om1.ru
Средь модных и старинных зал: как Бурков сходил на омскую «Ночь музеев» Врио губернатора обошел за вечер четыре музея, постоял у пермского Иисуса, оценил иронию Дамира Муратова, подержал кандалы и послушал пение шаманов. Увиденное привело его к мысли, что Омск — культурная столица Сибири.

Средь модных и старинных зал: как Бурков сходил на омскую «Ночь музеев»

Врио губернатора обошел за вечер четыре музея, постоял у пермского Иисуса, оценил иронию Дамира Муратова, подержал кандалы и послушал пение шаманов. Увиденное привело его к мысли, что Омск — культурная столица Сибири.

19 мая Омск погрузился в «Ночь музеев». К акции в этом году присоединилось 12 учреждений, которые принимали посетителей глубоко за полночь: программы длились с 18:00 до 1:00. Недостатка в зрителях явно не было. Сотни горожан весь вечер перемещались от музея к музею — пешком или на специальных шаттлах, связавших все точки единым маршрутом.

Заинтересовала музейная ночь и первое лицо региона. У врио губернатора Александра Буркова была насыщенная культурная программа — четыре музея за два часа, в каждом из которых ему организовали персональные экскурсии. Стартовал маршрут с музея им. Врубеля, где Бурков появился в 20:00 в сопровождении министра культуры Юрия Трофимова.

По залам главу региона провела лично директор музея им. Врубеля Фарида Буреева. А его бывший руководитель, Юрий Трофимов, ограничился ролью второго гида, периодически вставляя ремарки в оживленный рассказ Буреевой о музейных сокровищах. Сам глава Минкульта, похоже, немного скучал: беглый обзор постоянных экспозиций едва ли мог его чем-нибудь удивить. Зато Бурков живо интересовался едва не каждым экспонатом, постоянно останавливался и задавал вопросы, успевая позировать на фоне полотен.

Первым делом врио губернатора заглянул на выставку «Айны: загадочный мир», в которой уникальная коллекция акварелей японского живописца 19 века Бёдзана Хирасавы рифмуется с картинами совеменного омского художника Дамира Муратова. В следующем зале он постоял у триптиха Врубеля, бросил взгляд на русских авангардистов и обошел вокруг копии врубелеской же скульптуры «Роберт и монахини».

Далее главу региона отвели на выставку «пермских богов» — деревянных скульптур православных святых, которых мастера Пермского края, поздно затронутого христианизацией, награждали элементами укоренившегося языческого культа. Там Бурков постоял перед плачущим Иисусом, посмотрел на распятие и выслушал рассказ о суровых пермских нравах.

Следующей точкой маршрута стал музей «Искусство Омска», с недавних пор работающий в Омской крепости. Добирались туда врио губернатора и его свита на тех же шаттлах. Перед входом в музей Бурков решил обойти площадку с уличными интерактивами, где дети ковали подсвечники и лепили из гипса.

Остановившись у гончарного круга, он патриотично поинтересовал у мастера: почему глина не омская. Как оказалось, омская недостаточно жирная для сложных изделий — подойдет разве что для горшков.

При этом Бурков подначивал стоящих вокруг детей: «Давай, попробуй, это не сложно». Но сам от гончарного опыта воздержался.

А у площадки с лепкой из гипса он получил неожиданное предложение. Мастер предложил отлить ему бюст Сталина. «Будете всем говорить, что это не ваш стиль управления», — пошутил скульптор. Бурков от столь неоднозначного подарка вежливо уклонился, заявив, что лучше пришлет на обучение сына.

В самом музее он обошел выставку под названием «Нигредо» (с лат. «чернота»), погулял в полумраке, рассматривая абстракции омских современных художников, сквозь мини-вход на декорации ночного города «вынырнул» в «белый» зал и перешел к другим экспозициям.

Наконец его подвели к картине-мему Дамира Муратова «Гоголь и Достоевский играют в города». Бурков, очевидно, оценил иронию, посмеялся, но комментировать работу не стал.

Отметился в музее и директор департамента культуры Владимир Шалак. Однако к делегации коллег из облправительства он не присоединился.

Третьей точкой стал литературный музей им. Достоевского, где глава региона, как выяснилось, побывал впервые. С первого шага его погрузили в подробности каторжной жизни Достоевского в Омске. Продемонстрировали и кандалы, которые Бурков даже подержал в руках, и арестантские рубахи с «бубновым тузом», параллельно цитируя мрачные места из «Записок из Мертвого дома».

На входе врио губернатора ждал открытый люк в «подземелье» — подвал дома коментантов, который не так давно обнаружили и превратили в локацию квеста «Побег из острога». Спускать туда ВИП-персон, к счастью, не стали.

Экскурсовод увлеченно рассказывала Буркову биографию Достоевского, делая упор на то, что именно омская каторга сделала из него великого писателя. Врио губернатора внимал рассказу и позже признался, что музей его впечатлил.

— Он меня поразил — не только атмосферой комендантского дома, хотя сочетание выставки Достоевского в том доме, где сидели его «стражи», очень символично. Пройдя по экспозиции, понимаешь, что Федор Михайлович состоялся как человек, как творческая личность, именно здесь, у нас в Омске. Основная часть его произведений была написана после каторги. У него есть золотые слова в письме к брату, где он пишет, что познал, может быть, не всю Россию, но глубину души русского человека, — поделился он впечатлениями.

Завершилась культурная программа в Краеведческом музее, который отмечает в этом году 140-летие. Бурков выслушал рассказ директора Петра Вибе, а потом заинтересовался мифическим львом, который когда-то охранял храм в Китае.

Затем ВИП-зрители оценили «фишку» этого вечера — привезенную из Кунсткамеры 300-летнюю маску шамана, выставленную под стеклом. Выставка сопровождалась горловым пением под бубен и варан. Как утверждалось, пел в том числе настоящий современный шаман.

Впрочем, шаманизм Буркова не особенно заинтересовал и он поспешил в помещение с нумизматическими коллекциями. Там ему презентовали старинные монеты и дали подержать в руках екатериниские деньги. После чего глава региона сам сделал дар музею — коллекционные монеты с изображениями Пушкина и Лермонтова.

— Краеведческий музей празднует 140-летие. Это действительно огромный пласт истории и Сибири, и России. Хотел бы дополнить вашу коллекцию нумизматики и желаю, чтобы она разрасталась в новые помещения, — заявил он.

В финале врио губернатора поделился своими впечатлениями. Больше всего его удивило количество зрителей на культурной акции: «Тысячи и тысячи человек, которые перемещаются по экспозициям 12 музеев. Заметен интерес людей, очень много молодежи приходит», — отметил он.

И объявил Омск культурной столицей Сибири.

— У нас в Омске есть не только исторические вещи, но и современное искусство. Мы в этом плане очень богаты, и сегодняшний праздник «Ночь музеев» подтверждает, что мы действительно культурная столица. Этим надо гордиться, — высказался врио губернатора.

Фото: Екатерина Чаплинская
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter