Максом за камерой, следили за траекторией полета, он постоянно порывался кинуться и закрыть их собой, я его удержал. Боялся испортить кадр. И все получилось как нельзя лучше.

Сами вы остались довольны результатом?

 — Знаете, как у Пастернака — «Пораженье от победы ты сам не должен отличать». Я, конечно, недоволен. Понятно, что где-то тут и там я бы сделал немножко не так. Но это рабочие моменты, это постоянно бывает. Поэтому в какой-то момент надо остановиться, успокоиться, забыть и пойти дальше.

Кирилл Янчицкий

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)