Рецензия на фильм «Собибор»: Гонка обреченных

11 мая 2018, 09:31

Рецензия на фильм «Собибор»: Гонка обреченных
Фото: youtube.com
В киноцентре «Вавилон» начался прокат российского фильма «Собибор» об одном из малоизвестных эпизодов Второй мировой войны.

Увы, картина попала при этом под пресс жесточайшей прокатной конкуренции с комиксом «Мстители: Война бесконечности», который вышел с ней одновременно. Соответственно, и кассовый успех ее из-за этого может оказаться меньше, будь ситуация немного другой. Хотя понятно, что выпустить ее именно перед Днем Победы было более чем логично. Ну что ж, это все рассуждения скорее деловые…

Кадр из фильма «Собибор»

А что касается творчества? Это первая режиссерская работа Константина Хабенского, и при этом он сыграл в ней сам же и главную роль. Прямая параллель с Козловским и его спортивной драмой «Тренер», которая вышла чуть раньше и сейчас продолжает бороздить российский прокат. Как видим, до своих режиссерских работ оба этих безусловно талантливых актера дозрели в разном возрасте (33 года и 45 лет) и при этом точно можно сказать — в совершенно разных сюжетах у них обоих получилось достойно. Если про Данилу говорят, что ощущение такое, что он всю жизнь постановщиком и работал, то моя оценка о Хабенском — в дальнейшем из него может получиться хороший постановщик, даже если он не поставит производство на поток, а будет все равно чаще сниматься сам как актер у кого-то другого.

Константин Хабенский

Заранее было известно, что к фильму причастен пока еще действующий министр культуры России Владимир Мединский. Впрочем, каким образом причастен? Скажем, на «Кинопоиске» ранее его имя из списка сценаристов согласно данным прокатчиков убрали — но, скорее всего, прокатчиков об этом попросил сам министр. Он комментировал в общении со студентами ВГИКа свою причастность скромно и одновременно как-то снисходительно: «Я не автор сценария. Я написал историю на несколько страничек и отдал ее продюсеру, не синопсис, а просто историю». Очень быстро эти слова попали в прессу.

Главную же работу над самим сценарием проделали сразу четыре человека: сам Хабенский, Андрей Назаров, Анна Чернакова и такой мэтр кино, как Александр Адабашьян. Понятно, что реальную историю о восстании и побеге в немецком концлагере Собибор, где содержали и казнили именно евреев, они несколько додумали и что-то добавили, но в целом у зрителя быстро возникает ощущение достоверности.

Кадр из фильма «Собибор»

Хабенский использовал для картины немало, очень даже немало различных штампов, которые вспоминаются о фашистах, их отношении к евреем, концлагерях, Холокосте, но не сказала бы, что такие штампы вызывают прямо-таки отторжение. Наоборот — чаще они все же уместны.

Какие же это штампы, если для примера? Ну, скажем, в начале фильма только прибывающие в лагерь евреи подавлены, но пытаются как-то хорохориться и приспособиться к жестокой новой реальности — мол, они и тут как-то смогут жить. Среди них — героиня звезды «Матильды» Михалины Ольшанской. Она, кстати, вынесена на афишу картины вместе с Хабенским, Сергеем Годиным, Романом Агеевым и Марией Кожевниковой. По сути пять звезд фильма (известный по голливудским фильмам Кристофер Ламберт упомянут на афише, но без его визуального образа) — и неожиданно то, что одна из них, как раз та, кого играет Ольшанская, быстро погибает в газовой камере. Оригинально, но спрашивается, стоило ли брать на такую роль именно эту актрису?

Кадр из фильма «Собибор»

Штамп по сути основной — показать немцев жестокими, безжалостными и довольно туповатыми нелюдями. С этой задачей все актеры, их игравшие, справились, кстати, отлично. Впрочем, есть одна более подробная история начальника лагеря Херцеля (Ламберт), которая хотя бы поясняет его мотивацию верного члена НСДАП и подданного Гитлера. Он рассказывает, как в молодости хотел жениться на еврейке, но его отец и не дал это сделать. Кто теперь виноват в его жестокости к евреям? Он сам? Может, Гитлер? Нет! Он в этом никогда не признается. Виноват его отец. И никто иной. Удобно. Кстати, он еще и в легкой форме вуайерист. Другой относительно обрисованный персонаж — немец, который любит много фотографировать. Планирует после войны устроить фотовыставку. Вот такая интересная черта.

Есть и некоторые другие штампы, которые даже трудно конкретизировать, но они в любом случае присутствуют. Ну а показать евреев страдающими — для этого сделано многое и разнообразно. И даже в такой драме где-то найдется место и юмору…

Кадр из фильма «Собибор»

Цитата:

— Нам нужен командир с военным опытом.

— Нормальный еврейский подход…

Но, как уже сказано, никаких художественных достоинств фильма это не умаляет. К тому же есть и красивая продуманная картинка, хорошая музыка композитора Кузьмы Бодрова и некоторых классиков, очень убедительная драматургия. Даже когда кто-то из зрителей с недоумением вопрошает — «А чего это героиня Кожевниковой весь фильм просто молча ходит?» — ты, посмотрев сам, понимаешь, что и с Кожевниковой именно так все было задумано. Именно вот такая роль. Почти без слов. Которая, естественно, тем сложнее. Но именно концептуально такая — драма молодой женщины, которая, попав в подобный ад, замкнулась вот настолько.

Конечно, нельзя не сказать о роли самого Хабенского. Его герой Александр Печерский, попадающий в Собибор из лагеря в Минске — реальный персонаж. Как и многие тут. Его руководство коротким восстанием и последовавшим побегом — вещь, как пишут в титрах создатели, не признанная при советской власти. Его не отметили наградами, он успел после возвращения через линию фронта повоевать в штрафбате как бывший пленный, а в мирное время умер своей смертью, прожив еще долгую жизнь. Несгибаемость, внутренний стержень, хладнокровие, лидерские качества и человеческое достоинство прототипа актер-режиссер где-то неуловимыми мазками, а где-то густыми передал очень убедительно.

Кадр из фильма «Собибор»

Цитата:

— Вы что, не хотите жить?

— Нет. Так не хочу.

Именно во многом факт исторического замалчивания на самом деле уникального события изначально тронуло и Мединского, и далее создателей. И они сумели проникнуться его духом и тем, что и о таком эпизоде в борьбе с врагом — даже по ту сторону фронта, и в относительно небольшом лагере (по достоверной картинке кино число узников тоже видно как небольшое, Собибор вообще нельзя сравнить с самыми известными лагерями типа Маутхаузена или Бухенвальда) — нужно очень четко помнить и не прощать. Тем более в ситуации, когда в одной из соседних стран Гитлер стал героем, а фашизм — государственной идеологией (все мы знаем, почему и из-за кого все это произошло).

Оценка: 8 из 10.

Анфиса Пушкина

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)

Смотрите также